СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы по выявлению и развитию способных и одарённых детей "Наши надежды"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе даны направления и формы работы со способными и одаренными детьми. Приведен план работы по выполнению данной Программы. Указано, как проводить  диагностику интересов ребёнка, диагностику детской одарённости.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы по выявлению и развитию способных и одарённых детей "Наши надежды"»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

Программа работы по выявлению и развитию способных и одаренных детей «Наши надежды»

Сроки реализации

Программы

2018-2023 годы


Этапы реализации


I этап – проектный (2018г.)

II этап – практический, реализационный (2018-2023гг.)

III этап – аналитический (2023г.)

Разработчик

Программы

Заместитель директора по УВР


Исполнители

Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, ученический

коллектив, родительская общественность.

Научно-методическая

основа

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, районного, республиканского и Всероссийского уровня

Цели и задачи

Программы

Цель программы:

  • выявление детей, проявляющих способности к определённой творческой деятельности, одарённых детей;

  • создание условий для их оптимального развития, самореализации таких обучающихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи программы:

  • разработать систему педагогического наблюдения и диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения способных и одарённых детей;

  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива по сопровождению и развитию способных детей;

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

  • проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности и возможности;

  • совершенствовать и развивать способности обучающихсяв совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную, коллективную и индивидуальную работу;

  • внедрять современные технологии по выявлению и развитию способных и одаренных детей на всех этапах обучения

  • включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся.

Ожидаемые

результаты

выявление задатков и развитие способностей детей к

определенным видам деятельности;

увеличение числа одаренных детей, которым оказывается

поддержка;

создание индивидуальных образовательных программ;

обобщение и систематизация материалов педагогической

практики;

повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;

повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с

одаренными детьми;

активизация участия родителей и окружающего социума в

работе со способными и одаренными детьми;

создание и применение на практике комплексной программы

работы с одаренными детьми;

создание атмосферы заинтересованности идоброжелательного отношения к одаренным детям;

повышение качественных показателей успеваемости учащихся;

увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах иконкурсах различного уровня и направления

Показатели эффективности Программы

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой деятельности, увеличение числа участников и результативности исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Положительная динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней

Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. Социальная успешность выпускников школы

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.







Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский



  1. Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку способных и одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей познавательной деятельности.


Цели работы с одаренными детьми:

  • Выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;

  • самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

Задачи программы:

  • разработать систему педагогического наблюдения и диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения способных и одарённых детей;

  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива по сопровождению и развитию способных детей;

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

  • проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности и возможности;

  • совершенствовать и развивать способности обучающихся в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную, коллективную и индивидуальную работу;

  • внедрять современные технологии по выявлению и развитию способных и одаренных детей на всех этапах обучения,

  • включать учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся.

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, сформировать и сохранить высокую самооценку у детей;

  • сформировать банк способных и одарённых детей.

Ожидаемые результаты:

выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;

увеличение числа одаренных детей, которым оказываетсяподдержка;

создание индивидуальных образовательных программ;

обобщение и систематизация материалов педагогическойпрактики;

повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;

повышение ответственности учителей, социально- педагогической службы школы при организации работы с одаренными детьми;

активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и одаренными детьми;

создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;

создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;

повышение качественных показателей успеваемости учащихся;

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора, развитие творческого и логического мышления обучающихся,

увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и конкурсах различного уровня и направления


Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно

решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или

специальных классов. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не

выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его

выдающихся возможностей.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Современные подходы к проблеме выявления и развития способных детей предполагают поиск новых форм работы с талантливыми детьми.Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов школы. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие ихне востребованности.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую

образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей

каждого ребенка, а учителя среднего уровня образования дальше продолжать

начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Однако практика показывает, что, несмотря на это имеются некоторыепроблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Необходимость дальнейшего совершенствования системы научно-методической

поддержки учителей, работающих с данной категорией учащихся.

2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно

выстраиваться на основе преемственности и с учетом здоровьесбережения истрессоустойчивости.

3. Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в

оказании методической и практической помощи родителям, вовлечении их в жизнь школы.

4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с

одаренными детьми, развивать свою и своих подопечных исследовательскую культуру.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный

потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.


.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, имеющим особые способности, опережающим сверстников признаками творчества, незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.Обучать и воспитывать, не выводя способного, одаренного ребенка из круга его сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации его способностей и возможностей. Именно поэтому

педагогический коллектив МКОУ «Торбеевская ОШ» стремится в своей деятельности:

  • не терять способных, потенциально одарённых детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы способных и одарённых детей;

  • формировать у способных и одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.




  1. Концепция Программы


«Если дети – национальное достояние любой страны,

то одаренные дети – её интеллектуальный  и творческий потенциал»

Р.Н. Бунеев

Основные понятия и термины

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически

осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности — оригинальность в решении обучающе - познавательных

вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и

опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление — создание субъективно нового продукта и новообразований в

ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о

высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект — умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности


Принципы выявления одаренных детей в образовательном учреждении

  1. Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;

  2. Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это предварительное всестороннее психодиагностическое обследование;

  3. Переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы.


Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • принцип развивающей и воспитывающей среды;

  • принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

  • принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип  научности;

  • принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

  • принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

  • принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.


Подходы к педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.

