СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока "Древние образы в современных народных игрушках"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках»

- аннотация: Данный урок проводится на в 5 классе в рамках темы III четверти: «Связь времен в народном искусстве» (Б.М. Неменский). Обучающиеся знакомятся с видами глиняных игрушек, особенностями рисунков.  Урок дополняет визуальный ряд, оптимизируя образовательный процесс, облегчая подачу материала. Музыкальное сопровождение придаёт эмоциональность. 

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока "Древние образы в современных народных игрушках"»

Класс: 5

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».

Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.

Тип урока: Урок изучения новой темы

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Задачи:

 Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента в современных народных глиняных игрушках.

 Развивающая: Развить у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательная: воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование:

для учителя:

 1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

 3. мультимедийные презентации дымковских , каргопольских и филимоновских игрушек.

для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

2. гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

3. шаблоны дымковских игрушек


Музыкальный ряд: русские народные песни

Литературный ряд: загадки, стихотворения





Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в этот замечательный день! Мы отправимся в мир красоты. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение и себе и им. Садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.

Звучит народная музыка.

(Педагог достает расписной сундучок, приговаривая):

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

- Ребята, как вы думаете, чем же может быть наполнен такой сундучок? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Игрушка, что здесь лежит, очень знаменитый в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)


-А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.  (тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» (Слайд 1)

Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.

3. Изучение новой темы

- Сегодня мы поговорим о богатствах земли Русской об искусстве русского
народа, о вековых традициях в росписи игрушек.

(Показ игрушек). Посмотрите на эти прекрасные сказочно красивые игрушки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписью

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством, познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи

- А как вы понимаете декоративно - прикладное искусство?

В каждом доме, живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно - прикладного искусства.

Прикладное - это значит то, к чему приложено умение, искусство. Например: у некоторых до сих пор может на столе стоит глиняный кувшин, наполненный молоком. Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами или с кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.

В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.

 -Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. (показ видеоролика глиняных игрушек)

- Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками.

1. Филимоновская игрушка (по форме - утонченность, грациозность)

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.


2. Каргопольская игрушка ( по форме - коренастость, приземистость)

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

3. Дымковская игрушка ( по форме - нарядность, пышность)

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

-Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

-в ряд;

-в шахматном порядке;

-в клетке между линиями.

-Ребята, обратите внимание на точки:

-Между кольцами;

-на кольцах;

-по краю колец.

-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

4. Закрепление материала.

Задание : Определите вид игрушек, выберите из них и раскрасьте.

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа.

 Постановка задачи.

– Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров (приложение 1), характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

-Какие?

-Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).

 Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

 1) контроль организации рабочего места; рассказ сказки (приложение 2)

 2) контроль правильности выполнения приемов работы;

 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

 4) контроль объема и качества выполненной работы.


 Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

7. Анализ работ.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

 Учитель: - Ребята вам понравились работы?

8. Итог урока.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки

9. Рефлексия.

-Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? ( познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

 -А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

- Назовите все известные вам народные игрушки?

- Почему они называются народными?

- По каким общим признакам мы определяем принадлежность игрушки к тому или иному промыслу? (форма, орнамент, материал)

-Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

10. Домашнее задание. Составить кроссворд по народным игрушкам

Уборка рабочих мест.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!