СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и педагогические техники

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая техника — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Лихачев Б.Т.)

Педагогический приём представляет набор рекомендаций по организации и проведению учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и педагогические техники»


МБОУ СОШ №16

педагог-организатор

Андреева Виктория Александровна

ПРИЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ


Важным признаком современного урока является его технологичность.

Педагогическая техника — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Лихачев Б.Т.)

По смыслу она схожа с педагогическим менеджментом, который включает в себя: цель-средства-условия-результат. Технология отличается от методики тем, что она может быть воспроизводима с устойчивой результативностью, т.е. с позитивными изменениями в развитии учащихся.

Педагогический приём представляет набор рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Техника гарантирует конечность результата и проект учебно-воспитательного процесса. К числу современных образовательных приёмов и техник можно отнести:

  • Личностно-ориентированное развивающее обучение;

  • Проблемное обучение;

  • Разноуровневое обучение;

  • Проектные методы обучения;

  • Исследовательские методы обучения;

  • Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ);

  • Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • Технология развития «критического мышления»;

  • Система инновационной оценки «портфолио»;

  • Технология дистанционного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Коллективная система обучения (КСО);

  • Обучение в сотрудничестве (командная групповая работа);

  • Технология модульного и блочно-модульного обучения;

  • Лекционно-семинарско-зачетная система обучения;

  • т.д.


Пассивные приёмы обучения - учащиеся должны усвоить и воспроизвести материал, который передается учителем, источником знаний для одностороннего представления информации. Это: лекции, чтение, опрос, рассказ, объяснение нового материала. (Рис. 1.)

Активные приёмы обучения - обучающиеся выполняют задания, вступая в диалог с учителем: беседа, интервью. (Рис. 2.)


Интерактивные приёмы обучения: метод, построенный на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. (Рис. 3.)


УЧЕНИК УЧЕНИК


ПЕДАГОГ УЧЕНИК ПЕДАГОГ УЧЕНИК

УЧЕНИК УЧЕНИК

Рис. 1..

Рис. 2.

УЧЕНИК


ПЕДАГОГ УЧЕНИК


УЧЕНИК

Рис. 3.


Интерактивные приёмы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер.


Педагогические техник и приёмы, используемые уроках:


  1. Повышение интереса у учебного материала. Лови ошибку.

    • Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Можно даже подсказывать мимикой или интонацией «опасные» места. Это требует внимания и готовности вмешательства, учащихся в процесс обучения.

    • Ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками - пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учащимися.

    • Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Здесь есть, где развернуться фантазии учителя. Учащиеся могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками; тексты, чертежи, или рисунки.

  1. Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам).

На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки, формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.

В течение прохождения темы в опрос включаются эти правила, понятия, формулировки, формулы и т.д.

3. Повышение интереса к учебному материалу. Привлекательная цель.

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, в сфере его непосредственных интересов. Выполняя ее, ученик волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.

  1. Повышение интереса к учебному материалу. Удивляй.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

  1. Повышение интереса к учебному материалу. Отсроченная отгадка.

    • В начала урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка в которой (ключ для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.

    • Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

  2. Повышение интереса к учебному материалу. Практичность теории.

Ведение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

  1. Повторение пройденного на уроке.

Самый непродуктивный, утомительный и - увы! Распространенный способ повторения - традиционно-репродуктивный. Когда наблюдается дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Мы будем говорить об активном и развивающем повторении: переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания, в следующих функциональных блоках:

  • Своя опора;

  • Повторяем с контролем;

  • Повторяем с расширением;

  • Свои примеры;

  • Опрос-итог;

  • Обсуждаем домашнее задание.

  1. Повторение пройденного на уроке. Повторяем с расширением.

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

При этом совсем необязательно, чтобы учитель на них отвечал. Пусть некоторые из них останутся как открытые проблемы данной темы.

Этот прием по технологии подобен «Пресс-конференции», но имеет другие цели.

  1. Повторение пройденного на уроке. Обсуждаем домашнее задание.

Учитель вместе с учениками обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

При этом изученный материал еще раз просматривается. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.

Прием хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания достаточно разнообразны.

9. Повторение пройденного на уроке. Обсуждение выполнения домашнего задания.

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Сильный учитель не даст манипулировать собой, но всегда учтет мнение учеников.

10.Приемы устного опроса. «Светофор».

«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения «светофора» зависит от типа опроса. Они требуют разных видов умственной деятельности:

  • Опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать. Здесь, красный сигнал означает «Я не знаю». Это сигнал тревоги. Зеленый сигнал - «Знаю».

  • Учитель задает творческие вопросы. На них ученик не обязан знать ответ. Зеленый обозначает «Хочу ответить». Красный - «Не хочу ответить». Польза «светофора» в активной позиции ученика.

11.Игровая деятельность. «Да-нетка» или универсальная игра для всех.

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

«Да-нетка» учит:

  • Связывать разрозненные факты в единую картину;

  • Систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • Слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, и т.д.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и т.д.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ученики отвечают только словами «да», «нет», «и, да и нет».

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается давать ответ установленным жестом. Если дети не смогли или не успели найти ответ, используется прием «Отсроченная отгадка».

  1. Игровая учебная деятельность. Игра в случайность.

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую, как в телеигре «Что? Где? Когда?» достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно наоборот вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телеигре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик.… Кроме рулетки используются игральные кости, тянут жребий, запускают бумажный самолетик - в кого попадет….

  1. Приемы устного опроса. Опрос по цепочке.

Предлагается развернутый, логический, связный ответ.

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

  1. Приемы устного опроса. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит в то время, как класс занят какой-либо письменной работой. В данном опросе можно использовать, например, лист контроля формул. Это полезно для всех «формулосодержащих» ученых предметов.

  1. Приемы устного опроса. Программируемый опрос.

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений. Пусть поспорят.

16.Приемы письменного контроля. Факторологический диктант.

Диктант проводится по базовым вопросам. На парте только чистый лист и ручка, допускается только базовый лист. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости размышлений, должна работать память.

Жесткая форма работы. Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

17.Приемы письменного контроля. Блиц-контрольная.

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

Сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. По темпу блиц-контрольная сходна с факторологическим диктантом. Включает в себя 7-10 стандартных заданий. Время примерно по минуте на задание.

18. Уровни и виды домашнего задания. Особое задание.

В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание, например, «олимпийский резерв». Раз особое внимание, то и особое задание.

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.

19. Уровни и виды домашнего задания. Творчество работает на будущее.

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. Диапазон творческих заданий высок. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например:

  • Частушка, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

  • Чайнворды, кроссворды;

  • Тематические сборники интересных фактов, примеров, задач;

  • Сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;

  • Учебные комиксы;

  • Плакаты - опорные сигналы;

  • Мнемонические формулировки, стихи и др.

  • И т.д.

Если учитель работает по этой теме, то за несколько лет накапливается у него бесценное пособие.

20. Уровни и виды домашнего задания. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание 2х или 3х уровней:

  • Первый уровень задания - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и ПОСИЛЬНЫМ любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

  • Второй уровень задания - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

  • Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. Диапазон творческих заданий высок.

21. Приемы подачи домашнего задания. Идеальное задание.

Учитель не дает никакого домашнего задания, но функция домашнего работы выполняется.

Учитель предлагает школьникам выполнить домашнюю работу по их современному пониманию.

Это может быть из известных вам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько примеров, а кто-то нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!