СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Народный танец»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной особенностью этой Программы является комплексность. Комплекс хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию, организации,  результатом педагогической деятельности по двум образовательным модулям: «Ритмика с элементами народного  танца», «Основы русского народного танца», а также работа в фольклорном (региональном) направлении.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Народный танец»»

Управление образования Великоустюгского муниципального района

Вологодской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Принято

педагогическим советом

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования»


Протокол №03 от 31.05.2017

Утверждено

приказом директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования»



Приказ №59-ОД от 31.05.2017
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Народный танец»

ДЛЯ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ



Составила:

педагог дополнительного образования образования

Трощенкова Наталья Юрьевна

Квалификационная категория - высшая















г. Великий Устюг

Вологодская область

2017 г.

Введение.

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли дополнительного образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Большое значение в области хореографического искусства уделяется занятиям народным танцем. Образовательное и воспитательное  значение в этом виде искусства многогранно и теоретически обоснованно. Народный танец способствует  формированию нравственных представлений в социуме и содействует творческому и всестороннему  развитию  детей.

Занятия народным танцем отличаются большим многообразием форм, которые требуют от обучающихся проявления  организованности, самостоятельности, инициативы, что способствует  воспитанию  организационных  навыков, активности в творческих процессах.


  1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народный танец» в дальнейшем именуемая (Программа)  имеет туристско-краеведческую направленность.

В работе над Программой была использована программа научно-методического центра по эстетическому образованию (Москва, 1988-1992г.) по учебной дисциплине «Народно-характерный танец»; учтены требования к современному дополнительному образованию, основанные на личном педагогическом и практическом опыте работы с обширным контингентом обучающихся; а также учтены познавательная активность, творческие возможности детей.

Данная Программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

содействие личностного роста и самоопределение обучающихся;

приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусства;

сохранение и охрана здоровья детей.

С целью воспитания данная Программа по хореографии знакомит через народный танец обучающихся с культурой и национальными традициями других народов. В процессе занятий педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, темпераменте, хореографической лексике и костюме. Таким образом, во время занятий формируются представления об общечеловеческой культуре.

Народный танец строится на разнообразии движений корпуса, головы, рук и ног, что способствует укреплению мышечного аппарата обучающихся, совершенствует ко­ординацию движений, формирует двигательные  умения и навыки, улучшает кровообращение и обмен веществ, благотворно влияет на дыхание.

Систематические занятия народным танцем дают возможность развить у обучающихся восприятие национального своеобразия, манеры, эмоции, характер, душу той или иной народности. Обучающиеся во время занятий овладевают разнообразием и манерой ис­полнения танцев, расширяют и обогащают свои индивидуальные исполнительские возможности.

Во время обучения народным танцам воспитывается корректное поведение, развивается ответственность, трудолюбие, самоконтроль, что является базой для дальнейшего развития творческой жизни подростков.

Актуальность данной Программы – заключается в формировании целостной, духовно - нравственной, гармонично развитой личности, сохранении и развитии национально-культурных традиций, пробуждении мотивации занятием народным танцем, раскрытии индивидуальных творческих способностей, развитии творческой инициативы, приобщении к концертным выступлениям, способствующих положительной самооценке, а главное в сохранении и укреплении здоровья.

Программа является актуальной и востребованной в современном обществе.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный Закон №273-ФЗот 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014г. №41);

  4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».


Педагогической целесообразностью  данной Программы является возможность использования познавательных и воспитательных задач, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся   творческих способностей, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, гуманизма.

Стремясь к максимальной эффективности занятий, необходимо осуществлять строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению. Основными критериями отбора хореографических движений служат возрастные физиологические и психологические особенности детей, уровень влияния движений на формирование опорно-двигательного аппарата, развитие координации, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры, а также воспитание художественно-эстетического вкуса на разных этапах обучения.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся на занятиях хореографией является неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

Обучающиеся в среднем школьном возрасте (11 - 12 лет) располагают значительными резервами развития. Выявление и эффективное использование физических и эмоциональных возможностей каждого отдельно взятого ребенка – одна из главных задач педагога. На данном этапе происходит обучение более сложных танцевальных движений и основанных на них комбинаций, а также осуществляются более объемные постановочные работы.

В этом возрасте у подростка происходит интенсивный рост, перестройка скелета и мышц, повышается возбудимость нервной системы, появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость, пробуждается половое влечение, что нередко вызывает у подростка сложные и острые конфликтные переживания. У подростков формируются самосознание, способность к анализу, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания, появляется потребность в самоутверждении, стремление к самостоятельности, к творчеству, склонность к фантазированию.

Социализация в хореографическом коллективе у подростков происходит при непосредственном участии педагога, родителей, а также группы детей, окружающих подростка. Хореографический коллектив играет непосредственную роль в выявлении положительного лидера группы и его влияние на формирование мышления и сознания подростков.

Новизна данной Программы выражается в создании целостной культурно-эстетической среды для успешного развития подростка, внедрении в учебный процесс элементов модульной системы обучения, и заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку, в работе с подгруппами детей, в учете их возрастных особенностей, способствующих успешному личностному самовыражению подростка и обеспечении оптимальной физической нагрузки.

Полученные обучающимися знания в дальнейшем используются в их жизнедеятельности.

Педагогом должны быть созданы следующие условия организации жизнедеятельности обучающихся:

приобщение к духовно-нравственным ценностям;

игровые моменты во время занятий для общения и творческого самовыражения;

создание дружного хореографического коллектива.


Отличительной особенностью этой Программы является комплексность. Комплекс хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию, организации, результатом педагогической деятельности по двум образовательным модулям: «Ритмика с элементами народного танца», «Основы русского народного танца», а также работа в фольклорном (региональном) направлении.

Не менее важной, особенностью данной программы является - возрождение традиционной русской культуры и сохранение региональных истоков. Во время занятий обучающиеся получают представление о танцевальном искусстве, узнают об истории танца, музыки, костюма Вологодской и Архангельской областей, расширяют свой кругозор.

Разработанная Программа является продолжением четырехгодичной дополнительной общеобразовательной программы «Хореографическое искусство» («Ритм и пластика») и направлена на расширение и углубление у обучающихся знаний, умений и навыков, на подготовку детей к самореализации в жизнедеятельности.

Программа построена на принципах последовательного, поэтапного, систематического и непрерывного обучения.

Программа реализует обучение в сотрудничестве с учителями других предметов и осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач с учетом новых программ и требований, реализуя комплексный подход к воспитанию.

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Форма интегрированного занятия в процессе обучения хореографией позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении таких предметов как музыка, физкультура, биология, физика, математика, история, география, ИЗО, МХК.

Интегрированные занятия развивают интерес, активизируют умственную деятельность, способствуют гармоничному развитию и расширению кругозора и жизненного опыта обучающихся.

