СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективные курсы в 10-11 классах по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективные курсы по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Элективные курсы в 10-11 классах по русскому языку»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 11 классе составлена на основе программы по русскому М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, издательство «Просвещение», 2020г.


Один час в неделю рассчитан для более полного рассмотрения тем по комплексному анализу текста, так как ежегодно проводятся краевые диагностические контрольные работы по русскому языку, в основе которых лежит комплексный анализ текста и с учётом заданий ЕГЭ в 11 классе.

Задачи преподавания русского языка

Познавательные:

  • формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения,

  • вооружение их основами знаний о родном языке (устройстве и функционирование),

  • развитие языкового и эстетического идеала.

Практические:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его проявления.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общенаучных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Цели обучения:

Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.








Таблица тематического распределения количества часов


п./п.


Разделы, темы.

Количество часов Авторская (примерная) программа

Количество часов

Рабочая

программа

1

Что такое текст?

1

1

2

Что значит писать и говорить на тему?

1

1

3

Темы широкие и узкие.

1

1

4

Главное в тексте - идея, основная мысль.

1

1

5

Загадки и тайны авторского замысла.

1

1

6

Для чего нужен план? Простой и сложный план.

1

1

7

Средства связи предложений в тексте.

1

1

8

Грамматические средства: связь между предложениями.

2

2

9

Лексические средства в тексте.

2

2

10

Стили речи.

2

2

11

Типы речи.

2

2

12

Сочетание разных типов речи в одном тексте.

2

2

13

Изобразительно - выразительные средства в тексте.

3

3

14

Правильность русской речи или нормы литературного языка:

Словообразовательные;

Лексические;

Грамматические;

Стилистические.



1

1

1

1



1

1

1

1

15

Лексика и фразеология.

2

2

16

Фонетика и орфоэпия.

2

2

17

Морфемика и словообразование.

2

2

18

Морфология и орфография.

2

2

19

Синтаксис и пунктуация.

2

2



Итого:


34


34
















Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

в 11 классе


Комплексный анализ текста охватывает три содержательные линии, пронизывающие школьный курс русского языка: систему языка, правописание, речевую деятельность.

Работа с текстом позволяет ученику проявить комплексные знания всего курса, умение ориентироваться в незнакомом, не подготовленном заранее языковом материале. Учащиеся выполняют на экзамене не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья, поэтому учащиеся должны уметь при выполнении комплексного языкового анализа текста:

  • рассматривать факты языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

  • выполнять различные виды языкового анализа;

  • выделять из текста предложения определённых типов;

  • находить в тексте изученные единицы языка;

  • устанавливать несоответствия между написанием и произношением слова;

  • определять значения и целесообразность употребления различных языковых единиц;

  • находить тему текста, его главную мысль, устанавливать стиль и тип речи;

  • озаглавливать текст;

  • создавать тексты разных стилей и типов;

  • производить все виды разборов: фонетический» морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствий с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, производить пунктуационный разбор предложения;

  • уметь пользоваться учебными словарями;

  • учащиеся должны уметь давать полный ответ, отражающий их знания по всему курсу русского языка.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы.


  1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 год.

  2. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С.. Развивайте дар слова. Фак. курс М.: Просвещение, 1997 г.

  3. Никитина Е. И.. Русская речь: пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1997 г.

  4. Розенталь Д. Э.. Русский язык: Сборник упражнений. М.: Дрофа, 1997 г.

  5. Сборник упражнений по современному русскому языку. Лексика. Фонетика. Морфология. Аникина А. Б., Бессарабова Н. Д. и другие. – М.: Высшая школа. 1989 г.




Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.


Критерий оценки.

Лист контроля

В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе  задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).              


Дополнительный обучающий материал.

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.

Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.

Учебник по русскому языку для старших классов /Н.Г.Гольцова

Учебное пособие для учащихся.

В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку.






Содержание курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения .  ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).


Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) – 1 час.

Что такое текст?  Связь предложений в тексте – 1 час.

Составление текста. Задания из части 1 (блок А) – 1 час

Стили текста: публицистический стиль –1 час.

Стили текста: художественный стиль –1 час

Типы текста – 1 час.

Контрольная  работа №1 – 1 час.

Тема и основная мысль текста – 1 час.

Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) – 1 час.

Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст – 1 час.

«Расшифровка» информации текста – 1 час.

Контрольная  работа №2 – 1 час.

Роль вступления в сочинении-рассуждении – 2 часа.

Роль заключения в сочинении-рассуждении – 2 часа.

Формулировка основной проблемы исходного текста – 2 часа.

