Любая форма организации педагогического процесса основана на принципах педагогической техники. Педагогическая техника – это система навыков и умений, которые позволяют педагогу видеть, слышать и слушать своих воспитанников, передавать им знания. В первую очередь стоит вспомнить основные принципы педагогической техники:
- Принцип свободы выбора
- Принцип открытости
- Принцип деятельности
- Принцип обратной связи
- Принцип идеальности
Сегодня мне бы хотелось осветить один из самых первостепенных вопросов ежедневной деятельности педагога. Главной задачей педагогического процесса в групповой работе это возможности управления классом. Исходя из этой задачи можно выделить следующие формы или приемы педагогической техники, например, соуправление. Для этой техники необходимо установление авторитета в группе. Бывает авторитет силы. Его слушаются и подчиняются из страха и боязни наказания. Механизм силового управления довольно простой, поэтому его довольно часто используют, здесь не нужна никакая педагогическая техника. Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно. Ключевое слово здесь – доверие и уважение. Важно поддерживать демократическую, дружескую атмосферу сотрудничества и для этого нужны конкретные приемы.
Прием демонстрации профессионального уровня. Профессионализм уважают все, ученикам важно понять, что учитель досконально владеет предметом. Для этого мы можем сами показать пример выполнения сложного творческого задания. Ведь учащийся будет внимательно слушать того педагога, который умеет делать то, чему учит.
Прием «Выход за пределы». Если педагог сможет грамотно соединить события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма – восторг учащихся будет обеспечен. Важно использовать межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний.
Прием «Сравнивания позиции». Учитель всегда смотрит «Сверху». Он наблюдатель, учащиеся же всегда находятся под пристальным взором и чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Для этого приема педагогу нужно поставить себя на позицию оцениваемого. В конце урока можно дать оценку самому себя за проведенный урок, важно дать оценку именно себе, не конкретному учащемуся или группе иначе все перейдет в морализирование.
Прием «совет». Этот прием реализуется, если вы по сложным вопросам, проблемам отношений советуетесь с детьми. Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Но последнее слово все же за учителем, об этом следует заранее предупредить.
Для организации успешного педагогического процесса необходима логичная и структурированная организация урока. Для этого существую педагогические приемы, для которых мы вводим традиции урока, полезные ритуалы педагогического общения.
Вход в урок. Учитель начинает урок с общей «настройки» класса. Например, в начале урока можно познакомить учащихся с планом урока. Можно начать с интеллектуальной разминки – два, три несложных вопроса на размышление, с традиционного устного или письменного опроса. Основная идея – настроить учащегося на учебный процесс, а не устроить проверку знаний. Могут быть и другие варианты. Если класс слабый и тяжело настраиваться на начало занятия рекомендуется начинать урок всякий раз с одного и того же ритуала, что не обязательно для слаженного класса.
Прием завершения урока. Важно четко традиционным действием или словом завершать урок. Ученики ценят возможность точно по времени завершить урок, не затягивая этот процесс. Завершать урок можно доброжелательной фразой, которая со временем станет сигналом завершения урока.
Отдых. Важно организовать процесс отдыха учащихся во время урока. Этот прием также положительно воздействует на выстраивание процесса обучения. Для этого можно выбрать игровую учебную деятельность.
Прием невербального управления. Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия – все с помощью голоса. И это создает дополнительную нагрузку ученику: ему приходится разделять разного рода голосовые сигналы. Для этого приема можно использовать маленький колокольчик или негромко хлопнуть в ладоши. Учитель может использовать для управления классом несловесные команды.
Прием «Дай себе помочь». Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. В этом приеме обоюдная польза, позволяющая педагогу экономить ресурс, а учащемуся вовлечься в процесс. (Ой, мне нужен еще один карандаш) Этот прием также предполагает психологическую поддержку низкостатустного учащегося, которому вы тем самым уделяете внимание.
Прием «введение роли». Ученик участвует в управлении обучения, выполняя некую роль. Учитель излагает устный материал. Как только произносится информация, которая подвергается сомнению включается, например, роль «неверящий». Эта роль оживляет скучный устный материал и заставляет глубже усвоить материал. К концу урока слово берет «связник». Его роль связать материал сегодняшнего урока с ранее полученными навыками, знаниями, в том числе и на других предметах. К концу урока можно ввести роль «подводящего итог», он может сказать какая мысль или информация на уроке была главной. Таких ролей может быть огромное количество.
Прием «Мордашки». Действует с учащимися младших групп. Ученики во время урока могут сигнализировать о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек конкретных цветов или форм. Каждая из карточек может соответствовать определенному настроению. С помощью этого приема учащиеся могут обратить внимание на себя, а учителю дается возможность корректировки настроения класса как в начале урока, в середине или его конце в момент рефлексии, завершения урока.
В процессе педагогической деятельности у каждого педагога складываются собственные техники и формы организации работы. Из этих понятий складывается общая культура педагога, культура личности. Такой педагог берет на себя ответственность, регулируя конфликты, умеет принимать совместные с учениками решения, принимает и уважает другую культуру личности ученика или другого педагога. Педагогическая техника – это важный инструмент педагога, который он принимает ежедневно в своей деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Формы и приемы педагогической техники»