5 класс
Урок 12. Древние образы в современных народных игрушках.
Цель и задачи: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве; творческой активности; художественных знаний , умений, навыков; выявить связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения; восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация к уроку (авторская); открытки и иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских и каргопольских народных игрушек.
Литературный ряд: стихотворения о промыслах
Музыкальный ряд: русские народные песни
Используемые технологии: проблемная, компьютерная, игровая, гуманно-личностная.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в испорченный телефон.
2) Рассчитавшись на «раз-два-три», поделиться на три команды и сесть в разных частях класса.
3) От каждой команды выходит посыльный и берёт со стола листок с названием промысла народной игрушки.
4) Каждая команда должна решить проблему:
Выслушав объяснение учителя и просмотрев презентацию найти свой промысел среди дидактического материала, располагающегося на столе учителя, выявить особенности своей игрушки от других: основные элементы орнамента, цветовое решение, композиционное решение и выполнить 1-2 (в зависимости от количества членов команды) эскизов народной игрушки.
3. Итог урока.
В конце урока каждая команда выходит и представляет свою игрушку, рассказав о ее особенностях.
4. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в испорченный телефон.
Сегодня у нас необычный урок, а о чем пойдет речь на уроке мы узнаем, поиграв в игру «испорченный телефон». Я говорю тему урока на ушко ученику, сидящему на первой парте, тот также передает её соседу и так до последнего ученика. Последний учащийся выходит и записывает тему на доске.
Проводится игра, записывается тема урока на доске
Слайд 1
2) Итак, тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Для продолжения урока нам надо разделиться на три команды. Сейчас вы рассчитаетесь на раз-два-три и рассядетесь в разных частях класса по командам.
Происходит деление класса на три команды
3) Один из вас будет посыльным. Он выходит и берет у меня со стола листок с названием промысла народной игрушки.
Посыльный выходит и берет листок с названием промысла
4) Ваша задача выяснить особенности промысла, который вам выпал, т.е. основные элементы орнамента, цветовое решение, композиционное решение и выполнить 1-2 эскиза народной игрушки. Сразу решите, как вы будете представлять игрушку: все вместе или кто-то один.
Вы должны внимательно слушать меня и смотреть на экран, тогда выполнить задание вам будет легче. После просмотра презентации и моего рассказа вы можете подойти к моему столу, выбрать из открыток и иллюстраций те, на которых изображены игрушки вашего промысла и, проанализировав их, использовать для выполнения своего задания.
5) Рассказ учителя с презентацией.
Слайд 2
В XII веке Земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины II, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога солнца Ярилы, чтить богиню дома Роженицу.
Слайд 3
Если судить по губернской переписке 1856 г., то к этому времени в Вятке насчитывалось более 500 семей игрушечников. Все они жили за рекой в слободе Дымково. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка».
Слайд 4
Гордый, важный, пышный, статный
В оперении нарядном:
Синий, желтый, красный круг –
Распушил свой хвост индюк.
Слайд 5
Любимые игрушки вятских мастеров – это индюки да еще барыни в расписных русских кокошниках, платьях с оборками, расписанных цветами да кругами.
Слайд 6
Лепились и фигурки животных: белые лошадки, бараны, коровки, свинки
Слайд 7
Игрушку составляют из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности. Лепят игрушки из красной глины. После обжига все фигурки покрываются сначала белым цветом, а затем расписываются.
Слайд 8
Филимоновская игрушка,
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Слайд 9
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
Слайд10
И солдатиков войска цвет.
Слайд 11
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоево, тульской области на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда во владения местного князя прибыл гончар Филимон и начал лепить из отличной, вязкой податливой белой с синеватым оттенком глины, которую здесь обнаружил, горшки и игрушки. В Филимонове очень пластичные, жирные глины. При сушке на поверхности образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Место, где он поселился, так и назвали Филимоново. Людям понравились его изделия, отбою от покупателей не было, а однажды мастер дырочку в игрушке проколупал, чтобы свистела, и залилась игрушка звонкой песней. В отличие от дымковской игрушки все филимоновские – свистульки, даже барыни и кавалеры.
Слайд 12
Это каргопольская игрушка. Ее родина – Русский Север. Игрушка очень выразительная, крестьянская, передает народный быт Севера. По-детски наивно выглядят приземистые фигурки людей. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Глиняные бабы похожи на древний образ богини-матери. Все изображены в действии: заняты работой, играют на гармошке, плетут корзину и т.д.
Слайд 13
Есть и изображения животных: конь, олень, медведь.
Слайд 14
Самый загадочный и любимый образ – образ Полкана, могучего богатыря с туловищем коня.
Лепят игрушку из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой – в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность. Раскрашивают после обжига.
Слайд 15
Перед вами все три вида народной игрушки. Я надеюсь, что вы внимательно смотрели презентацию, и сможете сами найти свой промысел игрушки, а также, надеюсь, что вы внимательно слушали и сможете воспользоваться моим рассказом для своего выступления, дополнив его своими выводами.
3. Самостоятельная работа.
Ваша задача: выполнить 1-2 эскиза игрушки своего промысла и представить ее. Для ее представления вам надо ответить на следующие вопросы:
- название игрушки и ее родина;
- приемы лепки игрушки;
- какие образы присутствуют в игрушках мастеров?
- какие основные элементы орнамента используются при росписи игрушки?
- какие цвета используются в росписи?
Самостоятельная работа учеников
4. Итог урока.
По очереди выходят команды или представитель команды, и рассказывает о своей игрушке, показывая свой эскиз.
5. Домашнее задание.
Посмотреть дома образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, интернете познавательный и интересный материал.
4