Во время интегрированных занятий обучающиеся приобретают знания и умения не только по хореографии, но и по различным дисциплинам, что осуществляет взаимосвязь с другими предметами и способствует формированию устойчивого интереса к хореографии, что позволяет более глубоко изучить предмет «Народный танец» и выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям.

Занятия хореографией и физической культурой неразрывно связаны между собой. Такие интегрированные занятия дополняют теорию физической культуры, укрепляют здоровье, формируют мышечный аппарат и осанку обучающихся, способствуют гармоническому развитию личности подростка, что способствует подготовке к дальнейшей трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Движения, изучаемые на занятиях хореографией, опираются на законы физики - на законы ускорения и приложения силы действия.

Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ, что основано на изучении биологии.

На занятиях хореографией при построении в одну шеренгу (это прямая), в колонну по два, по три - (параллельные прямые), в круг - (окружность) используются определённые математические понятия.

В содружестве с преподаванием музыки и благодаря народному, фольклорному, классическому музыкальному материалу на занятиях хореографией подростки приобщаются к духовно-нравственным ценностям, что способствует развитию эмоциональной сферы.

Обучение народному танцу неразрывно связано с изучением истории - историей возникновения танца, историей костюма, историей возникновения народностей и культовых обрядов, что созвучно также с обучением предмета - мировая художественная культура, которая помогает сформировать у подростка систему национальной культуры, нравственные ценности и идеалы.

Обучение народному танцу учитывает и подчеркивает территориальные принципы, связанные с изучением географии, которая формирует и раскрывает географические принадлежности разных народов.

Благодаря комплексному обучению, переносу идей и методов из одной науки в другую, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, формируются их убеждения, что способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности и лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

Межпредметные связи формируют и раскрывают аспекты науки, искусства, трудовой деятельности обучающегося путем обобщения и развития мировоззренческих и практических идей на основе познавательных и практических умений, создающие основу для ориентации личности в труде и жизнедеятельности.

Цели и задачи программы.

Цель: развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области народного танца.

Задачи:

Обучающие:

формировать определенные знания и умения в области народного танца;

знать и уметь пользоваться терминологией народного танца;

обучать необходимым теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам;

расширять знания в области хореографического искусства;

изучать танцевальные элементы народного танца;

научить передавать характер и сценическую манеру исполнения народного танца;

удовлетворять познавательные интересы обучающихся, приобщая их к истокам народного творчества.

Воспитательные:

воспитывать стремление к познанию и творчеству;

воспитывать культуру общения и взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности;

воспитывать чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в  сотрудничестве;

воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, навыки общения в коллективе;

воспитывать художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству;

приобщать к истокам народной культуры с учетом регионального компонента;

адаптировать к современной жизни на основе общей культуры, знаний, навыков.

Развивающие:

развивать мотивацию на творческую деятельность;

укреплять опорно-двигательный аппарат и мышцы; 

развивать танцевальные данные (выворотность, гибкость, прыжки, шаги, устойчивость, координация);

развивать силу мышц, выносливость, навыки координации движений, музыкальные способности;

развивать координацию движений и технику исполнения;

развивать точность и внимание в исполнении движений;

совершенствовать пространственную ориентировку;

способствовать реализации творческого самовыражения;

развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;

развивать творческие способности обучающихся;

развивать артистизм и индивидуальные возможности детей;

развивать эмоционально-волевые качества;

развивать умения коллективной и творческой деятельности.


Программа создана для детей среднего школьного возраста (11-12лет).

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа (144 часа в год). Продолжительность занятия 45 минут, перерыв – 10 минут. Допустимое количество детей на занятии, исходя из площадей, санитарных и этических норм - 10-12 человек.

Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие, включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.

Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного материала:

ознакомление. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном исполнении;

тренировка. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком, затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью исполнения движений всеми участниками группы;

применение. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в конкурсах и фестивалях, выступление на концертах.

При проведении занятий учитывается:

уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;

самостоятельность обучающихся;

особенности их мышления;

познавательные интересы.

Программа подразумевает возможность индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные занятия проводятся с более способными, одаренными детьми, которым необходимо дополнительное время для изучения более сложных координационных движений и танцевальных композиций.

Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа) по двум модулям: «Ритмика с элементами народного танца» (64 часа), «Основы русского народного танца» (80 часов).

Первый модуль предусматривает знакомство с культурой, бытом и нравами русского народа, с историей возникновения русского народного танца, прослушивание русских народных мелодий разных по темпу и характеру звучания, освоение азбуки русского народного танца и элементов народно-сценического экзерсиса, изучение основных пространственных рисунков-фигур, освоение образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации.

Большое значение придается развитию у  обучающихся музыкальности, навыков ансамблевого исполнения, умению раскрыть в русском народном танце характерную манеру исполнения Вологодской и Архангельской областей.


Второй модуль предусматривает изучение русского танца, с историей русского костюма и отличительными особенностями мужского и женского наряда, знакомство с многожанровыми формами русского танца и элементами исполнительской техники для мальчиков и девочек, совершенствование техники исполнения народно-сценического экзерсиса.

По мере усвоения упражнений воспитывается более сложная координация движений. Большое внимание уделяется методике исполнения движений у станка, а также композиционному построению номера, своеобразию формы и стиля, манере исполнения, наиболее характерной для данного региона, сюжетной проблематике, то есть всему тому, что составляет своеобразие и неповторимость колорита русского народного танца.

В постановочной деятельности используется метод совместного творчества (коммуникативный вид деятельности).

Важно обращать внимание детей на характер исполнения, «вхождение в образ», на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке.


Формы организации образовательного процесса

Формы занятий:

учебно – тренировочное занятие (практические занятия);

занятие-объяснение;

занятие-путешествие;

постановка и репетиция танцев;

индивидуальная работа над номером;

тестирование (теоретические занятия);

занятие – экскурсия;

викторина;

открытое занятие;

демонстрация видеоматериалов с комментариями и анализом;

защита творческих работ;

групповой просмотр концертных и видео программ, фестивалей, конкурсов, лучших хореографических коллективов, мастер-классов ведущих педагогов.

Реализация Программы предполагает тесное взаимодействие с МБОУ «СОШ №2 с кадетскими классами»

Формы подведения итогов

В ходе реализации программы «Народный танец» используются различные виды и формы контроля.

Виды  и формы  контроля ЗУН обучающихся:

входной контроль (входная диагностика) – собеседование, наблюдение.

Текущий контроль (промежуточная аттестация) – открытое занятие, беседа в  форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, тестирование.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) – участие и защита творческих проектов, концертная деятельность, участие в районных, областных и всероссийских конкурсах.

Формы аттестации:

тесты и творческие задания (больше практического характера);

педагогическая диагностика развития обучающегося;

демонстрационные: организация концертных выступлений и конкурсов;

передача обучающемуся роли педагога;

самооценка;

групповая оценка работ;

портфолио обучающегося.

