СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики детской одарённости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностики детской одарённости»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»






КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИК

ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ



Исполнители:

Батурина Д.С.,

Каргапольцева Л.С.,

Валиуллина Д.Д.

студентки 4ДО

Руководитель:

Якимова А.В.,

преподаватель



Камышлов, 2024





























В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.


Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Цель создания картотеки – отбор и систематизация диагностических методик, направленных на выявления признаков одарённости у дошкольников.


Диагностические методики в картотеке систематизированы на несколько разделов:

  • познавательная одарённость;

  • художественно-эстетическая одарённость;

  • коммуникативная одарённость;

  • общая одарённость.
































Познавательная

одарённость

























Цветной вариант

Прогрессивных Матриц Равена

(предназначен для обследования детей от 5 лет)


Инструкция: в отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.


Материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета.



























Методика «Дерево желаний» В.С. Юркевича

(предназначен для обследования детей от 4 лет)


Инструкция: В данной методике используются суждения и вопросы, на которые ребёнку потребуется дать ответ. Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5


Материалы: инструкция, предметные и сюжетные картинки (не обязательны), бланк фиксации ответов.





























Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина


Инструкция: Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Тренировочные задания могут повторяться. Задания МЭДИС представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. При выполнении заданий от ребенка требуется лишь выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.


Материалы: инструкция, предметные и сюжетные картинки, бланк фиксации ответов.































Художественно-эстетическая

одарённость

























Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

(от 3 лет)

Инструкция: в качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год. Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.


Материалы: инструкции, набор карточек, простой карандаш.



























Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник)

(от 5 лет)

Инструкция: тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается давать как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свои юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.


Материалы: инструкции.





























Тест Э.П.Торренса. Творческое мышление дошкольников

(от 5 лет)

Инструкция: тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из обучащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых.


Материалы: инструкции, карточки, карандаши (цветные, простой)

































Коммуникативная одарённость























Методика «Социометрия» разработана Дж. Морено

(от 5-6 лет)

Инструкция: социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность определить симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков. Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью)


Материалы: инструкции, бланк с диаграммой.



























Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)

разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой

(от 5-6 лет)

Инструкция: «сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?»


Материалы: инструкции, картинки или игрушки, бланк для ответов.





























Метод проблемных ситуаций   

Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

(от 4 лет)

Инструкция: для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это - игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.


Материалы: инструкции, картинки, материалы для игр, бланк для ответов.































Общая

одарённость























Методика «Карта одарённости создана А.И. Савенковым

(от 5 лет)

Инструкция: перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.


Материалы: инструкции, бланк для ответов.



























Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А. А. Лосева)

(от 5-6 лет)

Инструкция: дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.


Материалы: инструкции, бланк для ответов.









































Шкала рейтинга поведенческих характеристик (Дж. Рензулли)

(от 4 лет)

Инструкция: эти шкалы составлены для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучащегося в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявления каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются все вместе


Материалы: инструкции, бланк для ответов.















Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

(от 3-4 лет)

Инструкция: данная анкета заполняется отдельно педагогом.. За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.


Материалы: инструкции, бланк для ответов.





























Методика для определения уровня умственного развития детей (Предложена Э.Ф.Замбицявичене)

(от 6 лет)

Инструкция: тест состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов. 1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого. 2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. 3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. 4 субтест – выявление умения обобщать.


Материалы: инструкции, бланк для ответов.



























Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»

(для воспитателя)

Инструкция: тест для воспитателей, для выявления одарённых детей в группе.


Материалы: инструкции, бланк для ответов.





























Методика диагностики детской одаренности для родителей.

Инструкция: разработана американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет. Состоит из трех относительно самостоятельных частей: « Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера"» и "«Познавательный язык".


Материалы: инструкции, бланк для ответов.



























Анкета одарённости А. И. Савенкова

Инструкция: для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»). Для того чтобы определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.


Материалы: инструкции, бланк для ответов.





























Методика оценки общей одарённости. Разработана А.И. Савенковым.

Инструкция: Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарѐнных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребѐнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чѐтко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко 3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечѐтко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому 1 – чѐтко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).


Материалы: инструкции, бланк для ответов.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!