СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инженеры будущего

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности.vАктуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Инженеры будущего»

МБОУ СОШ № 32 городского округа Мытищи

Московской области


« Инженеры будущего»

Ферару Лариса Ивановна,

учитель начальных классов



« В инженеры б я пошел,

пусть меня научат»



Аннотация

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, актуализируется задача развития инженерной деятельности. Основное внимание в работе акцентируется на системный подход в развитии инженерно-технической деятельности младших школьников: учебный процесс, внеурочная деятельность, участие в конкурсах детского технического творчества. Данное направление дополняется также рассмотрением вопроса ранней профориентации младших школьников. Возродить интерес школьников к техническим специальностям – важная задача.  В связи с этим возникает проблема: современные школьники не знакомы с профессиями будущего. Из данной проблемы возникает гипотеза: знакомство детей с профессиями будущего, поможет им в дальнейшем ориентироваться в выборе собственной профессии. В статье представлены пути и способы формирования научно-технического творчества, изобретательства, навыков конструирования и моделирования в учебном процессе и во внеурочное время, а также формами организации в выборе собственной профессии.

Ключевые слова: инженер, инженерный, образование, робототехника, конструирование, моделирование, профессии будущего, архитектор виртуальной реальности, инженер-робототехник, инженер цифрового моделирования, 3D специалист, молекулярный диетолог.


Представления о профессиях у ребёнка 7-11лет ограничены его небогатым жизненным опытом. Даже о знакомых профессиях дети знают очень мало. Раннее знакомство с различными видами труда расширяет круг интересов и склонностей ребёнка, учит ставить перед собой конкретные цели, осознавать своё будущее место в обществе. Одним  из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является инженерное образование. Возродить интерес школьников к техническим специальностям – важная задача подготовки инженерных кадров. «Слово «инженер», введенное в русский язык Феофаном Прокоповичем при Петре Великом, восходит к латинскому «ingenium» – «остроумное изобретение» – и по своей исходной сути означает творца новых жизненных благ и умений. Таким образом, под термином «инженерный» надо подразумевать творческий подход к преобразованию материального мира в соответствии с потребностями общества. Термин «образование» можно определить как регулярный способ передачи детям набора стандартных навыков, знаний и умений, необходимых человеческому сообществу. Очевидно, что реализовать подготовку специалиста возможно только если стартовать в начальной школе. Насколько же ситуация в школе соответствует вызовам времени? Рассмотрим некоторые положения ФГОС НОО как одного из основных документов, регламентирующих образовательную деятельность.  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями)» [3, с.6, 7].

Эти пункты можно отнести к инженерным.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования, решения инженерных задач, развитие целостного представления об окружающем мире и мотивации к изучению наук естественнонаучного цикла. С основами инженерных знаний обучающиеся знакомятся на уроках технологии, математики, окружающего мира.

При организации учебного процесса используются такие формы работы:

-теоретические и учебно-практические занятия.

  • Решение проектных задач.

  • Тесты на конструктивные способности, изобретательность.

  • Робототехника на уроках математики.

- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

  • Исследовательская работа на тему «Портфолио младшего школьника».

  • Исследовательская работа на тему «Мои электронные поделки»

  • Исследовательская работа на тему «История и жизнь городского округа Мытищи в математических задачах»

  • исследовательская работа по теме «Конструктор Lego» – гениальное изобретение" 

- групповая работа (проектная деятельность)

  • Проект на тему «Пазлы – развлечение или наука?»

  • Проект на тему «Мир социальных сетей»

  • Проект на тему «Роботы в нашей жизни»

  • Проект на тему «Создание компьютерной игры как средство развития школьника»

Проектная и исследовательская деятельность предполагает участие школьников в олимпиадах, фестивалях, выставках, показательных соревнованиях, круглых столах различного уровня. В связи с этим, в России проводится множество различных конкурсов, конференций и других мероприятий в целях развития инженерно-конструкторских способностей и технического мышления у подрастающего поколения, интереса к научной (научно-исследовательской), изобретательской деятельности. [2, с. 56-60]

  •  Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

  • Всероссийская конференция "Юные техники и изобретатели"

  •  Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест».

  • Всероссийская Робототехническая Олимпиада.

  • Всероссийские соревнования ИКаР и ИКаРенок. 