Формы оценки результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе

Участие в концертах, конкурсах и фестивалях на разных уровнях (городской, региональный, Всероссийский, Международный).

Защита творческих работ и проектов.

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (приложение № 1).

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных особенностей обучающегося.

Каждый из видов контроля освоения общеобразовательной программы обучающимся имеет свои цели, задачи и формы, что позволяет отследить уровень усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, уровень развития физических и эстетических качеств личности обучающихся, их эмоциональное состояние.

Разработаны творческие задания. Выполнение этих заданий оценивается по уровням: низкий, средний, высокий.


Высокий уровень — оптимальное развитие качества или навыка


Средний уровень — качество или навык находится в развитии


Низкий уровень — развитие качества или навыка находится в начальной стадии развития

освоил весь объем теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана

имеет неполный объем теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана

недостаточно освоил теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана


осознано пользуется специальной терминологией в полном соответствии с их содержанием

сочетает специальную терминологию с бытовой

не владеет специальной терминологией


в полном объеме освоил практические умения и навыки;

свободно, непринужденно и пластично выполняет танцевальные движения по программе

освоил практические умения и навыки в неполном объеме; движения не всегда пластичны и скоординированы; недостаточно ритмичен в исполнении танцевальных движений


недостаточно освоил практические умения и навыки


имеет стойкий интерес к восприятию программного танцевального материала

не проявляет, как правило, интереса к освоению танцевального материала

отсутствует интерес к восприятию танцевального материала

в творческих заданиях самостоятельно и выразительно исполняет придуманные или выбранные однотипные движения

творческое задание выполняет на основе образца, при оказании словесной помощи

проявляет себя пассивно в творческих заданиях

самостоятельно эмоционально высказывает свои суждения об исполненном танцевальном этюде (образе)

при оказании словесной помощи может высказывать свои эмоции о просмотренном танцевальном этюде

при оказании словесной помощи ребенок не всегда может выражать свои впечатления об исполненном танцевальном этюде


На основании результатов промежуточной аттестации определяется успешность развития детей и усвоения ими общеобразовательной общеразвивающей программы на определенном этапе обуче­ния. Отслеживание результатов обучения по основным параметрам проводится во время промежуточной и итоговой аттестации.


По окончании изучения Программы обучающиеся будут:

знать:

первичные сведения об истории хореографического искусства;

основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;

экзерсис классического и народного танца;

терминологию танцевальных элементов изученных по программе;

правила самостоятельной  и коллективной работы;

уметь:

правильно исполнять элементы  классического и народного экзерсиса у станка;

владеть своим мышечным аппаратом;

владеть навыками координации движения;

эмоционально и выразительно исполнять элементы на середине зала;

воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

владеть навыками вариативного мышления и самовыражения;

создавать танцевальные образы в этюдах;

проявлять артистизм;

анализировать свою работу и работу других обучающихся;

использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.

исполнять:

народно-сценический экзерсис у станка;

танцевальные комбинации на середине зала с использованием координационных движений в русском характере;

танцевальную композицию «Вологодская кадриль», «Перепляс», «Русская плясовая» (по выбору педагога).


  1. Учебно – тематический план


Учебный план программы


Наименование модуля

Количество часов

Формы аттестации/контроля


всего

практика

Теория


1.«Ритмика с элементами народного танца»

64

57

7

Входная аттестация – скрытое педагогическое наблюдение;

промежуточная аттестация - педагогическая диагностика развития хореографических способностей; диагностическое развитие – самооценка

итоговая аттестация – открытое занятие

2.«Основы русского народного танца»

80

73.5

6.5

входная - педагогическая диагностика развития хореографических способностей;

промежуточная - диагностическое развитие – самооценка, групповая оценка работ;

итоговая аттестация-

концертное выступление

Итого:

144

130.5

13.5



Календарный учебный график


Продолжительность учебного года – 36 недель

- начало учебного года с 01 сентября;

- начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября;

- окончание учебного года 31 мая.

Количество учебных недель – 36.

Продолжительность обучения первого модуля 01 сентября – 31 декабря,

продолжительность обучения второго модуля 01 января – 31 мая.

Сроки летних каникул – с 01 июля по 31 августа.

Занятия проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Продолжительность занятий для обучающихся среднего и старшего школьного возраста – 45 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

Промежуточная аттестация обучающихся первого модуля проводится в сентябре (входная), ноябре (промежуточная), декабре (итоговая);

аттестация второго модуля - январь (входная), март (промежуточная), май (итоговая).

Итоговая по программе – в конце мая.


Календарный учебный график



Программа


сентябрь


октябрь


ноябрь


декабрь


январь


февраль


март


апрель


май


кол-во часов по модулю

Модуль 1. «Ритмика с элементами народного танца»


16

16

16

16






64


Модуль 2. «Основы русского народного танца»





16

16

16

16

16

80

Итого:










144


Учебно-тематический план

Первый год обучения

п\п


Наименование разделов и тем

Количество часов



Формы занятий


Формы подведения итогов

Практика

Теория

Общее


Модуль 1. «Ритмика с элементами народного танца»

57

7

64



1

Введение в хореографию. Ознакомительное занятие.

Техника безопасности

1.5

0.5

2

беседа;

занятие-путешествие;

игры на знакомство и сплочение коллектива

собеседование; скрытое педагогическое наблюдение;

входная аттестация

2

Азбука русского народного танца:


- танцевальные шаги;

- движения русского народного танца на середине;

- экзерсис у станка (учебно-тренировочная работа)


40,5

1,5

42

занятие-объяснение; учебно-тренировочное занятие

Промежуточная аттестация -педагогическая диагностика развития хореографических способностей;

беседа в форме «вопрос-ответ»

3

Путешествие в прошлое


4

4

Посещение тематических выставок, экскурсий

Скрытое педагогическое наблюдение;

самооценка;

мини-викторины по краеведению

4

Интегрированные занятия:

- занятия с элементами

импровизации;

- творческие занятия

15

1

16

творческие занятия; защита творческих работ

Творческое занятие;

итоговая аттестация – открытое занятие.


