Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Академический лицей г. Томска имени Г.А. Псахье
Логопедические игры и упражнения для формирования пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Бузовская Ирина Сергеевна
Учитель – логопед, первой квалификационной категории
Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Школьники с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при формировании таких навыков как чтение и письмо. Поэтому развитие у детей пространственных представлений является важным направлением в коррекционной работе логопеда. В процессе систематической работы на коррекционных занятиях у детей должны быть сформированы следующие умения: - ориентировка в схеме собственного тела, определение пространственного расположения предметов относительно себя; - определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; - моделирование пространственного расположения предметов; - ориентировка на поле листа бумаги.
Ошибки на письме при несформированности пространственного различия
I . На уровне буквы и слога
1. Появляются замены букв по кинетическому принципу. Часто смешиваются следующие буквы:
б-д; и-у; у-ч; ч-ъ; г-р; а-д; о-а.
2. Смешение по оптическому принципу. Часто смешиваются буквы:
у-д; л-и; в-д; ц-щ; л-м; ш-т; п-т; и-ц; ш-щ.
3. Неточности (искажения) в написании букв
II . На уровне слова
Нарушение последовательности соседствующих букв:
«токрыл» - открыл; «зелмя» - земля.
III . На уровне фразы
Затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Замены, пропуски предлогов.
IV . На уровне текста
Искажают смысл высказывания, меняют местами предложения и целые семантические части.
К ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ОТНОСЯТ :
- Умение ориентироваться в схеме собственного тела
- Умение определять положение предметов в пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления
движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.
- Умение ориентироваться на листе бумаги
- Квазипространственные (логико-грамматические конструкции)
Этапы работы по формированию пространственных представлений
- Умение ориентироваться в схеме собственного тела
- Освоение внешнего пространства
- Ориентирование на плоскости
- Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции
Приёмы работы
- Опора на наглядность ситуации
- Практическая деятельность с конкретными предметами
- Использование в развивающей работе дидактических игр
- Создание игровых ситуаций
- Активное употребление детьми в речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов
Умение ориентироваться в схеме собственного тела
Освоение внешнего пространства
- Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки яблоко, в левом нижнем - морковку, в правом нижнем - вишню, в правом верхнем - грушу, а в центре -апельсин.
- Помоги мальчику нарисовать в левом нижнем углу картинки мячик, в левом верхнем - ведро, в правом нижнем - лопату, в правом верхнем - кубик, а посередине- пирамидку.
- Раскрась все предметы, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре -в жёлтый.
- Раскрась мяч, который перед кубиком, в синий цвет, за кубиком - в красный, на кубике - в жёлтый.
Упражнения на ориентировку в схеме тела человека, стоящего напротив.
Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
- Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.
- Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.
Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.
Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
- спинкой вверх;
- спинкой вниз.
Графические диктанты , которые помогут сформировать у детей младшего школьного возраста графические умения , необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки , учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Графический диктант – отличный способ подготовки к старшей школе: ребенку будет проще изучать алгебру, геометрию, информатику, черчение.
«Волшебные обводилки» Формирование графомоторных навыков. Авторы: Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Основная цель – сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны и навыки планирования и самоконтроля.
Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции
Зашифрованное послание
- Раскрась улитку на листочке в коричневый цвет, под листочком - в желтый.
- Раскрась яблоки на яблоне слева в зелёный цвет, на яблоне справа - в жёлтый, под яблонями - в красный. Покажи ёжика, который идёт налево, и ёжика, который идёт направо.
- Раскрась яблоко у ёжика, который идет от грибка, в красный цвет, у ёжика, который идет к грибку, в жёлтый.
- Раскрась птичку, которая летит к ёлочке, в синий цвет, которая от ёлочки - в зелёный.
- Раскрась бабочку, которая летит к цветку, в розовый цвет, которая летит от цветка- в голубой.
- Рассмотри картинку. Что под столом? Что на столе? Что над столом? Что слева от стола? Что справа от стола? Раскрась картинку.
- Раскрась рисунок, где круг за квадратом, в синий цвет; круг в квадрате - в жёлтый; квадрат на круге - в коричневый; круг перед квадратом - в оранжевый; квадрат под кругом - в красный; квадрат слева от круга – в зелёный.
- Раскрась котёнка, который сидит на стуле, оранжевым карандашом; котёнка под стулом - серым, около стула - чёрным.
- Раскрась игрушки на верхней левой полке в синий цвет, на нижней правой - в зелёный, на верхней правой - в жёлтый, на нижней левой - в красный.
Формированию пространственных представлений способствует
использование различных игр-головоломок «Танграм»,
«Листик», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора»,
«Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»,
«Игры Воскобовича» и др.
Литература:
- Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2009.
- Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004.
- Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Учимся ориентироваться в пространстве. – СПб.: Питер, 2008.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед №2, 2005.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] /И.С. Якиманская – М. 1980. – 324 с.
- Титова О.В. особенности формирования пространственных представлений у младших школьников[Текст]/ О.В. Титова.– М.,2002.– 18 с.
- Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста СенцоваА.В. , Курдюкова С.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/metody-razvitiya-prostranstvennyh-predstavleniyu-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta