Инклюзивное обучение на уроках английского языка.
В наши дни одними из основополагающих принципов при получении образования провозглашаются принципы приоритета ученика,
гуманизации образования.
Актуальным направлением реформы системы образования в России является так называемое «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем-то отличающегося от принятой нормы.
Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей.
Опыт работы в этом направлении говорит о том, что внедрение инклюзивного образования полезно обществу по ряду причин:
Оно помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
Оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
Оно предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства.
Оно расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов и методов преподавания.
Хотелось бы остановиться на применении принципов инклюзивного обучения на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ.
При реализации инклюзивного обучения на уроках иностранного языка рекомендуется (http://papagame.ru):
- формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;
- использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком;
- создавать благоприятный психологический климат;
-использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD;
- формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.
При организация системы работы с детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка я стараюсь подбирать посильные индивидуальные задания, разрабатываю дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся, конкретизирую учебные задания с указанием способов работы, предупреждаю ошибки детей.
Способствует успеху в освоении иностранного языка и совместное с детьми выполнение образцов заданий, предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения на своих уроках я учу детей с особыми образовательными потребностями вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо.
Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.
Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей, и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.
Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.
Работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом.
Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.
Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. «Права человека и модернизация российского образования» – Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина.
4. Школа, открытая для всех: пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми-инвалидами
сост. Е.Н. Брешенкова; ред. А.И. Кардашина. – Тула, 2006.
5. Ульенкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы – 2008. – № 4.
6. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии 2010. – № 3. 7. 8.
7. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями– 2010. – № 3.
9. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999. – №4.