Модуль 2. «Основы русского народного танца»

73.5

6.5

80



1

Основы русского народного танца:

- экзерсис у станка;

- элементы русского танца на середине зала;

- варьирование танцевальных

элементов;

- танцевальные комбинации на основе регионального компонента (Вологодской и Архангельской областей);


35

1

36

занятие-объяснение; учебно-тренировочное занятие

Педагогическая диагностика развития хореографических способностей;

промежуточная аттестация –тестирование


2

Постановка танцевальной композиции «Вологодская кадриль», «Перепляс»,

«Русская плясовая»

(по выбору педагога):

- изучение танцевальных элементов;

- изучение танцевальных комбинаций;

- графическое перестроение

17.5

0.5

18

постановка танца;

практические занятия

групповая оценка работ

3

Репетиционная работа:

- отработка ансамблевого исполнения;

- работа над техникой исполнения движений;

- работа над выразительным и эмоциональным исполнением

11.5

0.5

12

репетиционные занятия; практические занятия;


Диагностическое развитие –самооценка; групповая оценка работ

4

Путешествие в мир народного танца:

- просмотр дидактического материала


4

4

групповой просмотр концертных видео программ и мастер-классов ведущих педагогов

групповая оценка работ

5

Концертная деятельность

9.5

0.5

10

концертное выступление

Концертные выступления; участие в фестивалях и конкурсах различного уровня;

итоговая аттестация


Всего:

130.5

13.5

144




Содержание общеобразовательной программы

1 год обучения


Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Формы занятий

Методическое обеспечение

Введение в хореографию

Беседа о культуре поведения. Инструктаж по технике безопасности на занятии, о правилах работы с танцевальны-ми атрибутами, музыкальной техникой во время занятий


Ознакомительное

занятие

беседа; занятие-путешествие;

игры на знакомства, на сплочение коллектива



инструкции;

сценарный план проведения занятия;

дидактический материал, подобранный в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями

Азбука русского народного танца


ознакомление с экзерсисом народного танца, теоретические основы хореографических движений;



- танцевальные шаги – сценический шаг, шаг с притопом, переменный шаг, шаги на п/п с переходом на пятки, шаркающий шаг;

- движения русского народного танца на середине: «Моталочка», «Гармошка», припадание, различные притопы и хлопки;

- танцевальный бег – бег с отбрасыванием согнутых ног назад, бег с поднятием согнутых ног вперед;

- прыжки – по 6 позиции ног, с чередованием ног, «поджатые», «разножка»;

- экзерсис у станка (учебно-тренировочная работа)

- Demi plie по I, II, III - по прямым и открытым позициям (лицом к станку).

- Ваttement tendu c переходом ноги с носка на каблук (лицом к станку)

- Ваttement tendu jete с pour le pied на 45°(лицом к станку)

- Rond de jambe par terre(лицом к станку)

- Подготовка к «веревочке» - упражнение для бедра

- Упражнения на выстукивание

- Grand bаttement


учебно-тренировочные упражнения способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений, развивают гибкость, ритмичность и координацию.


В работе используется принцип постепенного повышения требований и увеличения объема и интенсивности физических нагрузок (от простого к сложному).

занятие-объяснение; учебно-тренировочное занятие

конспекты занятий; дидактический материал (карточки);

методика диагностики усвоения обучающимися учебного материала;

музыкальный материал (фонограммы);

компьютер;

магнитофон



Путешествие в прошлое

Беседа «Возникновение русского танца»;


сформировать представление о культурных наследиях родного края;


освоение основ народной культуры, быта Великоустюгского района;


знакомство с художественными промыслами и народными ремеслами района

Посещение тематических выставок, экскурсий, музеев г.Великий Устюг





театрализованные обрядовые действа;



Беседы;

игра-путешествие, викторины














Интерактивные занятия


презентации

Интегрированные занятия

объяснение задания; выбор танцевального образа и музыкального сопровождения

обучающимся предлагается прослушать музыкальный материал, представить и выбрать танцевальный образ, а затем, варьируя танцевальные элементы, составить небольшой этюд или придумать танцевальную композицию. (Обучающиеся могут выполнять задание, как индивидуально, так и в творческих группах).

В работе используется метод импровизации.

творческие занятия;


конкурсные программы

музыкальный материал (фонограммы);

иллюстративный материал;

компьютер;

музыкальный центр


Основы русского народного танца

ознакомление с русским народным танцем;

хореографические термины.


Этап разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения танцевальных элементов у станка и на середине зала.

народно-сценический экзерсис у станка выполняется одной рукой за станок:

1. Подготовка к началу движения (preparation) - движение руки

2. Demi, grand plie по I, II, III - по прямым и открытым позициям (муз. р-р 3/4, 4/4).

3. Ваttement tendu c переходом ноги с носка на каблук

4. Ваttement tendu jete с pour le pied на 45°

5. Rond de jambe par terre

5. Раs tortillе

6. Подготовка к «веревочке» - упражнение для бедра

7. Упражнения на выстукивание

8. Grand bаttement


Движения на середине зала:

- вращения по диагонали;

- движения мужского танца (хлопушка, подготовка к присядкам и полуприсядкам, изучение «мячики», «гусиный шаг»);

- женская исполнительская техника (дробушки, вертушки);


Обучающиеся разучивают комбинации, этюды и композиции

с региональным компонентом на середине зала.


занятие-объяснение;

учебно-тренировочное занятие

Компьютер;

музыкальный материал (фонограммы);

презентация; иллюстративный материал; дидактический материал - карточки


Постановка танцевальной композиции «Вологодская кадриль», «Перепляс»,

«Русская плясовая»

(по выбору педагога)


ознакомление с сюжетом танца;

обучающиеся узнают такие понятия, как:

Танцевальная связка - это несколько танцевальных движений (3-5), разучив которые, впоследствии можно использовать как элемент постановочного танца.

Танцевальная комбинация - нечто среднее между связкой и композицией, обычно ее продолжительность составляет 1-2 восьмерки

Дополнение – это обязательное условие закрепления пройденного материала, состоит из попыток соединить новый материал со всем, пройденным до этого, материалом

Танцевальные композиции построены в соответствии с изученным танцевальным материалом и на основании диапазона возможностей обучающихся. Изучение танцевальных элементов, танцевальных комбинаций, которые в дальнейшем будут использованы для постановки танца. Изучение графического перестроения танца

постановка танца;

практические занятия

Магнитофон;

музыкальный материал (фонограмма);

атрибуты к танцу (по необходимости)

Репетиционная работа

беседа о манерах исполнения в танцах;

этап отработки и совершенствование техники выполнения танцевальных комбинаций

работа над техникой исполнения движений;


отработка танцевальных комбинаций;


отработка ансамблевого исполнения;


работа над выразительным и эмоциональным исполнением танца.

Репетиции в костюмах. Репетиции на сцене.

репетиционные занятия;


практические занятия;



магнитофон;

музыкальный материал (фонограмма);

компьютер;

атрибуты к танцу;

костюмы и головные уборы

Путешествие в мир народного танца

презентация о разнообразии русского народного танца: хороводы, кадрили, переплясы и пляски объединяют в себе сю­жеты лирические, игровые, веселые и удалые;


просмотр презентации на тему: «Русский костюм», «Праздничный русский костюм»;


народно – сценический танец на профессиональной сцене;


фольклорные коллективы

(нашего региона, города);



Беседа




Просмотр презентаций и видеоматериалов













групповой просмотр концертных видео- программ, мастер-классов ведущих педагогов и лучших коллективов страны


встреча с фольклорными коллективами г.Великий Устюг

Компьютер;

видеоматериал (видеотека);

презентации;

Концертная деятельность

знакомство со сценой; беседа о культуре поведения на сцене во время репетиций и концертов.