  • Всероссийская научно-практическая конференция "РоботоБУМ.

  • Международный конкурс по лего-конструированию «МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ С ЛЕГО!»

  • Международный научно-технический, системно-инженерный конкурс - акселератор детских и молодежных инновационных проектов "НТСИ-SkАРТ".

Еще одним направлением подготовки будущих инженеров является сотрудничество с промышленными предприятиями, которое может быть реализовано через организацию экскурсий, консультирование детей при выполнении технических проектов, проведение специалистами занятий и мастер-классов. Также, участие родителей совместно с детьми в различных технических конкурсах, конференциях, круглых столах, тематических беседах.

В последнее время образовательные организации всё большее внимание уделяют техническому творчеству детей в кружковой деятельности. Для развития компетенций в области техники можно выбрать несколько основных направлений: кружки робототехники, кружки моделирования, курсы программирования.

Робототехника

Последнее время большую популярность набирают кружки робототехники, где детей учат собирать роботов. Робототехника сейчас находится на подъеме, и на волне общественного интереса появилось большое количество образовательных проектов. Это наука, которая изучает проектирование и использование автоматизированных технологических систем, а попросту – роботов. Для детей существует возможность изучения робототехники в школах и в секциях дополнительного образования. Создаются роботы при помощи специальных конструкторов. Дети легко вовлекаются в этот процесс, ведь создать робота самостоятельно, а главное – получить результат, чрезвычайно интересно. Почти все конструкторы обладают различными преимуществами, а именно: большим разнообразием деталей; свободой выбора темы; безопасностью при надлежащем использовании; долговечностью.

Моделирование

Кружки моделирования («умелые руки») — явление, имеющее, большой спрос. Именно на таких кружках ребенок учится работать настоящим инструментом и изготавливать простые, но осязаемые изделия. (рис.2)

Цель кружка: вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно, развивать стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материале.

Курсы программирования

Школы программирования также находятся на пике популярности. В них дети получают навыки работы с алгоритмами и общие навыки работы с компьютером.

Системная работа по внедрению технических кружков позволит обеспечить в дальнейшем подготовку энергичных предприимчивых людей, обладающих качествами лидера, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, достигать жизненного успеха, организовывать созидательную социально полезную деятельность на благоразвития города, региона, страны.

Очень важный вопрос, который затрагивается в этой теме, это работа по ранней профориентации младших школьников. Она может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную игровую деятельность. Сотрудничество детей включает не только с педагогами, но и с родителями. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные); продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов). [2]

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться:

  • архитектор виртуальной реальности (работает на стыке разных направлений науки, искусства и IT-технологий: архитектуры и строительства, дизайна, промышленности, медицины, образования и развлекательной индустрии.)

  • инженер-робототехник (создает роботов, может заниматься их "лечением" и написанием самых разных программ для роботов.)

  •  инженер цифрового моделирования (специалист, управляющий цифровой моделью целого предприятия.)

  • 3D специалист (работает со сложными техническими программами.)

  • молекулярный диетолог (это специалист, который разрабатывает для каждого человека уникальную диету, изучая генетическую структуру клеток своего пациента и все индивидуальные особенности его организма.)

Таким образом, исследование показало, что необходимо пробуждать интерес к инженерии с раннего возраста с целью выявления способностей и воспитания талантов, а затем, пропагандировать и повышать престиж профессии инженера.

Промышленность в России активно развивается, а значит, ей нужны новые кадры — в том числе и инженеры. Они работают на атомную энергетику, авиационную и космическую отрасли, производят электронику, продукты питания и лекарства. Все эти фабрики и заводы нуждаются в инженерах, которые разбираются в передовых технологиях. Министерство труда России заявило, что в стране катастрофически не хватает представителей технических профессий. И спрос на них в ближайшие 20 лет будет только расти.



Список литературы:

  1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] future4you.ru›

  2. Богданова, Д.А. Социальные роботы и дети / Д.А. Богданова // Информатика и образование. ИНФО. - 2018 - № 4

  3. Многогранный мир профессий [Электронный ресурс] resurs-yar.ru/

  4. Смирнова, Г. А. Как воспитать инженера / Г. А. Смирнова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/2/95/ (дата обращения: 24.10.2021).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]https://fgos.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!