СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Древние образы в современных народных игрушках»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока в 5 классе  «Древние образы в современных народных игрушках»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – образ (по Неменскому)

Цель урока: познакомить обучающихся с народной русской игрушкой, формировать навыки работы с пластическим материалом

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Древние образы в современных народных игрушках»»

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках»


Цель урока: познакомить обучающихся с народной русской игрушкой, формировать навыки работы с пластическим материалом


Задачи урока:


  • Изучить историю создания народных глиняных игрушек;

  • Изучить технологию изготовления народных глиняных игрушек;

  • Выявить особенности формы и декора дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек.

  • Научиться создавать из пластилина свой образ игрушки


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – образ (по Неменскому)



Характеристика видов деятельности:

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. – Этап урока №2

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.- Этап урока№3

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов -Этап урока№3

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки – Этап урока №4

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции – Этап урока №4


Метапредметные УУД:

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности – в процессе подготовки к уроку, этап урока №3

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Этапы урока №2,3

Регулятивные:

Адекватно использовать речь; Этап урока №2,3

Составлять план работы по достижению планируемого результата. Этап урока №2

Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. Этап урока №2,3








Ход урока:


1.Вводная часть. Учитель читает стихотворение.

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки! – Слайд №1

2. Совместное определении темы и постановка задач урока. Беседа. Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок сегодня? – Игрушкам

Опишите, пожалуйста, эти игрушки, какие они? - Яркие, красочные, пёстрые, весёлые, нарядные. Какие чувства они у вас вызывают? – радость, восторг, восхищение

Что было бы, если бы эти яркие, весёлые, нарядные игрушки вдруг исчезли? – Слайд №2

Какой бы стала наша жизнь? – пустой, скучной, грустной

Но, к счастью, эти удивительные произведения искусства существуют в наше мире – Слайд №3

А благодаря кому? Кто создал эти игрушки? – Люди, народ – Верно.

Можем ли мы назвать эти игрушки народными? – Да

Как вы думаете, создают ли сейчас такие игрушки - Да

Пользуются ли они спросом, интересны ли они людям? –Да, интересны

Можем ли мы назвать эти игрушки современными? - Можем.

Как вы думаете, живут ли древние образы в современных народных игрушках? – Наверное, не знаем.

Это нам сегодня и предстоит узнать.

Давайте вместе назовём тему нашего урока.

Ребята, что бы вы хотели узнать и чему научиься сегодня на занятии? – Делать такие игрушки. Чтобы научиться их делать, что мы должны узнать. – Как их изготавливают.

Является ли история этих игрушек историей нашей страны? – Да

Должен народ знать историю своей страны? А мы? – Да

Должны ли мы узнать сегодня историю создания народных игрушек? – Да. Должны.– Слайд №4

Итак, давайте ещё раз обозначим задачи нашего урока




3. Изучение нового материала.

Ребята, я пришла к вам на урок сегодня не с пустыми руками. Кто знает, что это такое? – берестяной короб.

Этот короб не простой.

Живёт народ в нём расписной.

Давайте поближе познакомимся с этим народом

Учитель достаёт из короба дымковские игрушки и читает стихотворение


Наша Марьюшка богата,

У неё детей палата.

Все румяны,

Все пригожи,

Все на Марьюшку похожи.


Кто узнал эти игрушки? Как они называются? – Дымковские игрушки

Выходи, Маша, расскажи нам о дымковской игрушке.


Былкова Маша делат сообщение о дымковской игрушке. Слайды №5 - №8


Учитель достаёт из короба филимоновскую игрушку и читает стихотворение.


Что за статная девица?

Вся деревня ей дивится.

Высока, стройна, бела.

Всё природа ей дала.

Кто знает, как называется эта игрушка? – Филимоновская


Выходи, Олег, расскажи нам о филимоновских игрушках.


Сообщение Чистякова Олега о филимоновской игрушке. Слайды №9 - №13


Учитель достаёт из короба каргопольскую игрушку и читает стихотворение


Косолапый мужичок,

Лопатою бородка.

Выйдет вечером во двор,

«Э - Эх, развернись, гармошка!»

Что же это за игрушка такая, весёлая, смешная. Кто узнал? – Каргопольская игрушка.

Выходи, Денис, расскажи нам о каргопольской игрушке.


Сообщение Чистякова Дениса о каргопольской игрушке. Слайды 14-17

Ребята, как вы думаете, а в нашей Ярославской области делали в игрушки? – Не знаем

Дома вам нужно будет найти ответ на этот вопрос.


Слайд № 18

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам. Живут ли в них древние образы? – Да. Живут. Какие? - Образ матери. Конь. Птица.

Давайте сравним каргопольскую, дымковскую и филимоновскую игрушки. Обратите внимание на форму этих игрушек. В чём сходство? – Все глиняные игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, расписаны традиционным орнаментом.

В чём отличие? – Каргопольские игрушки приземистые, неуклюжие, тяжеловатые. Форма дымковских игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Множество лепных деталей. У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.

А теперь сравним роспись. В чём сходство? У всех игрушек в росписи присутствует древний орнамент, древние символы. В чём различие? - Цвет, элементы росписи.

Слайд №19

Какие любимые цвета у филимоновских игрушек? – Малиново – красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Какие элементы росписи можно увидеть в декоре этих игрушек? – Радужные полосы, круги.

Слайд № 20 Какие цвета используют в росписи дымковской игрушки? – Жёлтый, синий, красный, зелёный, белый в фоне, чёрный.

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Назовите основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки: круги, овалы, клетки, полоски, точки.

Слайд №21 Какие любимые цвета у каргопольских игрушек? Оранжевый, красный, синий, чёрный, коричневый. Обратите внимание на простые и ясные узоры каргопольских игрушек. – Круги, кресты, кольца, полосы, мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.


Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.



Слайд №22 Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера. С одним из таких мастеров я вас сейчас познакомлю. Это знаменитая игрушечница Ульяна Бабкина. Одним из её любимых образов был конь – полкан, или Полихан.


А вы, хотели бы хотели бы себя попробовать в роли мастеров – игрушечников? – Да

А чему вам для этого нужно научиться? – Лепить игрушки

Давайте посмотрим, как это делается.


Слайд 23 При лепке каргопольской или филимоновской игрушки основные детали вытягиваются из общей массы. Создавая игрушку из пластилина, нужно взять несколько кусков, соединить их вместе, скатать шар, а затем вытягивать из него основные части, добиваясь при этом гладкой поверхности игрушки.


Слайд 24-26 А так лепится дымковская игрушка. Дымковские игрушки составляют из отдельных частей, соединяя их в определённой последовательности, хорошо примазывая детали.

Как лепить игрушки мы узнали, можно приниматься за работу. Представьте, что вы мастера- игрушечники. Вам нужно слепить игрушки, чтобы потом отвезти их на ярмарку. Постарайтесь создать свой образ игрушки, но при этом старайтесь, чтобы ваша игрушка была похожа на какой – либо из игрушечных промыслов.


4. Эмоциональный настрой. А чтобы вам лучше работалось, давайте представим, что мы сейчас находимся не в классе, а в русской избе. Для этого закроем глаза и немного помечтаем. Звучит музыка. Учитель читает стихотворение.


В низенькой светёлке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонёчек то совсем замрёт,

То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна…

Слайд №27 Открываем глаза. Ну вот, дорогие мастера, мы и дома. Приступаем к работе.

5. Практическая работа. Во время практической работы звучит русская народна музыка.

6. Анализ работ.

Подведение итогов. Со всеми ли задачами мы сегодня справились?

Оценка деятельности учащихся. Обучающимся выдаётся оценочный лист.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!