Комментируем основную проблему текста – 2 часа.

Контрольная  работа №3 – 1 час

Позиция автора и способы ее выражения – 2 часа.

Общие средства выразительности – 1 час.

Специальные средства выразительности – 1 час.

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 2 часа.

Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) – 1 час.

Типы аргументации в изложении собственной позиции – 1 час.

Экспертная оценка сочинения – 1 час.

Написание рецензии – 2 часа.

Итоговая контрольная работа – 1 час.

Итоговое повторение – 1 час




Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.



Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы

учебный год для 10-11 классов составляет 34 недели).


Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.



Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.



Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.


Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).


Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:


- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программного материала элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)»

10-11 классы ( 68 час.)




№№

занят.

Дата

провед.

Тема занятия

к-во

час.

форма занятия /соответствие зада-

ниям ЕГЭ


Нагляд-

ность





10 класс – 34 часа





1


Введение. Нормативные и методические документы ЕГЭ Особенности ЕГЭ по русскому языку

1

лекция



2


Спецификация, кодификатор и демонстрационная

версия экзаменационной работы.

1

практикум



3


Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Словари русского языка.

1

лекция

практикум



4


Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

2

работа с тестами



5-6


Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне.

2

практикум



7


Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.

1

самост.работа




8-9


Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

2

работа с тестами




10


Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

практикум



11


Морфологический анализ слов разных частей речи.

1

исслед.работа



12


Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

1

самост.работа



13


Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1

практикум




14


Правописание корней и приставок.

1

практикум



15


Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

1

исслед.работа



16


Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

1

тренинг



17


Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

работа с тестами



18


Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

1

исслед.работа



19


Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

1

самост.работа



20-21


Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

2

тренинг




22


Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

практикум



23


Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

практикум




24


Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)

1

тренинг




25


Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

1

практикум




26


Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

практикум



27


Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»/

1

самост.работа




28-29


Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

2

работа с тестами




30


Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

работа с тестами



31


Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1

практикум



32


Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

1

работа с тестами



33-34


Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26,

В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

2
























































11 класс- 34 часа





1


Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)

1

тренинг



2


Повторение трудных тем орфографии

1

тренинг




3


Повторение трудных тем синтаксиса

1

тренинг



4


Микротекст (структура, смысловая и композиции-

оная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.

1

работа / текст




5


Основная и дополнительная информация текста.

Информационная обработка текста.

1

исслед.работа




6


Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

1

работа / текст




7


Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.

1

практикум.




8-9


Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

2

практикум




10


Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

1

мини-исслед.




11


Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.

1

мини-исслед.




12


Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1




13


Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст»

1





14


Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

лекция

практикум



15


Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.

1

работа / текст



16


Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем

лучших экзаменационных работ прошлых лет.

1

практикум




17


Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.

1

мини-сочин.

К2



18


Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.

1

мини-сочин.

К3



19


Аргументация собственного мнения по проблеме.

Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

1

мини-сочин.

К4, К11




20-21


Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов.

2

исслед.работа



22


Смысловая цельность, речевая связность и после-довательность изложения письменной работы

1

практикум


23


Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

1

практикум




24-25


Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

2

сочинение


26


Анализ и редактирование своих работ

1

самост.работа


27-28


Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

2

тренинг


29-32


Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ

4


33


Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ

1




34


Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.

1

психологич. практикум,

мини-сочинение












Литература для учителя


1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

2. ЕГЭ-2016. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,

2013 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».

3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации.

4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».



Литература для учащихся


1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1

«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016 гг.

3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.

Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016гг.

4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».


Учебно – методическое обеспечени

  1. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы





















Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

в 11 классе


Комплексный анализ текста охватывает три содержательные линии, пронизывающие школьный курс русского языка: систему языка, правописание, речевую деятельность.

Работа с текстом позволяет ученику проявить комплексные знания всего курса, умение ориентироваться в незнакомом, не подготовленном заранее языковом материале. Учащиеся выполняют на экзамене не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья, поэтому учащиеся должны уметь при выполнении комплексного языкового анализа текста:

  • рассматривать факты языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

  • выполнять различные виды языкового анализа;

  • выделять из текста предложения определённых типов;

  • находить в тексте изученные единицы языка;

  • устанавливать несоответствия между написанием и произношением слова;

  • определять значения и целесообразность употребления различных языковых единиц;

  • находить тему текста, его главную мысль, устанавливать стиль и тип речи;

  • озаглавливать текст;

  • создавать тексты разных стилей и типов;

  • производить все виды разборов: фонетический» морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствий с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, производить пунктуационный разбор предложения;

  • уметь пользоваться учебными словарями;

  • учащиеся должны уметь давать полный ответ, отражающий их знания по всему курсу русского языка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!