СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древние образы в современных игрушках

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на творческую активность учащихся, работающих в команде. Ребята  после объяснения учителя должны самостоятельно выявить особенности своей игрушки: основные элементы орнамента, композиционное и цветовое решение и выполнить 1-2 эскиза народной игрушки.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Древние образы в современных народных игрушках»

5 класс

Урок 12. Древние образы в современных народных игрушках.


Цель и задачи: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве; творческой активности; художественных знаний , умений, навыков; выявить связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения; восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация к уроку (авторская); открытки и иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских и каргопольских народных игрушек.

Литературный ряд: стихотворения о промыслах

Музыкальный ряд: русские народные песни

Используемые технологии: проблемная, компьютерная, игровая, гуманно-личностная.


План урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в испорченный телефон.

2) Рассчитавшись на «раз-два-три», поделиться на три команды и сесть в разных частях класса.

3) От каждой команды выходит посыльный и берёт со стола листок с названием промысла народной игрушки.

4) Каждая команда должна решить проблему:

Выслушав объяснение учителя и просмотрев презентацию найти свой промысел среди дидактического материала, располагающегося на столе учителя, выявить особенности своей игрушки от других: основные элементы орнамента, цветовое решение, композиционное решение и выполнить 1-2 (в зависимости от количества членов команды) эскизов народной игрушки.

3. Итог урока.

В конце урока каждая команда выходит и представляет свою игрушку, рассказав о ее особенностях.

4. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в испорченный телефон.

Сегодня у нас необычный урок, а о чем пойдет речь на уроке мы узнаем, поиграв в игру «испорченный телефон». Я говорю тему урока на ушко ученику, сидящему на первой парте, тот также передает её соседу и так до последнего ученика. Последний учащийся выходит и записывает тему на доске.

Проводится игра, записывается тема урока на доске


Слайд 1

2) Итак, тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Для продолжения урока нам надо разделиться на три команды. Сейчас вы рассчитаетесь на раз-два-три и рассядетесь в разных частях класса по командам.

Происходит деление класса на три команды


3) Один из вас будет посыльным. Он выходит и берет у меня со стола листок с названием промысла народной игрушки.


Посыльный выходит и берет листок с названием промысла


4) Ваша задача выяснить особенности промысла, который вам выпал, т.е. основные элементы орнамента, цветовое решение, композиционное решение и выполнить 1-2 эскиза народной игрушки. Сразу решите, как вы будете представлять игрушку: все вместе или кто-то один.

Вы должны внимательно слушать меня и смотреть на экран, тогда выполнить задание вам будет легче. После просмотра презентации и моего рассказа вы можете подойти к моему столу, выбрать из открыток и иллюстраций те, на которых изображены игрушки вашего промысла и, проанализировав их, использовать для выполнения своего задания.

5) Рассказ учителя с презентацией.

Слайд 2

В XII веке Земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины II, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога солнца Ярилы, чтить богиню дома Роженицу.

Слайд 3

Если судить по губернской переписке 1856 г., то к этому времени в Вятке насчитывалось более 500 семей игрушечников. Все они жили за рекой в слободе Дымково. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка».

Слайд 4

Гордый, важный, пышный, статный

В оперении нарядном:

Синий, желтый, красный круг –

Распушил свой хвост индюк.

Слайд 5

Любимые игрушки вятских мастеров – это индюки да еще барыни в расписных русских кокошниках, платьях с оборками, расписанных цветами да кругами.

Слайд 6

Лепились и фигурки животных: белые лошадки, бараны, коровки, свинки

Слайд 7

Игрушку составляют из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности. Лепят игрушки из красной глины. После обжига все фигурки покрываются сначала белым цветом, а затем расписываются.

Слайд 8

Филимоновская игрушка,

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Слайд 9

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

Слайд10

И солдатиков войска цвет.

Слайд 11

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоево, тульской области на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда во владения местного князя прибыл гончар Филимон и начал лепить из отличной, вязкой податливой белой с синеватым оттенком глины, которую здесь обнаружил, горшки и игрушки. В Филимонове очень пластичные, жирные глины. При сушке на поверхности образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Место, где он поселился, так и назвали Филимоново. Людям понравились его изделия, отбою от покупателей не было, а однажды мастер дырочку в игрушке проколупал, чтобы свистела, и залилась игрушка звонкой песней. В отличие от дымковской игрушки все филимоновские – свистульки, даже барыни и кавалеры.

Слайд 12

Это каргопольская игрушка. Ее родина – Русский Север. Игрушка очень выразительная, крестьянская, передает народный быт Севера. По-детски наивно выглядят приземистые фигурки людей. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Глиняные бабы похожи на древний образ богини-матери. Все изображены в действии: заняты работой, играют на гармошке, плетут корзину и т.д.

Слайд 13

Есть и изображения животных: конь, олень, медведь.

Слайд 14

Самый загадочный и любимый образ – образ Полкана, могучего богатыря с туловищем коня.

Лепят игрушку из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой – в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность. Раскрашивают после обжига.

Слайд 15

Перед вами все три вида народной игрушки. Я надеюсь, что вы внимательно смотрели презентацию, и сможете сами найти свой промысел игрушки, а также, надеюсь, что вы внимательно слушали и сможете воспользоваться моим рассказом для своего выступления, дополнив его своими выводами.

3. Самостоятельная работа.

Ваша задача: выполнить 1-2 эскиза игрушки своего промысла и представить ее. Для ее представления вам надо ответить на следующие вопросы:

- название игрушки и ее родина;

- приемы лепки игрушки;

- какие образы присутствуют в игрушках мастеров?

- какие основные элементы орнамента используются при росписи игрушки?

- какие цвета используются в росписи?

Самостоятельная работа учеников

4. Итог урока.

По очереди выходят команды или представитель команды, и рассказывает о своей игрушке, показывая свой эскиз.

5. Домашнее задание.

Посмотреть дома образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, интернете познавательный и интересный материал.


4


Просмотр содержимого презентации
«древние образы в современных игрушках»

Древние образы в современных игрушках 5 класс Презентацию подготовила: учитель ИЗО Голубева И. В. МБОУ «Покровская СОШ»

Древние образы в современных игрушках

5 класс

Презентацию подготовила:

учитель ИЗО Голубева И. В.

МБОУ «Покровская СОШ»

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки

Дымковские игрушки

Приемы лепки

Приемы лепки

  • Игрушку составляют из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности. Лепят игрушки из красной глины. После обжига все фигурки покрываются сначала белым цветом, а затем расписываются.
Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка, Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка,

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войска цвет

И солдатиков войска цвет

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Самый любимый и загадочный образ – образ Полкана

Самый любимый и загадочный образ – образ Полкана

Дымковская игрушка Каргопольская игрушка Филимоновская игрушка

Дымковская игрушка

Каргопольская игрушка

Филимоновская игрушка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!