ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа работы по выявлению и развитию способных и одаренных детей «Наши надежды» |
Сроки реализации Программы | 2018-2023 годы |
Этапы реализации | I этап – проектный (2018г.) II этап – практический, реализационный (2018-2023гг.) III этап – аналитический (2023г.) |
Разработчик Программы | Заместитель директора по УВР |
Исполнители Программы | Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность. |
Научно-методическая основа | Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, районного, республиканского и Всероссийского уровня |
Цели и задачи Программы | Цель программы: выявление детей, проявляющих способности к определённой творческой деятельности, одарённых детей; создание условий для их оптимального развития, самореализации таких обучающихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Задачи программы: разработать систему педагогического наблюдения и диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей; определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения способных и одарённых детей; стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива по сопровождению и развитию способных детей; совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье; проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности и возможности; совершенствовать и развивать способности обучающихсяв совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную, коллективную и индивидуальную работу; внедрять современные технологии по выявлению и развитию способных и одаренных детей на всех этапах обучения включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся. |
Ожидаемые результаты | выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; создание индивидуальных образовательных программ; обобщение и систематизация материалов педагогической практики; повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми; повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми; активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и одаренными детьми; создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми; создание атмосферы заинтересованности идоброжелательного отношения к одаренным детям; повышение качественных показателей успеваемости учащихся; увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах иконкурсах различного уровня и направления |
Показатели эффективности Программы | Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой деятельности, увеличение числа участников и результативности исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Положительная динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей; Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности; Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. Социальная успешность выпускников школы Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. |
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку способных и одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей познавательной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
Задачи программы:
разработать систему педагогического наблюдения и диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения способных и одарённых детей;
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива по сопровождению и развитию способных детей;
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности и возможности;
совершенствовать и развивать способности обучающихся в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную, коллективную и индивидуальную работу;
внедрять современные технологии по выявлению и развитию способных и одаренных детей на всех этапах обучения,
включать учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся.
сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, сформировать и сохранить высокую самооценку у детей;
сформировать банк способных и одарённых детей.
Ожидаемые результаты:
выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
увеличение числа одаренных детей, которым оказываетсяподдержка;
создание индивидуальных образовательных программ;
обобщение и систематизация материалов педагогическойпрактики;
повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;
повышение ответственности учителей, социально- педагогической службы школы при организации работы с одаренными детьми;
активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и одаренными детьми;
создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;
создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;
повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора, развитие творческого и логического мышления обучающихся,
увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и конкурсах различного уровня и направления
Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно
решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или
специальных классов. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не
выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его
выдающихся возможностей.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Современные подходы к проблеме выявления и развития способных детей предполагают поиск новых форм работы с талантливыми детьми.Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов школы. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие ихне востребованности.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую
образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей
каждого ребенка, а учителя среднего уровня образования дальше продолжать
начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Однако практика показывает, что, несмотря на это имеются некоторыепроблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Необходимость дальнейшего совершенствования системы научно-методической
поддержки учителей, работающих с данной категорией учащихся.
2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно
выстраиваться на основе преемственности и с учетом здоровьесбережения истрессоустойчивости.
3. Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в
оказании методической и практической помощи родителям, вовлечении их в жизнь школы.
4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с
одаренными детьми, развивать свою и своих подопечных исследовательскую культуру.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный
потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.
.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, имеющим особые способности, опережающим сверстников признаками творчества, незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.Обучать и воспитывать, не выводя способного, одаренного ребенка из круга его сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации его способностей и возможностей. Именно поэтому
педагогический коллектив МКОУ «Торбеевская ОШ» стремится в своей деятельности:
не терять способных, потенциально одарённых детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы способных и одарённых детей;
формировать у способных и одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Концепция Программы
«Если дети – национальное достояние любой страны,
то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал»
Р.Н. Бунеев
Основные понятия и термины
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически
осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности — оригинальность в решении обучающе - познавательных
вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и
опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление — создание субъективно нового продукта и новообразований в
ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о
высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект — умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности
Принципы выявления одаренных детей в образовательном учреждении
Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это предварительное всестороннее психодиагностическое обследование;
Переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.
Подходы к педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.
Личностно – ориентированный подход. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности, гражданской активности личности связано с личностным подходом. Личность прежде всего характеризуется индивидуальностью, своим человеческим «Я». При личностном подходе необходимо учитывать, важнейшие стороны личности - интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления, формированием познавательных потребностей; эмоциональную, отражающую отношения личности к различным явлениям социального и естественного характера; волевую, включающую формирование установки, принятие решений, усилия при их реализации, преодоление возникающих противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно – практической деятельностью.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности.
Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности ученика.
Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности деятельности воспитателя.
Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, окружающего мира.
Направления и формы работы
со способными и одарёнными детьми
Программа разработана по трем направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
Основные направления реализации программы.
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банка данных и диагностик по проблеме одарённости.
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
организация эффективного взаимодействия педагогов.
Направления деятельности:
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
Формы работы с одаренными учащимися.
курсы по выбору, факультативы и элективы;
объединения дополнительного образования;
внеурочная деятельность;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
проектная и исследовательская деятельность;
посещение интеллектуальных и творческих кружков;
интеллектуальные игры, викторины;
ведение детских портфолио
Методическая работа педагога:
самообразование;повышение профессионального мастерства;
подбор и применение программ педагогического наблюдения и методик диагностики способностей и одарённости детей;
участие в семинарах, педсоветах, заседаниях МО;
проведение открытых занятий;
подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
Работа с родителями:
Родительские собрания, индивидуальные консультации
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение: Положения: О проведении школьного тура предметных олимпиад О проведении предметной недели О краеведческой конференции О школьной научно-исследовательской конференции О конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение (авторские программы, факультативов, курсов ВД и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических и диагностических материалов (рекомендации, методики,…) |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров и заседаний МО. 2. Разработка программ дополнительного образования 3. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 4. Мониторинг работы и выполнения Программы. |
Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы. |
Консультативная, Научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение МО, семинаров, консультаций. Подготовка методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по УВР |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе внеклассной работы и работы в рамках урока Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся | Классные руководители Учителя |
План мероприятий по выполнению Программы на 2018-2023 гг.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Диагностика способностей и одарённости детей | Сентябрь-октябрь ежегодно |
2. | Проведение совещания (заседания МО) по результатам диагностирования способных учащихся | ежегодно |
3. | Организация патронажа и педагогического сопровождения способных учащихся учителями-предметниками | ежегодно |
4. | Расширение сети факультативов, курсов по выбору и ВД с учётом способностей и запросов учащихся | ежегодно |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад. | ежегодно |
6. | Участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях. | ежегодно |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы | ежегодно |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | регулярно |
9. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Ежегодно |
10 | Школьная научно-исследовательская конференция, участие в районной научно-исследовательской конференции | Апрель, ежегодно |
11. | Проведение предметных недель и декад | По плану |
12 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | По возм. |
13 | Анализ возможностей школы длярасширению и углублению работы со способными и одарёнными детьми. | постоянно |
14 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми. Распространение опыта работы с одаренными детьми | ежегодно |
Ожидаемые результаты и показатели эффективности
реализации Программы ожидаемые результаты:
выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
увеличение числа одаренных детей, которым оказываетсяподдержка;
создание индивидуальных образовательных программ;
обобщение и систематизация материалов педагогическойпрактики;
повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;
повышение ответственности учителей, социально- психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми;
активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и одаренными детьми;
создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;
создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;
повышение качественных показателей успеваемости и творческого потенциала обучающихся,
увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и конкурсах различного уровня и направления.
Показатели эффективности реализации Программы:
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой деятельности, увеличение числа участников и результативности исследовательской и проектной деятельности обучающихся.Положительная динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней
Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.Социальная успешность выпускников школы
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Приложение 1
Диагностика интересов ребенка
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21) убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы (например,первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.
Дата__________ Фамилия, имя_______________
Матем. и техника | Гуманит. сфера | Худож. деятел. | Физ-ра и спорт | Коммун. интерес | Природа | Домашние обязан. |
1 (+) | 2(-) | 3(++) | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Приложение 2
Диагностика детской одаренности
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашуоценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная;
• творческая;
• академическая (научная);
• художественно-изобразительная;
• музыкальная;
• литературная;
• артистическая;
• техническая;
• лидерская;
• спортивная.
По результатам строится график или лепестковая диаграмма, т.е. получается карта одарённости учащегося.
Лист ответов
интел-лект | Творчес-кая | Акаде-мич | Худож-изобр | Музы-кальн | Литера-турн | Артис-тичес | Техни-ческ | Лидер-ская | Спортив-ная |
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Диагностика оценки общей одаренности
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или во-ображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ | Качество | Отметка |
| Любознотельность | |
| Сверхчувствительность к проблемам | |
| Способность к прогнозированию | |
| Словарный запас | |
| Способность к оценке | |
| Изобретательность | |
| Способность рассуждать и мыслить логически | |
| Настойчивость | |
| Перфекционизм | |
Карта обучающегося |
Дата рождения | Семья |
Взаимоотношения в семье | |
Культурный уровень семьи | |
Воспитательный потенциал семьи | |
Мотивация | |
Познавательные интересы | |
Индивидуальные достижения обучающегося |
Уч.год. | направление | мероприятие | результат |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |