СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование пространственных представлений у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Формирование пространственных представлений у младших школьников"»



РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ




Аннотация статьи. В данной статье рассматривается значимость и актуальность развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики.

Ключевые слова: развитие пространственных представлений, развитие пространственного мышления.

Формирования пространственного мышления младших школьников отражается в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), которые предусматривают овладение школьниками основами алгоритмического, логического мышления, пространственного воображения, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, развитие умений использовать математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

Особое внимание развитию пространственных представлений необходимо уделять в младшем школьном возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, речь, воображение.

Однако, по результатам ВПР в 4 классе за 2021 год 30% младших школьников Красноярского края не справились с заданиями, связанными с пространственным мышлением. Почему же такие показатели?

Недостаточно сформированные и развитые у ребёнка пространственные представления непосредственно имеют влияние на уровень интеллектуального развития каждого ребёнка.

Проблема формирования пространственных представлений у школьников в первую очередь связана с тем, что нет единого мнения о том, как на практике осуществлять процесс формирования: какие приемы, методы и средства использовать, по каким критериям судить об эффективности применяемых действий, как оценить результат.

Одни ученые считают, что пространственные представления зависят от формирования приемов мыслительной деятельности (Куприч В.И., Володарская И.А.). Другие – через формирование особых качеств мышления (Меерович М.И., Шрагина Л.И.). Третьи – через формирование на каждом этапе определенных структур мышления (Семенович А.В., Каплунович И.Я). [1]

В настоящее время в процессе обучения учащихся имеет место недостаточно развитое пространственное мышление, а также отмечен небольшой опыт в рамках геометрической деятельности у учащихся младших классов, в следствии чего, рассмотрение свойств различных фигур, формирование начальных геометрических представлений направлено в основном на приобретение учащимися практических умений а также навыков, связанных с решением практических задач на вычисление заданных величин (длины, площади, периметра и т. д.). Получается, что в начальной школе происходит всего лишь накопление определенного фактического материала по геометрии, последовательного же соответствующего его обобщения — не происходит. Мало того, в программе математики начальной школы предусматривается обучение элементам геометрии (геометрические фигуры) в основном рассматривая фигуры на плоскости, несмотря на то, что даже ребенок (дошкольник) имеет опыт общения с кубом, шаром, пирамидой (кубики, мяч, конструктор).

Рассмотрим несколько упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников:

1. Упражнение «Расставь правильно!»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет психолог определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей в группе. По заданию ведущего дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке. Затем дети по очереди становятся в роли ведущего и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятия правильность выполнения задания.

2. Упражнение «Разноцветные клеточки»

Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся. Ниже представлено поле из клеток (рис.1).

Рис.1 – поле для упражнения №1

Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить. После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

Например, «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

Данные упражнения способствуют развитию пространственных представлений, особенно актуальны они в первом классе обучения, когда обучающимся нужно научиться ориентироваться в пространстве тетрадного листа.

Таким образом, мною сделан вывод, что формирование пространственного мышления происходит путем развития пространственных представлений. Анализ литературы показал многообразие различными исследователями приемов и методов формирования пространственных представлений.





Список литературы:


1. Обухова, А. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова –М.: Издательство Юрайт, 2016. — 583с.

2. Кожевников, В. А. Психология математических способностей школьников. /В. А. Кожевников — М.: Просвещение, 2003, 170 с.

3. Петрушина, В. О. О развитии пространственного мышления младших школьников / В. О. Петрушина // Начальная школа. — 2004. — № 8. — с. 56.

4. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / О. А. Шаграева. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 368с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!