Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой учебной литературы
- Основная литература;
- Дополнительная литература
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы народного танца» разработана на основе и с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ , Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Учебный предмет «Основы народного танца» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Народный танец является одним из основных предметов предметной области хореографического творчества. В соответствии с учебными планами дополнительной общеразвивающей программы области хореографического искусства предмет «Основы народного танцы» изучается с 3 по 8 классы. Содержание учебного предмета «Основы народного танца» тесно связано с содержанием учебных предметов «Гимнастика» и «Основы классического танца». Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала. Обучение народного танца совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народным танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Основы народного танца» для детей, составляет 3 года.
Предлагаемая программа рассчитана на трёхлетний срок обучения. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий – 7 - 9 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Основы народного танца»:
Год обучения/количество часов | Первый год обучения (2 класс) | Второй год обучения (3 класс) | Третий год обучения (4 класс) | Всего |
Количество часов | |
Максимальная нагрузка | 66 | 66 | 66 | 198 |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 33 | 33 | 33 | 99 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 33 | 33 | 33 | 99 |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 | 1 | 1 | - |
Недельная самостоятельная работа | 1 | 1 | 1 | - |
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Занятия по предмету «Народный танец» проводятся в форме групповых занятий (от 12 человек) 1 раз в неделю по 1 академическому часу -1класс; 1 час в неделю первое полугодие, 1 час в неделю второе полугодие. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Вид аттестации | График промежуточной аттестации |
Классы/полугодия |
2 | 3 | 4 |
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вид промежуточной/ итоговой аттестации | Контрольный урок | Зачёт | Контрольный урок | Зачёт | Контрольный урок | Выпускной экзамен |
Цель и задачи учебного предмета «Основы народного танца»
Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира
Задачи:
обучить основам народного танца,
развить танцевальную координацию;
обучить выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощённости в танцевальной практике;
развить физическую выносливость;
развить умение танцевать в группе;
развить сценический артистизм;
развить дисциплинированность;
сформировать волевые качества.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках общеобразовательной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Основы классического танца» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
II. Содержание учебного предмета
Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение учебной терминологии;
- ознакомление с элементами и основными комбинациями народно-сценического танца;
- ознакомление с рисунком народно-сценического танца особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
Первый год обучения (2 класс)
Экзерсис у станка:
I. Пять позиций ног.
II. Подготовка к началу движения.
III. Переводы ног из позиции в позицию.
IV. Полуприседания и полные приседания.
V. Выведение ноги на носок.
VI. Маленькие броски.
VII. Круг ногой по полу.
IX. Подготовка к маленькому каблучному.
X. Подготовка к «верёвочке», «верёвочка».
XI. Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).
XII. Большие броски.
XIII. Подъем на полупальцы.
XIV. Port de bras.
XV. Подготовка к «молоточкам».
XVI. Подготовка к «моталочке».
XVII. Подготовка к полуприсядкам и присядкам.
XVIII. Прыжки с поджатыми ногами.
Экзерсис на середине зала:
1. Русский поклон:
а) простой поясной на месте (1 полугодие),
б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).
2. Основные положения и движения рук:
ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
руки скрещены на груди, одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щёку, положения рук в парах: а) держась за одну руку, б) за две, в) под руку, г) «воротца», положения рук в круге: а) держась за руки, б) «корзиночка», в) «звёздочка», движения рук: а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук, б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию), в) взмахи с платочком, г) хлопки в ладоши.
3. Русские ходы и элементы русского танца:
простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах, переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-450, 2 полугодие - на полупальцах - этот же ход, переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу, переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух через 1 позицию ног, тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол, шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух на 30-450, комбинации из основных шагов.
4. «Припадание»: по 1 прямой позиции, вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие), 2 полугодие — по 5 позиции, вокруг себя и в сторону.
5. Подготовка к «веревочке»: без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие, с полупальцами, с проскальзыванием — 2 полугодие, «косичка» (в медленном темпе).
6. Подготовка к «молоточкам»:по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади, 2 полугодие — без задержки.
