СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП". Данная статья была мной представлена на студенческой конференции "Погружаясь в мир науки" в 2015-2016 учебном году. 

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП»

Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦп

Креймер Екатерина, студентка ГБПОУ СО «Самарский

социально-педагогический колледж», 4 курс

Научный руководитель – Ненашева Марина Михайловна,

преподаватель профессиональных дисциплин

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия у младших школьников. Овладение младшими школьниками знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Дети с церебральным параличом – это особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с ДЦП отмечается недостаточная сформированность пространственных представлений. Развитие пространственных представлений базируется на двигательной активности, что является главным нарушенным звеном при этом заболевании. У детей с ДЦП дефицит пространственных представлений особенно выражен и может вести к трудностям не только в обучении, но и в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у таких детей затрудняет их ориентацию в "большом" пространстве. Препятствует становлению зрительно-моторных координаций, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций.

Формирование и развитие пространственных представлений очень важно для успешной социальной адаптации ребенка, а также создает основу для благополучного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).

Ещё со школьного возраста мне всегда хотелось узнать, чем обусловлены те или иные трудности в обучении и жизнедеятельности людей с ОВЗ. Мой интерес увеличился, когда я лицом к лицу столкнулась с молодыми людьми с ДЦП. Мне захотелось узнать, какие у них могут возникать трудности, чем они обусловлены и как их можно компенсировать или скоррегировать. Поэтому тема исследовательской работы была сформулирована как «формирование пространственных отношений у младших школьников с ДЦП», она является актуальной, так как совершенствование пространственной ориентировки у детей с ДЦП ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира, его социализации в обществе.

Прежде всего, следует уточнить термин «пространственное мышление», его содержательную и операциональную стороны. Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов, то есть свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства.

Т.Х. Пономарёва и Е.А. Корнилова дают такое определение термина «представление»: это психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов.

Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве (на плоскости). Этим пространственное мышление отличается от других форм мышления, где выделение пространственных характеристик не является центральным моментом.

Чтобы коррекция проблем пространственного восприятия в процессе обучения младших школьников математике проходила наиболее эффективно, необходимо не только наличие у педагога методик и программ, по которым проводятся коррекционные занятия, но и достаточного количества упражнений, которые позволяли бы формировать пространственные представления. При проведении этой работы необходимо учитывать преемственность образовательных программ; обязательное включение в эту работу семьи; деятельностный подход; опору на индивидуальные особенности ребенка с учетом его сопутствующих дефектов.

Коррекционно-развивающие занятия должны иметь различные формы: групповую, индивидуальную, работу с семьей. Работа с семьей предполагает такие виды работы, как проведение бесед о необходимости развития пространственных представлений у детей с ДЦП, непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях, закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул.

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы:

- задания, основанные на конкретном математическом материале;

- гимнастические упражнения во время физ. минуток;

- подвижные игры по словесной инструкции с использованием стихотворных текстов, проводимые на переменах и дома (совместно с родителями);

- игры с использованием наглядности (стрелки-векторы, схемы).

В ходе занятий должны создаваться такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом все упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Общая оценка работы ребенка всегда дается таким образом, чтобы не нарушить главного условия всех занятий – это получение детьми и взрослыми удовлетворения от ее выполнения, тем самым, обеспечивая положительную мотивацию деятельности всех участников коррекционно-развивающего процесса. Этому так же способствует поддержание доброжелательной атмосферы на занятиях, равноправное сотрудничество взрослых и детей. Исключительное значение приобретает положительная настроенность педагога, направленная на установление доверительных отношений с каждым ребенком. Кроме того, непосредственное участие педагога в играх и упражнениях позволяет осуществлять и руководство деятельностью обучающихся, и поддерживать их активность и самостоятельность. Постоянно должен повышаться уровень сложности заданий, степень самостоятельности детей, а также объем и характер оказываемой помощи.

Только комплексный подход к решению проблемы позволит эффективно сформировать пространственные отношения у детей с ДЦП, а значит позволит им в дальнейшем увереннее осваивать учебную программу и овладевать бытовыми навыками.

Просмотр содержимого презентации
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП1»

ГБПОУ Самарской области

ГБПОУ Самарской области "САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП

Выполнила:

Студентка 42 группы

Специальность 050715

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Креймер Екатерина

Научный руководитель:

Ненашева Марина Михайловна,

преподаватель профессиональных дисциплин

Представление -

Представление -

  • Это психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов.
Овладение младшими школьниками знаниями о пространстве предполагает:

Овладение младшими школьниками знаниями о пространстве предполагает:

  • Умение выделять и различать пространственные признаки и отношения,
  • умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Чтобы коррекционная работа проходила наиболее эффективно, необходимо:

Чтобы коррекционная работа проходила наиболее эффективно, необходимо:

  • Наличие у педагога методик и программ, по которым проводятся коррекционные занятия;
  • Наличие достаточного количества упражнений, которые позволяли бы формировать пространственные представления.
При проведении коррекционной работы необходимо учитывать:

При проведении коррекционной работы необходимо учитывать:

  • преемственность образовательных программ;
  • обязательное включение в эту работу семьи;
  • деятельностный подход;
  • опору на индивидуальные особенности ребенка с учетом его сопутствующих дефектов.
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы:

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы:

  • задания, основанные на конкретном математическом материале;
  • гимнастические упражнения во время физ. минуток;
  • подвижные игры по словесной инструкции с использованием стихотворных текстов, проводимые на переменах и дома (совместно с родителями);
  • игры с использованием наглядности (стрелки-векторы, схемы).
Гимнастическое упражнение «Мы топаем ногами»

Гимнастическое упражнение «Мы топаем ногами»

Игра «На лугу пасутся…»

Игра «На лугу пасутся…»

Игра «По местам»

Игра «По местам»

  • Цель. Формировать умение ориентировать на плоскости.
  • Оборудование. Цветные ленты (2 ленты длиной по 2 м и 2 ленты длиной по 3 м).
  • Ход игры. Для этой игры также используется прямоугольник, обозначенный на ковре лентами. Детям предлагается расположиться перед игровым полем и выслушать задание. Педагог каждому участнику игры шепотом на ухо рассказывает, где он должен расположиться на поле ( в дальнем левом углу, в нижнем правом, в центре и т.п.). После этого педагог дает команду «По местам!». Каждый ребенок должен занять свое место. В конце игры дети вслух объявляют, какое задание им дал педагог. Тот из участников, кто неправильно занимает место, выбывает из игры. Таким образом, игра продолжается до последнего игрока-победителя.
Графические диктанты

Графические диктанты

Игра «Кто быстрее назовет»

Игра «Кто быстрее назовет»

  • Цель. Учить детей словесно обозначать пространственные отношения между предметами.
  • Оборудование. Игрушки: машинка и собачка. Карточки-схемы.
  • Ход игры. Педагог с помощью машинки и собачки создает пространственные отношения между этими игрушками. Дети должны назвать полученные отношения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот из детей, кто больше всех наберет фишек. Помимо игрушек педагог предлагает детям и карточки-схемы, на которых условно показаны различные пространственные отношения между предметами.
Покажи, где находится…

Покажи, где находится…

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!