СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедические игры и упражнения для формирования пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедические игры и упражнения для формирования пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Логопедические игры и упражнения для формирования пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академический лицей г. Томска имени Г.А. Псахье   Логопедические игры и упражнения для формирования  пространственных представлений у младших школьников с  тяжелыми нарушениями речи   Бузовская Ирина Сергеевна Учитель – логопед, первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Академический лицей г. Томска имени Г.А. Псахье

Логопедические игры и упражнения для формирования пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Бузовская Ирина Сергеевна

Учитель – логопед, первой квалификационной категории

Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Школьники с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при формировании таких навыков как чтение и письмо. Поэтому развитие у детей пространственных представлений является важным направлением в коррекционной работе логопеда.   В процессе систематической работы на коррекционных занятиях у детей должны быть сформированы следующие умения:   - ориентировка в схеме собственного тела, определение пространственного расположения предметов относительно себя;   - определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;   - моделирование пространственного расположения предметов;   - ориентировка на поле листа бумаги.

Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Школьники с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при формировании таких навыков как чтение и письмо. Поэтому развитие у детей пространственных представлений является важным направлением в коррекционной работе логопеда. В процессе систематической работы на коррекционных занятиях у детей должны быть сформированы следующие умения: - ориентировка в схеме собственного тела, определение пространственного расположения предметов относительно себя; - определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; - моделирование пространственного расположения предметов; - ориентировка на поле листа бумаги.

Ошибки на письме при несформированности  пространственного различия I . На уровне буквы и слога 1. Появляются замены букв по кинетическому принципу. Часто смешиваются следующие буквы: б-д; и-у; у-ч; ч-ъ; г-р; а-д; о-а. 2. Смешение по оптическому принципу. Часто смешиваются буквы: у-д; л-и; в-д; ц-щ; л-м; ш-т; п-т; и-ц; ш-щ. 3. Неточности (искажения) в написании букв  II . На уровне слова Нарушение последовательности соседствующих букв: «токрыл» - открыл; «зелмя» - земля.  III . На уровне фразы  Затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Замены, пропуски предлогов.  IV . На уровне текста  Искажают смысл высказывания, меняют местами предложения и целые семантические части.

Ошибки на письме при несформированности пространственного различия

I . На уровне буквы и слога

1. Появляются замены букв по кинетическому принципу. Часто смешиваются следующие буквы:

б-д; и-у; у-ч; ч-ъ; г-р; а-д; о-а.

2. Смешение по оптическому принципу. Часто смешиваются буквы:

у-д; л-и; в-д; ц-щ; л-м; ш-т; п-т; и-ц; ш-щ.

3. Неточности (искажения) в написании букв

II . На уровне слова

Нарушение последовательности соседствующих букв:

«токрыл» - открыл; «зелмя» - земля.

III . На уровне фразы

Затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Замены, пропуски предлогов.

IV . На уровне текста

Искажают смысл высказывания, меняют местами предложения и целые семантические части.

К ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ОТНОСЯТ :  Умение ориентироваться в схеме собственного тела  Умение определять положение предметов в пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.  Умение ориентироваться на листе бумаги  Квазипространственные (логико-грамматические конструкции)

К ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ОТНОСЯТ :

  • Умение ориентироваться в схеме собственного тела
  • Умение определять положение предметов в пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления

движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.

  • Умение ориентироваться на листе бумаги
  • Квазипространственные (логико-грамматические конструкции)
Этапы работы по формированию пространственных представлений Умение ориентироваться в схеме собственного тела Освоение внешнего пространства Ориентирование на плоскости Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции

Этапы работы по формированию пространственных представлений

  • Умение ориентироваться в схеме собственного тела
  • Освоение внешнего пространства
  • Ориентирование на плоскости
  • Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции
Приёмы работы Опора на наглядность ситуации Практическая деятельность с конкретными предметами Использование в развивающей работе дидактических игр Создание игровых ситуаций Активное употребление детьми в речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов

Приёмы работы

  • Опора на наглядность ситуации
  • Практическая деятельность с конкретными предметами
  • Использование в развивающей работе дидактических игр
  • Создание игровых ситуаций
  • Активное употребление детьми в речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов
Умение ориентироваться в схеме собственного тела

Умение ориентироваться в схеме собственного тела

Освоение внешнего пространства Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки яблоко, в левом нижнем - морковку, в правом нижнем - вишню, в правом верхнем - грушу, а в центре -апельсин. Помоги мальчику нарисовать в левом нижнем углу картинки мячик, в левом верхнем - ведро, в правом нижнем - лопату, в правом верхнем - кубик, а посередине- пирамидку.

Освоение внешнего пространства

  • Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки яблоко, в левом нижнем - морковку, в правом нижнем - вишню, в правом верхнем - грушу, а в центре -апельсин.
  • Помоги мальчику нарисовать в левом нижнем углу картинки мячик, в левом верхнем - ведро, в правом нижнем - лопату, в правом верхнем - кубик, а посередине- пирамидку.
Раскрась все предметы, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре -в жёлтый.    Раскрась мяч, который перед кубиком, в синий цвет, за кубиком - в красный, на кубике - в жёлтый.
  • Раскрась все предметы, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре -в жёлтый.
  • Раскрась мяч, который перед кубиком, в синий цвет, за кубиком - в красный, на кубике - в жёлтый.

Упражнения на ориентировку в схеме тела человека, стоящего напротив. Знакомство со схемой тела стоящего напротив. Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию. Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противо­положном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.

Упражнения на ориентировку в схеме тела человека, стоящего напротив.

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

  • Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.
  • Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противо­положном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.
Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; спинкой вниз.

Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.

Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

  • спинкой вверх;
  • спинкой вниз.
Графические диктанты , которые помогут сформировать у детей  младшего школьного возраста графические умения , необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретают нужные  графические навыки , учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием.   Графический диктант  – отличный способ подготовки к старшей школе: ребенку будет проще изучать алгебру, геометрию, информатику, черчение.

Графические диктанты , которые помогут сформировать у детей  младшего школьного возраста графические умения , необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретают нужные  графические навыки , учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием.   Графический диктант  – отличный способ подготовки к старшей школе: ребенку будет проще изучать алгебру, геометрию, информатику, черчение.

«Волшебные обводилки» Формирование графомоторных навыков. Авторы: Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Основная цель – сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны и навыки планирования и самоконтроля.

«Волшебные обводилки» Формирование графомоторных навыков. Авторы: Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Основная цель – сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны и навыки планирования и самоконтроля.

Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции

Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции

Зашифрованное послание

Зашифрованное послание

Раскрась улитку на листочке в коричневый цвет, под листочком - в желтый.     Раскрась яблоки на яблоне слева в зелёный цвет, на яблоне справа - в жёлтый, под яблонями - в красный. Покажи ёжика, который идёт налево, и ёжика, который идёт направо.
  • Раскрась улитку на листочке в коричневый цвет, под листочком - в желтый.
  • Раскрась яблоки на яблоне слева в зелёный цвет, на яблоне справа - в жёлтый, под яблонями - в красный. Покажи ёжика, который идёт налево, и ёжика, который идёт направо.
Раскрась яблоко у ёжика, который идет от грибка, в красный цвет, у ёжика, который идет к грибку, в жёлтый.  Раскрась птичку, которая летит к ёлочке, в синий цвет, которая от ёлочки - в зелёный.  Раскрась бабочку, которая летит к цветку, в розовый цвет, которая летит от цветка- в голубой.
  • Раскрась яблоко у ёжика, который идет от грибка, в красный цвет, у ёжика, который идет к грибку, в жёлтый.

  • Раскрась птичку, которая летит к ёлочке, в синий цвет, которая от ёлочки - в зелёный.

  • Раскрась бабочку, которая летит к цветку, в розовый цвет, которая летит от цветка- в голубой.
Рассмотри картинку. Что под столом? Что на столе? Что над столом? Что слева от стола? Что справа от стола? Раскрась картинку.  Раскрась рисунок, где круг за квадратом, в синий цвет; круг в квадрате - в жёлтый; квадрат на круге - в коричневый; круг перед квадратом - в оранжевый; квадрат под кругом - в красный; квадрат слева от круга – в зелёный.
  • Рассмотри картинку. Что под столом? Что на столе? Что над столом? Что слева от стола? Что справа от стола? Раскрась картинку.
  • Раскрась рисунок, где круг за квадратом, в синий цвет; круг в квадрате - в жёлтый; квадрат на круге - в коричневый; круг перед квадратом - в оранжевый; квадрат под кругом - в красный; квадрат слева от круга – в зелёный.
Раскрась котёнка, который сидит на стуле, оранжевым карандашом; котёнка под стулом - серым, около стула - чёрным. Раскрась игрушки на верхней левой полке в синий цвет, на нижней правой - в зелёный, на верхней правой - в жёлтый, на нижней левой - в красный.
  • Раскрась котёнка, который сидит на стуле, оранжевым карандашом; котёнка под стулом - серым, около стула - чёрным.
  • Раскрась игрушки на верхней левой полке в синий цвет, на нижней правой - в зелёный, на верхней правой - в жёлтый, на нижней левой - в красный.
Формированию пространственных представлений способствует использование различных игр-головоломок «Танграм», «Листик», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Игры Воскобовича» и др.

Формированию пространственных представлений способствует

использование различных игр-головоломок «Танграм»,

«Листик», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора»,

«Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»,

«Игры Воскобовича» и др.

Литература: Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2009. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Учимся ориентироваться в пространстве. – СПб.: Питер, 2008. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед №2, 2005.  Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] /И.С. Якиманская – М. 1980. – 324 с.  Титова О.В. особенности формирования пространственных представлений у младших школьников[Текст]/ О.В. Титова.– М.,2002.– 18 с. Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста СенцоваА.В. , Курдюкова С.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/metody-razvitiya-prostranstvennyh-predstavleniyu-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Литература:

  • Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2009.
  • Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  • Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Учимся ориентироваться в пространстве. – СПб.: Питер, 2008.
  • Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  • Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед №2, 2005.
  • Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] /И.С. Якиманская – М. 1980. – 324 с.
  • Титова О.В. особенности формирования пространственных представлений у младших школьников[Текст]/ О.В. Титова.– М.,2002.– 18 с.
  • Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста СенцоваА.В. , Курдюкова С.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/metody-razvitiya-prostranstvennyh-predstavleniyu-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta


Скачать

© 2021 1359 17

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!