Класс: 5
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».
Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.
Тип урока: Урок изучения новой темы
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента в современных народных глиняных игрушках.
Развивающая: Развить у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование:
для учителя:
1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.
2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.
3. мультимедийные презентации дымковских , каргопольских и филимоновских игрушек.
для учащихся:
1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек
2. гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
3. шаблоны дымковских игрушек
Музыкальный ряд: русские народные песни
Литературный ряд: загадки, стихотворения
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в этот замечательный день! Мы отправимся в мир красоты. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение и себе и им. Садитесь.
2. Актуализация знаний учащихся.
Звучит народная музыка.
(Педагог достает расписной сундучок, приговаривая):
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
- Ребята, как вы думаете, чем же может быть наполнен такой сундучок? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Игрушка, что здесь лежит, очень знаменитый в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво - безделушка,
А зовут её …(народная игрушка)
-А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» (Слайд 1)
Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.
3. Изучение новой темы
- Сегодня мы поговорим о богатствах земли Русской об искусстве русского
народа, о вековых традициях в росписи игрушек.
(Показ игрушек). Посмотрите на эти прекрасные сказочно красивые игрушки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписью
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством, познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи
- А как вы понимаете декоративно - прикладное искусство?
В каждом доме, живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно - прикладного искусства.
Прикладное - это значит то, к чему приложено умение, искусство. Например: у некоторых до сих пор может на столе стоит глиняный кувшин, наполненный молоком. Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами или с кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.
В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.
-Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. (показ видеоролика глиняных игрушек)
- Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками.
1. Филимоновская игрушка (по форме - утонченность, грациозность)
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.
2. Каргопольская игрушка ( по форме - коренастость, приземистость)
Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.
3. Дымковская игрушка ( по форме - нарядность, пышность)
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)
-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
-Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
-Какие цвета брали для росписи игрушек?
-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
-в ряд;
-в шахматном порядке;
-в клетке между линиями.
-Ребята, обратите внимание на точки:
-Между кольцами;
-на кольцах;
-по краю колец.
-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
4. Закрепление материала.
Задание : Определите вид игрушек, выберите из них и раскрасьте.
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
Постановка задачи.
– Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров (приложение 1), характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
-Какие?
-Какие элементы росписи будете использовать?
Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).
Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места; рассказ сказки (приложение 2)
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.
7. Анализ работ.
Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.
Учитель: - Ребята вам понравились работы?
8. Итог урока.
Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки
9. Рефлексия.
-Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? ( познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).
-А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:
- Назовите все известные вам народные игрушки?
- Почему они называются народными?
- По каким общим признакам мы определяем принадлежность игрушки к тому или иному промыслу? (форма, орнамент, материал)
-Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.
10. Домашнее задание. Составить кроссворд по народным игрушкам
Уборка рабочих мест.