7. Подготовка к «моталочке»: по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди, 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.
8. «Гармошечка»: начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие, «лесенка», «елочка», исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.
9. «Ковырялочки»: простая, в пол — 1 полугодие, простая, с броском ноги на 450 и небольшим отскоком на опорной ноге — 1 полугодие, «ковырялочка» на 900 с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие, в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.
10. Основы дробных выстукиваний: простой притоп, двойной притоп, в чередовании с приседанием и без него, в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой), подготовка к двойной дроби —1 полугодие, двойная дробь — 2 полугодие, «трилистник» — 1 полугодие, «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие, переборы каблучками ног, переборы каблучками ног в чередовании с притопами — 2 полугодие.
11. Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные, двойные, тройные, фиксирующие, скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).
12. Подготовка к присядкам и присядки: подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям), подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции, «мячик» по 1 прямой и 1 позициям — 2 полугодие, подскоки на двух ногах, поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед, присядки на двух ногах, присядки с выносом ноги на каблук, присядки с выносом ноги в сторону на 450— 2 полугодие.
Подготовка к вращениям на середине зала
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,
- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere,
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,
- припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое в повороте на 450,
- подскоки по той же схеме,
- «поджатые» прыжки по той же схеме,
- подготовка к tours (мужское).
Во втором полугодии вводится поворот на 900 во всех вращениях.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:
- приемом шаг-retere по схеме 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 900, 5, 6, 7, 8 - шаги на месте;
- к концу полугодия: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 1800, 5, 6 – фиксация, 7, 8 – пауза;
- 2 полугодие – поворот на 4 шага - retere на 1800;
- подскоки – разучиваются по той же схеме.
На основе пройденных движений составляются этюды малых и больших форм.
Изучаемые танцы:
Русские танцы
Белорусские танцы
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- основные положения позиций рук и ног в народном танце;
- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского и белорусского танца, освоение данных элементов на середине;
- владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
- уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
- знать движение в различных ракурсах и рисунках;
- уметь исполнять движения в характере русского и белорусского танцев;
- первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.
Второй год обучения (3 класс)
Экзерсис у станка:
I.Полуприседания и полные приседания.
II. Скольжение стопой по полу.
III. Маленькие броски.
IV. Развороты стоп.
V. Круговые скольжения по полу.
VI. Флик – фляк (мазок ногой к себе, от себя).
VII. Маленькое каблучное.
VIII. Большое каблучное.
IX. «Веревочка».
X. Подготовка к battements fondus.
XI. Développé.
XII. Дробные выстукивания.
XIII. Большие броски.
Движения, изучаемые лицом к станку
Relevé-pliés (по 1 прямой, 1,2,5 позициям).
Relevé-plié (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 1 прямой позиции).
«Волна».
Подготовка к «штопору».
Port de bras в сторону, назад в сочетании с движениями рук и выносом ноги на каблук вперед и в сторону, на plié, с полу растяжками и растяжками.
Подготовка к «сбивке».
Для мальчиков:
а) подготовка к присядкам,
б) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону,
в) мячик боком к станку,
г) с выведением ноги вперед.
Опускание на колено на расстоянии стопы из первой позиции, и с шага в сторону накрест опорной ноге.
Растяжка из первой позиции в полуприседании и в полном приседании.
С выходом во вторую позицию широкую на каблуки.
«Моталочка» по первой прямой и по 5 позициям, первое полугодие с фиксацией на паузе после броска ноги вперед.
«Молоточки» по первой прямой и 5 позициям с фиксацией ноги сзади на паузе первое полугодие.
Прыжки:
а) поджатые в сочетании с temps levé sauté,
б) «итальянский» shangements de pieds.
Экзерсис на середине зала
Русский поклон:
а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад с мягким одинарным притопом в конце);
б) с работой рукой, платком (мягко, лирично, резко, бодро).
Основные положения и движения русского танца:
а) переводы рук из одного основного положения в другое:
из подготовительного положения в первое основное,
из первого основного положения в третье,
из первого основного во второе,
из третьего положения в четвертое (женское),
из третьего положения в первое,
из подготовительного положения в четвертое.