содержание данного раздела предполагает работу во время открытых занятий, концертных выступлений для родителей, на тематических праздниках, выступлений на различных конкурсах, где обучающиеся показывают свои навыки, умения и творческие достижения, приобретенные за время обучения

концертное выступление

музыкальный центр;

компьютер;

музыкальное сопровождение

(фонограммы);

костюмы и головные уборы;

атрибуты к танцам


По окончании изучения модуля 1. «Ритмика с элементами народного танца»» обучающиеся будут:

знать:

сведения об истории возникновения русского народного танца;

основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;

экзерсис народного танца;

движения русского народного танца на середине;

основные пространственные рисунки-фигуры;

терминологию танцевальных элементов изученных по Программе;

правила самостоятельной  и коллективной работы;

уметь:

правильно исполнять элементы народного экзерсиса у станка;

владеть своим мышечным аппаратом;

владеть навыками координации движения;

эмоционально и выразительно исполнять элементы на середине зала;

отличать характерную особенность и манеру исполнения Вологодской и Архангельской областей;

воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

владеть навыками ансамблевого исполнения движений;

владеть навыками вариативного мышления и самовыражения;

создавать танцевальные образы в этюдах с элементами импровизации;

анализировать свою работу и работу других обучающихся;

использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.

исполнять:

народный экзерсис у станка;

танцевальные движения в различных комбинациях;

танцевальные этюды в русском характере.


По окончании изучения модуля 2. «Основы русского народного танца» обучающиеся будут:

знать:

многожанровые формы русского народного танца;

историю костюма русского народного танца;

основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;

технику исполнения народно-сценического экзерсиса;

элементы исполнительской техники для мальчиков и девочек;

терминологию танцевальных элементов изученных по Программе;

правила общения в самостоятельной  и коллективной работе;

уметь:

правильно исполнять народно-сценический экзерсис у станка;

владеть своим мышечным аппаратом;

владеть навыками координации движения;

эмоционально и выразительно исполнять элементы на середине зала;

воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

владеть навыками вариативного мышления и самовыражения;

создавать танцевальные образы в этюдах;

проявлять артистизм;

анализировать свою работу и работу других обучающихся;

использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.

исполнять:

народно-сценический экзерсис у станка;

танцевальные комбинации на середине зала с использованием координационных движений в русском характере;

танцевальную композицию «Вологодская кадриль», «Перепляс», «Русская плясовая» (по выбору педагога).


  1. Организационно-педагогические условия и методическое обеспечение реализации программы


Для реализации работы хореографического коллектива необходимо иметь

материально – техническое обеспечение:

хореографический зал, оборудованный балетными станками и зеркалами;

технические средства: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор;

USB-флеш-накопитель, CD- диски,

аранжировка музыкального материала с возможными материальными затратами;

наглядные пособия, дидактические материалы;

танцевальные атрибуты (платочки, ленты, обручи, мячи);

шумовые инструменты (ложки, трещотки, бубны) по необходимости;

наличие специальной танцевальной обуви для народного танца;

костюмы, головные уборы (в соответствии с репертуаром).


Информационное обеспечение:

подборка информационной и справочной  литературы;

информационные ресурсы;

видеоматериалы;

интернет – ресурсы: www.horeograf.com, www.narodko.ru, http://dancehelp.ru

учебные пособия.


Дидактическое обеспечение:

аудио- и видео- фонд;

презентации по темам: «Русский костюм», «Народный костюм на Вологодчине», «Праздничный русский костюм»;

наглядное пособие: «Основные фигуры хоровода», схемы – рисунки танца, карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног;

краткий словарь хореографических терминов;

сценарии массовых мероприятий и викторин разработанных для досуга воспитанников;

папки: «Ритмические задания», «Открытые занятия».


Методическое обеспечение:

Педагогом используются основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:

метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения;

метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям;

метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха;

метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности;

метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов о лучших народных коллективах России, прослушивание аудиозаписей.

метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.

игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий, возрасту и подготовленности детей.

В педагогической работе используется ряд приемов, которыми педагог пробуждает у детей желание к творчеству. Метод показа и словесный метод объединяются и подкрепляются методическим приемом - музыкальным сопровождением, что помогает детям согласовывать движения с музыкой.

В работе используется импровизационный и вариативный приемы, когда дети свободно и непринужденно двигаются под музыку, где каждый в движении выражает себя индивидуально.

Методическое обеспечение направлено на решение программных задач, которые носят социально-значимый, общественно полезный характер и поддерживают социальные новации, воспитывают энергию коллективной творческой деятельности, чувство сопричастности к общему делу, формируют развитие личности.

Задача педагога состоит в создании атмосферы соревнования, которые обеспечивают реальные достижения и ведут к включению механизма самореализации.

В педагогической деятельности используются следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

групповая форма (группы формируются от 10-12 человек с учетом возраста детей);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций или постановок танцев, где задействовано несколько возрастных групп);

индивидуальная форма (работа с одаренными детьми (солистами), детьми с ограниченными возможностями, а также работа с детьми, которые не усвоили пройденный материал).

В процессе обучения тренируются все виды памяти: слуховая, моторная, обучающиеся чувствуют себя раскованно и комфортно.

Применение нетрадиционных форм занятий развивает познавательный интерес, снимает напряжение, оказывает  эмоциональное воздействие на детей и является мотивацией и стимулом в обучении.

Формы проведения нетрадиционных   занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов.

В своей работе использую следующие технологии обучения:

личностно – ориентированная;

технология обучения в сотрудничестве;

технология игрового обучения (творческие задания);

здоровьесберегающая технология;

информационно – коммуникативная технология;

технология проектного обучения.


Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и методического материала.

Педагогика, ориентированная на личности обучающегося, должна выявлять субъективный опыт обучающегося и предоставлять ему выбирать способы и формы учебной работы. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс достижений.

В личностно-ориентированном обучении позиция обучающегося изменяется. Обучающийся активно участвует в обучении – принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, анализирует способы решения предложенных задач, выдвигает свои гипотезы, определяет причины и степень ошибок, что становится хорошим «помощником» в развитии мышления и воображения и помогает сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более результативным процессом.

Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания - необходимые условия для становления самобытного интеллектуального личностного образа.

Во время обучения создаются условия для полноценного развития следующих функций:

способность ребенка к самостоятельному и творческому выбору;

умение рефлексировать и эмоционально оценивать свои возможности;

поиск эстетического смысла жизни посредством творчества;

формирование конструктивного и индивидуального образа;

гражданского чувства ответственности;

автономность целостности личности и возможности саморазвития.


Технология обучения в сотрудничестве позволяет организовать обучение детей по Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией и включает индивидуально-групповую и командно-игровую работу.

В первом случае обучающиеся разбиваются на группы по 2-4 человека (дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового материала каждым ребенком.

Разновидностью индивидуально-групповой работы также служит индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, анализируют, указывают на ошибки.