  2. Личностно – ориентированный подход. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности, гражданской активности личности связано с личностным подходом. Личность прежде всего характеризуется индивидуальностью, своим человеческим «Я». При личностном подходе необходимо учитывать, важнейшие стороны личности - интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления, формированием познавательных потребностей; эмоциональную, отражающую отношения личности к различным явлениям социального и естественного характера; волевую, включающую формирование установки, принятие решений, усилия при их реализации, преодоление возникающих противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно – практической деятельностью.

  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности.

  4. Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности ученика.

  5. Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях  деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности деятельности воспитателя.

  6. Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, окружающего мира.




  1. Направления и формы работы

со способными и одарёнными детьми

Программа разработана по трем направлениям:

- работа с учащимися;

- работа с родителями;

- работа с педагогическим коллективом.

Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банка данных и диагностик по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;

  • включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов;

  • формирование и развитие сети дополнительного образования;

  • организация научно-исследовательской деятельности;

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

  • мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;

  • организация эффективного взаимодействия педагогов.


Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • курсы по выбору, факультативы и элективы;

  • объединения дополнительного образования;

  • внеурочная деятельность;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;

  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • посещение интеллектуальных и творческих кружков;

  • интеллектуальные игры, викторины;

  • ведение детских портфолио

Методическая работа педагога:

  • самообразование;повышение профессионального мастерства;

  • подбор и применение программ педагогического наблюдения и методик диагностики способностей и одарённости детей;

  • участие в семинарах, педсоветах, заседаниях МО;

  • проведение открытых занятий;

  • подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;

  • занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.


Работа с родителями:

Родительские собрания, индивидуальные консультации

  • Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

  • Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей


. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе


Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Положения:

О проведении школьного тура предметных олимпиад

О проведении предметной недели

О краеведческой конференции

О школьной научно-исследовательской конференции

О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (авторские программы, факультативов, курсов ВД и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических и диагностических материалов (рекомендации, методики,…)

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров и заседаний МО.

2. Разработка программ дополнительного образования

3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

4. Мониторинг работы и выполнения Программы.

 


Кадровое обеспечение программы


Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение МО, семинаров, консультаций.

Подготовка методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР


  

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы и работы в рамках урока

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители

Учителя



  1. План мероприятий по выполнению Программы на 2018-2023 гг.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика способностей и одарённости детей

Сентябрь-октябрь

ежегодно

2.

Проведение совещания (заседания МО) по результатам диагностирования способных учащихся

ежегодно

3.

Организация патронажа и педагогического сопровождения способных учащихся учителями-предметниками

ежегодно

4.

Расширение сети факультативов, курсов по выбору и ВД с учётом  способностей и запросов учащихся

ежегодно

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

ежегодно

6.

Участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

ежегодно

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы

ежегодно

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

регулярно

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Ежегодно

10

Школьная научно-исследовательская конференция, участие в районной научно-исследовательской конференции

Апрель, ежегодно

11.

Проведение предметных недель и декад

По плану

12

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

По возм.

13

Анализ возможностей школы длярасширению и углублению работы со способными и одарёнными детьми.

постоянно

14

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми. Распространение опыта работы с одаренными детьми

ежегодно

 

  1. Ожидаемые результаты и показатели эффективности
реализации Программы ожидаемые результаты:
  • выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;

  • увеличение числа одаренных детей, которым оказываетсяподдержка;

  • создание индивидуальных образовательных программ;

  • обобщение и систематизация материалов педагогическойпрактики;

  • повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;

  • повышение ответственности учителей, социально- психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми;

  • активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и одаренными детьми;

  • создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;

  • создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;

  • повышение качественных показателей успеваемости и творческого потенциала обучающихся,

  • увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и конкурсах различного уровня и направления.


Показатели эффективности реализации Программы: 

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой деятельности, увеличение числа участников и результативности исследовательской и проектной деятельности обучающихся.Положительная динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней

Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.Социальная успешность выпускников школы

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.











Приложение 1

Диагностика интересов ребенка

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов.

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);

21) убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника;

• гуманитарная сфера;

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.


Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.


Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.


Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы (например,первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.


Дата__________ Фамилия, имя_______________


Матем. и

техника

Гуманит.

сфера

Худож. деятел.

Физ-ра и

спорт

Коммун.

интерес

Природа

Домашние

обязан.

1 (+)

2(-)

3(++)

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35





Приложение 2

Диагностика детской одаренности


Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.

Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.



Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашуоценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная;

• творческая;

• академическая (научная);

• художественно-изобразительная;

• музыкальная;

• литературная;

• артистическая;

• техническая;

• лидерская;

• спортивная.

По результатам строится график или лепестковая диаграмма, т.е. получается карта одарённости учащегося.


Лист ответов


интел-лект

Творчес-кая

Акаде-мич

Худож-изобр

Музы-кальн

Литера-турн

Артис-тичес

Техни-ческ

Лидер-ская

Спортив-ная

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80



Диагностика оценки общей одаренности


Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.


Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:


5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;


3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;


2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;


0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).


Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.


Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).


Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.


Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.


Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.


Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или во-ображаемых событий.


Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.


Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.


Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.


Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.


Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.


Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.







Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка


Любознотельность



Сверхчувствительность к проблемам



Способность к прогнозированию



Словарный запас



Способность к оценке



Изобретательность



Способность рассуждать и мыслить логически



Настойчивость



Перфекционизм





















Карта обучающегося
Дата рождения Семья
Взаимоотношения в семье
Культурный уровень семьи
Воспитательный потенциал семьи
Мотивация
Познавательные интересы
Индивидуальные достижения обучающегося
Уч.год. направление мероприятие результат















































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!