б) движение рук с платочком:
взмахи в положении присогнутой руки в локтевом суставе перед собой (в сторону, вверх, в 4 позиции),
то же самое из положения — скрещенные руки на груди,
работа руки из подготовительного положения в 1, 2 и 3 позиции,
всевозможные взмахи и качания платочком,
прищелкивания пальцами.
Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой.
Положения рук в парах:
под «крендель», накрест, для поворота в положении «окошечко», правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди, так же за локоть.
Положение рук в рисунках танца:
в тройках, в «цепочках», в линиях и в колоннах, «воротца», в диагоналях и в кругах, «карусель», «корзиночка», «прочесы».
Ходы русского танца:
простой переменный ход на полупальцах, тройной шаг на полупальцах с приседанием и без него на опорной ноге и приведением другой ноги на щиколотку или у колена, шаг-удар по 1 прямой позиции (вперед и боковой приставной с ударом), шаг-удар с небольшим приседанием одновременно, шаг-мазок каблуком через 1 прямую позицию, то же самое с подъемом на полупальцах, ход с каблучка с мазком каблуком, ход с каблучка простой, ход с каблучка с проведение рабочей ноги у щиколотки, или у икры, или через положение у колена все на пружинистом полуприседании, «бегущий» тройной ход на полупальцах, простой бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад, тройной акцентированный бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад, бег с высоким подъемом колена вперед по 1 прямой позиции, такой же бег с различными ритмическими акцентами, комбинации с использованием изученных ходов.
Припадания: припадания по 5 позиции в продвижении в сторону, вперед, с отходом назад, по диагонали, с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.
7. «Веревочка»:
а) подготовка к «веревочке» — первое полугодие (на высоких полупальцах),
б) «косыночка»,
в) простая «веревочка» — первое полугодие,
г) двойная «веревочка» — второе полугодие,
д) двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук —второе полугодие.
8. «Молоточки» простые. Второе полугодие - по 5 позиции.
9. «Моталочка» в сочетании с движениями рук.
Все виды «гармошечек»:
«лесенка»,
«елочка» в сочетании с pliés полупальцами с приставными шагами и припаданиями.
«Ковырялочка»:
с отскоком и броском ноги на 300,
с броском на 600,
с неоднократным переводом ноги в положении носок-каблук,
то же самое с переступаниями на опорной ноге.
Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции:
простые (до щиколотки),
простые (до уровня колена),
с ударом по 1 прямой позиции,
двойные (до уровня колена с ударом),
с продвижением в сторону.
13. Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук:
простые, с двойным перебором.
14. Дробные движения:
двойные притопы, тройные притопы, аналогично с прыжком и наклоном корпуса вперед, в сторону, притопы в продвижении, притопы вокруг себя, ритмические выстукивания в чередовании с хлопками, с использованием одинарных, двойных, тройных притопов и прихлопов, простая дробь полупальцами (на месте, в повороте и в продвижении), простые переборы каблучками, переборы каблучками и полупальцами в ритмическом рисунке, переборы каблучками и полупальцами (на месте, в повороте и продвижения с участием работы корпуса), «трилистник» с притопом, двойная дробь с притопом, двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 450, тройные притопы с акцентированным подъемом колена (в различных ритмических рисунках, темпах, в сочетании с мелкими переступаниями), «горошек мелкий» — заключительный, с притопами в конце, перескок заключительный, «ключ» простой.
15. Полуприсядки: простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову, с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук, с выносом ноги на 450, с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену, с выходом на каблуки в широкую вторую позицию, с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону, с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад, аналогично с поворотом корпуса.
16. Даются танцевальные этюды на материале выше указанных движений.