Учитывая психологию подростков, используется технология игрового обучения, выстраиваются занятия в форме танцевальных и музыкальных игр. В практической работе используется готовый, хорошо проработанный игровой материал, который помогает обучающимся ощутить себя в данной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Для занятий подбираются игровые танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий.

Нетрадиционные занятия помогают развивать у обучающихся воображение, эмоциональность и закладывают истоки творчества.

Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме танцевальных батлов.

На занятиях используются различные подвижные игры, такие как:

игра «Картина» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу);

«Танцевальные импровизации» (танцевальные этюды);

«Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).

Здоровьесберегающие технологии обладают мощным здоровьесберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения хореографии, обеспечивая развитие ума, нравственных и эстетических чувств, потребность в деятельности, в общении с людьми, природой, искусством.

Применяя данную технологию, ставим следующие задачи:

организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

создание условий ощущения радости в процессе обучения;

формирование у подростков устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела;

мотивация на здоровый образ жизни.


Информационно-коммуникативная технология в обучении хореографическому искусству используется, как традиционная форма передачи информации от педагога к обучающемуся. Она основана на показе и демонстрации движений.

Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционную форму подачи информации.

Во время занятий осуществляется просмотр видеоматериалов, различных мастер – классов, выступлений профессиональных коллективов и воспитанников, что позволяет обсудить просмотренный видео материал в группах, сформировать правильное представление о танце, технике исполнения, амплитуде и динамики тех или иных движений при разучивании.

Также информационные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения, которое необходимо для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить музыкальные файлы, фото- и видеоматериалы коллектива, производить монтаж, компоновку музыкального произведения, менять темп и звук музыкального произведения, осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку информации из сети Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение в Интернете.


Технология проектного обучения обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Творческие задания и практико-ориентированные проектные работы обучающиеся выполняют как в группах, так и индивидуально.


Применяя данную технологию по Программе совместно с воспитанниками, предполагается реализовать следующие творческие проекты:

«Как у наших, у ворот…» (творческий отчетный концерт): составление сценария и программы концерта с помощью обучающихся, обсуждение концертных костюмов и атрибутов к танцам.

Проект «Народный костюм Великоустюгского района» (творческий исследовательский проект): создание активной группы, сбор информации по теме, анализ материала для создания презентации, создание презентации.

Все вышеизложенные педагогические технологии используются в работе с обучающимися, обобщая и систематизируя знания, при изучении нового материала, на занятиях контроля знаний, а также во внеклассной работе. Перечисленные методы помогают оживить занятие, придают ему эмоциональную окраску, обеспечивая развитие индивидуальности и самостоятельности, помогая заинтересовать каждого обучающегося.

В работе хореографического коллектива педагог использует открытые педагогикой принципы обучения:

Принцип ценностно-смыслового равенства.

У педагога и обучающегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиция равенства.

Принцип коллективности.

Педагогу необходимо воспитывать социально-значимые качества у ребёнка, развить его как члена общества, коллектива.

Принцип доступности обучения.

Обучение должно соответствовать возрастным, интеллектуальным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Принцип комплексности, системности и последовательности.

Обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а владение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

Принцип наглядности

Предусматривает яркий эмоциональный и практический показ движений при разучивании нового материала.

Принцип сознательности.

Предусматривает заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

Принцип креативности.

Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.


Все эти принципы отражают личностно-ориентированный подход к детям и являются по существу единым и взаимосвязанным процессом образования.

В работе с детьми педагог может использовать и варьировать любые активные формы воспитательной работы: посещать выставки, музеи, парки культуры и отдыха, участвовать в фестивалях, конкурсах и концертах, обсуждать и приходить к единому мнению о культурном наследии. Через такое активное общение педагог сможет правильно организовать процесс обучения и общения с обучающимися, лучше понять мотивацию ребенка, устранить конфликтные ситуации.

В процессе воспитательной деятельности педагог использует «принцип тройственного союза»: дети – педагог – родители. Привлечение родителей к решению воспитательных вопросов положительно влияет на сплоченность коллектива и как следствие – повышается качество образовательного процесса.

Такая форма работы помогает педагогу объединять и развивать коллектив обучающихся, увлеченных одним общим делом – познанием хореографического искусства.


Формы подведения итогов по разделам и темам:

Отследить развитие индивидуальных особенностей и раскрытие творческого и познавательного потенциала ребенка, а также качества личности, сформированных в процессе занятий, педагог может в процессе непосредственного обучения, как с самим обучающимся, так и со всей группой в целом.

Педагогом проводятся скрытые диагностические исследования и наблюдения за динамикой развития, как каждого ребенка в отдельности, так и группы обучающихся в целом, которые проходят в форме:

собеседования;

скрытого педагогического наблюдения;

диагностика развития хореографических способностей (приложение 2);

беседы в форме «вопрос-ответ» (приложение 3);

диагностика мотивации потребности детей в общении с искусством выбранного образовательного направления (приложение 4);

творческого занятия;

групповой оценке работ;

концертных выступлений;

участия в фестивалях и конкурсах различного уровня (см. приложение).


Условия реализации программы.


Для реализации Программы педагог должен иметь специальное профессиональное образования и владеть разносторонней подготовкой в области хореографии, режиссуры, педагогики и психологии.

Педагог дополнительного образования Трощенкова Наталья Юрьевна окончила хореографическое отделение училища культуры г. Ростов - на - Дону в 1989г.; в 1997 году окончила Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина по специальности «культурология»; имеет высшую квалификационную категорию и опыт работы в профессиональном хореографическом коллективе (артист балета Ростовского государственного музыкального театра).

Реализация программы требует от педагога постоянного повышения своей квалификации через семинары и мастер-классы.

В 2013 – 2017г.г. - приняла участие в мастер – классах в рамках конкурсов и фестивалей различного уровня по следующим темам:

«Особенности подготовки юных артистов к сцене, творческие возможности педагогов и детей. Работа над сценическим образом, выразительными средствами, внешним видом, как важный фактор обучения юных танцоров», 2013г., VII Международный фестиваль – конкурс «Русская сказка»;

«Как вырастить любовь к народному танцу, начиная с 5-7 летнего возраста», 2013г., II Международный фестиваль-конкурс «Рябиновые бусы»;

«Народно-сценический танец», 2015г., II Международный фестиваль - конкурс «Открытые страницы. Ярославль»;

«Способы достижения осознанного управления движением в танце», 2016г., VI Международный творческий фестиваль - конкурс «Морозные узоры»;

«Участие в фестивалях-конкурсах как фактор развития творческого коллектива», круглый стол 2016г., VI Международный творческий фестиваль - конкурс «Морозные узоры»;

«Пластическая выразительность, как основа создания сценического образа», 2017г. ,VII Международный творческий фестиваль - конкурс «Морозные узоры».