Изучаемые танцы:Русские танцы
Украинские танцы
Татарские танцы
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- работать в паре и танцевальными группами;
- основные движения русского, татарского и украинского танцев;
- манеру исполнения упражнений и характер русского, татарского, украинского танцев;
- технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
Третий год обучения (4 класс)
Экзерсис у станка:
I. Полуприседания и полные приседания.
II. Скольжение ногой по полу.
III. Маленькие броски.
IV. Повороты «стоп», одинарные и двойные.
V. Флик - фляк (мазок к себе от себя рабочей ногой).
VI. Круговые скольжения по полу.
VII. Маленькое каблучное.
VIII. Большое каблучное.
IX. Battemets fondus (мягкий, тающий).
X. Développé, relevé lent (вынимание и подъем ноги).
XI. «Веревочка».
XII. Дробные выстукивания.
XIII. Большие броски ногой.
Упражнения лицом к станку:
Подъем на полупальцы по всем позициям с работой рук.
Подготовка к «качалочке» и «качалочка».
Port de bras в определенном характере, по всем направлениям, с работой рук.
«Качалочка» простая, в раскладке.
«Качалочка» с акцентом.
«Качалочка» в усложненных ритмических рисунках.
«Качалочка с выведением ноги на каблук.
Прыжковые «голубцы»:
с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция), тот же прыжок с двойным ударом во время прыжка, низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского танца, прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в сторону.
Подготовка к «сбивке», «сбивка».
Подготовка к прыжку attitude назад.
Подготовка к «моталочке» с отскоком.
Раскладка движения «ножницы» (спиной к станку и лицом) на 300, на 900— второе полугодие.
Присядка с выносом ноги на воздух на 450 и на 900.
Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 450 и 900.
Подготовка к revoltade. Исходное положение — нога сзади в 4 позиции на носке.
Опускание на колено в характере украинского танца, а также переход с колена на колено.
Отработка прыжка «бедуинский».
Экзерсис на середине зала
Поклон праздничный (хороводный), женский и мужской в раскладке с паузами после каждого движения.
Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского танца: в ходы, припадания, «молоточки», «моталочки», «веревочки», дроби. Усложняются манипуляции с платочком: платочек натянутый за кончики, исполняются круговые движения, полуокружности перед собой вправо и влево, взмахи на вращениях из первой в третью позицию, используется большая шаль, выстраиваются рисунки танца из развернутой, из свернутой пополам и вчетверо, треугольником шали, движения с шалью и платком обыгрываются в дуэтном танце, переплясе, кадрили, хороводах, изучаются основные положения рук в танце «Русская плясовая», «Кадриль», «Лирический хоровод».
Виды русских ходов и поворотов: простой бытовой с поворотом, с использованием «ковырялочки», «мазков», припаданий, «боярский», с использованием приставных шагов на носок или на каблук, с отходом в сторону и выведением ноги на каблук через переступания, аналогично назад, широкий шаг-«мазок» на 450 и 900 с сокращенным подъемом, с plié и на plié, боковой приставной на plié с выведением через подмену ноги на 450 и 900 в сторону, хороводный на полупальцах, мелкий, во всех возможных направлениях, переменный на всей стопе и на полупальцах, с поочередным притопом, резким или мягким в зависимости от характера танца, ходы с каблучков: а) простые, на вытянутых ногах, б) акцентированные, под себя в plié, в) с выносом на каблук вперед, боковые припадания по 5 и 1 прямой позициям с продвижением вперед, с работой платком, боковые припадания с поворотами, припадания по линии круга с работой рук, бег на переменной смене ног и на полупальцах, с наклоненным корпусом, бег с соскоком в первую прямую позицию и тройным ускоренным бегом, повороты на беге, вправо, влево, в парах, с использованием притопов и вынесением ноги на каблук, повороты с выносом ноги на каблук, приемом shainé, приемом перескок (высокий), тройные боковые переступания (с ударом, с выносом ноги на каблук), повороты с «ковырялочкой», повороты с «молоточками», повороты приемом «каблучки», «поджатые», повороты на тройном беге, с использованием «молоточков», «моталочек».
«Веревочки»: простая в повороте, двойная в повороте, с выносом на каблук и переступаниями неоднократными с продвижением и с «ковырялочкой» без закрытия в позицию, всевозможные ритмические рисунки в движении, с использованием «косичек», «закладок», боковых: вперед и назад от опорной ноги, как на всей стопе, так и на полупальцах, с отскоком и перескоками.