Педагогом успешно пройдены программы КПК:

«Теория, методика и современные образовательные технологии дополнительного образования детей» 19.11.2014г. , № 4627

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», по доп.профессиональной программе «Создание единого образовательного пространства в условиях реализации ФГОС ДО», 42 часа (Удостоверение 352403253275, регистр №2923, 11.11.2015)


Участник Всероссийского онлайн-семинара «ИКТ-компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС» (св-во серия 081624 №70966).

Участник вебинаров:

«Компьютерная графика и дизайн в образовательном процессе» (Свидетельство от 22.04.17, mega-talant.com)

«Постановка жизненной цели как главный этап выбора будущей профессии» (Свидетельство № ВЛ-1493184131 от 3.05.17г., Инфоурок


Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности (приложение 5)

Наличие обобщенного педагогического опыта:

Публикации: «Народный танец как средство эстетического воспитания» (Образовательный интернет-ресурс Metod-kopilka.ru, 2014г. свидетельство №05050);

«Роль хореографического искусства в процессе социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста» на сайте multiurok.ru (17.09.15г. свидетельство MUF277014);

проектный материал «Народный костюм на Вологодчине» на сайте kopilkaurokov.ru (2014г., свидетельство №140243);

методическая разработка: «Подвижные игры как средство организации досуга детей» на сайте infourok.ru (29.04.15г., свидетельство №259557);

презентация «М.Плисецкая – известная балерина ХХ столетия» на сайте infourok.ru (02.10.15г., свидетельство №ДВ-025883);

презентация «Народный костюм Великоустюгского района» на сайте infourok.ru (07.10.15г., свидетельство №ДВ-039558);

методическая разработка хореографического занятия «Партерный экзерсис (для детей 6-7лет) » на сайте multiurok.ru (30.11.16г., свидетельство MUF495249):

методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией» на сайте multiurok.ru (13.02.17г., свидетельство MUF 559581).




Литература для педагогов:

  1. Голейзовский К. Образы русской хореографии. М.,1964.

  2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. -  М.: Владос 2004г.

  3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. -  М.: Владос 2005г.

  4.  Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. -  М.: «Владос» 2003г.

  5. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.

  6. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.

  7. А. Калыгина. Традиционные народные танцы и игры. М., 2005г.

  8. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.

  9. Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.

  10. Центральный научно - методический кабинет по учебным заведениям

культуры и искусства « Народно - сценический танец». Программа

для хореографических отделений ДШИ. М., 1993г.


Литература для педагогов (диагностика детей).

  1. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.

  3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1986. - С. 62-68.

  4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981

  5. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. - М., 1991.


Литература для детей и родителей

    1. Великович Э. Здесь танцуют. СПб.: 2002.

    2. А. Калыгина «Традиционные народные танцы и игры», М., 2005г.

    3. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

    4. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

Видеоматериал:

1. DVD-disk. Мастер-класс. В.Шершнёв «От ритмики к танцу».

2. DVD-disk. Мастер-класс В.Шершнева г. Москва «Женская и мужская техника исполнения народного танца».

3. DVD-disk. Мастер-класс. Жулаева Зульфия «Детский современный танец».

Интернет-ресурсы:

www.horeograf.com,

www.narodko.ru,

http://dancehelp.ru


Приложение 1

Мониторинг результатов обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

  • Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

  • Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Ниже представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 2). Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.

Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений (Таблица 3). Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.

Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.

Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.




Мониторинг результатов обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

баллы

Методы диагностики

I. Теоретическая подготовка ребенка:

    1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)



    1. Владение специальной терминологией по тематике программы

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям


Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1- 4

5-8

9-10



1- 4


5-8


9-10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.





Собеседова-ние

ВЫВОД

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2 – 8 б

9 – 16 б

17 – 20 б


  1. Практическая подготовка ребенка:


    1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)



    1. Владение специальным оборудованием и оснащением



2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения


Креативность в выполнении заданий

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);


- минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); - максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);


- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1- 4

5-8

9-10



1- 4

5-8


9-10



1- 4

5-8

9-10



Контрольное задание



Контрольное задание





Контрольное задание


ВЫВОД

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3 – 12 б

13 – 24 б

25 – 30 б









  1. Общеучебные умения и навыки ребенка:


    1. Учебно-интеллектуальные умения:

      1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу



      1. Умение пользоваться компьютерными источниками информации


      1. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)


    1. Учебно-коммуникативные умения:

      1. Умение слушать и слышать педагога



      1. Умение выступать перед аудиторией



      1. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии



    1. Учебно-организационные умения и навыки:

      1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место




      1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности





3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу



Самостоятельность в подборе и анализе литературе




Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации


Самостоятельность в учебно-исследовательской работе





Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации


Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств.




Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой



Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям



Аккуратность и ответственность в работе


- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)




уровни – по аналогии с п. 3.1.1.



уровни – по аналогии с п. 3.1.1.





уровни – по аналогии с п. 3.1.1.



уровни – по аналогии с п. 3.1.1.




уровни – по аналогии с п. 3.1.1.







уровни – по аналогии с п. 3.1.1.



- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).



-Удовлетворительно

хорошо

отлично


1- 4

5-8

9-10


1- 4

5-8

9-10

1- 4

5-8

9-10




1- 4

5-8

9-10


1- 4

5-8

9-10


1- 4

5-8

9-10





1- 4

5-8

9-10




1- 4

5-8

9-10




1- 4

5-8

9-10



Анализ






Исследова-тельские работы





Наблюдение


ВЫВОД

Уровень общеучебных умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

9 – 36 б

37 – 72 б

73 – 90 б


Заключение

Результат обучения ребенка по дополнитель-ной образователь-ной программе

Низкий

Средний

Высокий

до 56 б

56 – 112 б

113– 140 б




Индивидуальная карточка учета результатов обучения

по дополнительной образовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества).


Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________

Возраст___________________

Вид и название детского объединения ______________________________________________

ФИО педагога __________________________________________________________________

Дата начала наблюдения _______________

Сроки диагностики


Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Конец 1 полугодия

Конец учеб. года

Конец 1 полугодия

Конец уч.

года

Конец 1 полугодия

Конец уч. года

I. Теоретическая подготовка ребенка:

1.1. Теоретические знания

а)

b)

c) и т.д.

1.2. Владение специальной терминологией







II. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

а)

b)

c) и т.д.

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки







III. Общеучебные навыки и умения ребенка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а) умение подбирать и анализировать специальную литературу;

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации;

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу.

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога,

б) умение выступать перед аудиторией,

умение вести полемику, участвовать в дискуссии.

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать свое рабочее (учебное) место;

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;

с) умение аккуратно выполнять работу







IV. Предметные достижения учащегося:

  • На уровне детского объединения (кружка, студии, секции),

  • На уровне школы (по линии дополнительного образования),

  • На уровне района, города

  • На республиканском, международном уровне










Приложение 2

Мониторинг образовательных результатов


параметры/ /критерии

низкий уровень (1-2 балла)

средний уровень (3-4 балла)

высокий уровень (5 баллов)

музыкальность

Не всегда может определить

музыкальные размеры, ритм,

темп, не владеет музыкальным

материалом.