5. «Ковырялочки»: простые, в повороте на 900, со сменой ног, с отскоком и продвижением вперед, с отскоком и большим броском на 900, в сочетании с различными движениями русского танца, воздушные на 300, 450, 900, в поворотах, на вращениях трюкового характера с чередованием мелких и средних по амплитуде движений русского танца.
6. «Моталочки»: простая, простая в повороте по четвертям круга, на 900 с использованием бросков ноги приемом jetés с вытянутым и сокращенным подъемом, с перекрестным отходом назад или в позу, с остановкой в 5 позицию на полупальцах, с использованием переступаний через положение reteré при помощи «веревочек», подскоков, в различных ритмических рисунках и чередованием позиций, в трюковых диагональных вращениях.
7. «Гармошечки»: простая на вытянутых ногах и на demi plié, с работой рук через вторую, третью позицию плавно и резко, в повороте, в диагональном рисунке с руками, в различных ритмических рисунках с выносом ноги на каблук вперед назад в диагональное направление, с чередованием приставных шагов, с pas degajé, в характере «Камаринской» для мальчиков, «Барыни» для девочек.
8. Припадания: боковые с двойным ударом спереди, вокруг себя по два, по четыре припадания, по четвертям круга.
9. Перескоки и «подбивки»: перескоки в повороте, перескоки с ноги на ногу с одинарным и двойным ударом (второе полугодие в повороте), неоднократные удары на отскоке по первой прямой позиции, поочередное выбрасывание ног на каблук вперед, на месте, второе полугодие вокруг себя по четвертям круга, с отходом назад, подбивка «голубец», на месте и с переступанием (второе полугодие).
10. Дробные выстукивания: двойная дробь с подскоком на рабочей ноге и мазком другой ногой, синкопированные проскальзывания с приведением ноги на reteré у колена невыворотно, соскоки вправо, влево по первой прямой позиции на месте на две ноги одновременно, соскоки с ударом рабочей ногой в невыворотное и выворотное положение перед опорной ногой: а) неоднократные удары, б) с притопом и сменой левой и правой ног, двойная дробь с «ускорением», двойная дробь с притопами и разворотами корпуса, двойная дробь с отскоком под себя и приведением другой ноги к икроножной мышце, «ключ» с использованием двойной дроби.
11. Присядки:
присядка с «ковырялочкой», присядка с ударом по голенищу, по ступне спереди и сзади, подскоки по 1 позиции из стороны в сторону с хлопками перед собой, «гусиный шаг», «ползунок» вперед и в сторону на пол.
12. Прыжки: прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте, прыжок с согнутыми от колена ногами и ударами по голенищам, прыжок с ударами по голенищу спереди, «лягушка».
Изучаемые танцы:
Русские танцы
Белорусские танцы
Украинские народные танцы
Молдавские танцы
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
- передавать в движении сложные ритмические рисунки русского, украинского, молдавского танцев;
- усвоение и дальнейшее развитие ансамблевого исполнения;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточки, веночки, платочки, шапки, корзинки, бубны и т.д.;
- продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы народного танца», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
а также:
- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;
- знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
- владение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Основы народного танца" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока.
Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного академического концерта по предметам исполнительской подготовки с исполнением программы в соответствии с требованиями данной общеразвивающей программы или выпускного зачета по предметам историко-теоретической подготовки.
При этом могут быть предусмотрены следующие виды аттестационных мероприятий: концерт (академический концерт), исполнение программы.
. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке , зачёте или концертном выступлении выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 5
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков
4 («хорошо»)
возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, не владение трюковой и вращательной техникой
2 («неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на зачете .
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
5.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
Урок по народному танцу состоит из трех частей:
Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине класса.
3.Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.
Преподавание народного танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народного танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
Список рекомендуемой учебной литературы
Основная литература
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел, Труд, 1999
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004
Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981
Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
Дополнительная литература
Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: СГУ,1992
Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990: № 1
Корлева З. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970
Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. – Кишинев,1967
Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962
Мальми В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск, 1977
Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
11. Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
12 Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976