Ребенок точно различает музыкальные размеры, но не всегда вступает в такт с музыкой.

Точность, полнота восприятия музыки, хорошо владеет музыкальным материалом.

выворотность

Имеет частичную выворотность, не следит за ней во время занятия.

Имеет тоже частичную выворотность, но

старается выполнить все требования

педагога, следит за выворотными позициями ног.

Хорошая выворотность, устойчиво стоит во всех позициях, правильно исполняет танцевальные элементы и движения.

гибкость

Не владеет пластичностью мышц, не все упражнения может исполнить.

Частично владеет гибкостью и может исполнить четко отдельные элементы.

Ребенок достаточно гибкий, мышцы эластичные. Может правильно исполнить все элементы по программе.

техника исполнения

Имеет технические навыки

исполнения.

Имеет отдельные технические умения и навыки.

Имеет четкие технические навыки умения.

артистичность

Не достаточно развита мимика лица, плохо владеет

артистичностью.

Частично владеет артистичностью, но скован.

Хорошая артистичность, старается

практиковаться даже во время

занятий.


Н - 1-2 балла, С - 3-4 балла, В - 5-6 баллов.


По итогам мониторинга можно сделать вывод, что занятия хореографией способны оказать комплексное влияние на развитие ребенка и формирование его как личности, развивает эмоционально-образное мышление, побуждает к творчеству, тренирует волю и тело. Т.о. хореография в современном процессе обучения детей гармонизирует интеллектуальное развитие ребенка наряду с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным началом.

Результаты мониторинга подтвердили верность и надежность данной программы «Хореографическое искусство» в современном образовании.





Приложение 3

«Вопрос-ответ»


  1. Какие позиции рук Вы знаете?

  2. Какие позиции ног Вы знаете?

  3. Как называется движение у станка, показанное на рисунке.

  4. Назовите движение у станка, изображающее выведение ноги на носок.

  5. Назовите движение, которое на русском языке звучит как - «бросок ноги на 45*».

  6. В переводе с французского - это «большой бросок», как называется это движение?

  7. Какой музыкальный размер у танца «Вальс».

  8. Как переводится с французского языка «ронд де жамб партер».

  9. Что такое «Пор-де-бра»?

  10. Подъем на полупальцы – это….?

  11. Как звучит на французском приседание?

  12. Allegro – это …..?



Приложение 4

Результаты диагностики мотивации воспитанников

объединения «Созвездие», потребности детей в общении с искусством выбранного образовательного направления.


Для определения мотивационных тенденций среди воспитанников объединения «Созвездие» в октябре 2016 года было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 53 воспитанников. Результаты были обработаны и сведены в таблицы, на основе которых были созданы диаграммы.


  1. С каким настроением Вы собираетесь на хореографические занятия?

С радостью, интересом, воодушевлением – 48


Настроение не имеет значения, это пригодится мне в будущем - 2


Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого хотят мои родители -


Настроение появляется уже во время занятий - 3


2. Нравится ли Вам заниматься хореографическим искусством?


Нравится - 52


Не совсем - 1


К сожалению, не нравится, но приходится заниматься -


3. Как Вы думаете, поможет ли посещение хореографических занятий определиться Вам с выбором будущей профессии?


Да, поможет - 11


Может и нет, но мне нравится посещать объединение, заниматься любимым делом - 40


Не знаю, время покажет - 1


Нет -


Надо отметить, что показатель мотивации относятся к базисным, универсальным, всеобщим и отражает обязательную норму, тот минимум (иначе, стандарт), который необходимо дать в образовательном учреждении. Уровень исполнительской практики и продуктивного творчества относителен и индивидуален, зависит от природных задатков, от мотивации и является производным от первого. Опыт восприятия, исполнительский и творческий должны быть сбалансированы и проникать во все виды образовательной деятельности.




  1. С каким настроением Вы собираетесь на хореографические занятия?


  1. Нравится ли Вам заниматься хореографическим искусством?



  1. Как Вы думаете, поможет ли посещение хореографических занятий определиться Вам с выбором будущей профессии?


Динамика итоговых показателей (средних значений сумм баллов за тесты)


№п/п

Ф.И.Обучающегося

Октябрь 2016г.

Январь 2017г.

Апрель 2017г.

1.


8,6

9,2

9,3

2.


4,5

6,0

6,8

3.


5,6

7,6

7,9

4.


7,6

8,7

8,9

5.


5,8

7,2

7,6

6.


8,4

9,0

9,2

7.


7,6

8,2

8,5

8.


5,3

7,7

7,9

9.


6,1

7,2

7,6

10.


5,8

7,0

7,2

11.


6,6

8,4

8,6

12.


5,5

6,3

6,9

13


6,2

7,9

8,0


На основании критериев общефизического и двигательного развития по результатам промежуточной аттестации и анализа тестов можно сделать вывод, что воспитанники объединения:

- имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;

- умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;

- увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;

- значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;

- знают основы правильного дыхания при движении;

- освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство танцевального зала относительно зрителя;

- сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.

На основании критериев музыкально-ритмического (слух, ритм) и эмоционального (пластическая передача характера и настроения музыки, положительное влияние занятий на эмоциональное состояние обучающихся) развития я могу сделать вывод, что обучающиеся:

- знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;

- могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;

- умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый);

- получают удовольствие от занятий танцем.

В результате проведённого исследования мною были сделаны выводы, что уроки хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая, зрительная и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других занятиях, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности.



Приложение 5


Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Наименование мероприятия

Уровень

(уровень образовательной организации, муниципальный, региональный, межрегиональный)

Сроки проведения

Тема, форма представления (выступление, публикация, открытый урок, мастер-класс и пр.)

Семинар – практикум для педагогов Дома детского творчества г.Великий Устюг по теме: «Подвижные игры как средство организации досуга детей»

муниципальный

2013г.

Выступление из опыта работы

Районный семинар-практикум «Дополнительное образование как пространство для успешной социализации обучающихся»

районный

2014г.

Открытый урок по теме «Графический рисунок в танцевальной композиции»

Портфолио педагога «Учитель – это звучит гордо!»

всероссийский

17.10.15

Публикация cв-во №ДВ - 071332

КПК по теме «Создание единого образовательного пространства в условиях реализации ФГОС ДО»

районный

16.11.15

Мастер-класс «Постановка танц. номеров к новогодним утренникам» в рамках КПК для муз.рук.

«Гендерные особенности на занятиях хореографией»


учрежденческий

октябрь 2016

Выступление из опыта работы

Работа на сайтах: https://infourok.ru/user/troschenkova-natalya-yurevna

http://multiurok.ru/kapriz-kadet/blog/

http://nsportal.ru/

всероссийский


Публикации на сайтах



40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!