Данная разработка урока по теме «Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности» составлена для УМК Сонин Н.И.; Захаров В.Б. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 7 класса.
Тема урока | Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности. |
Тип урока | урок изучения нового материала с использованием ЭОР |
Цель урока: сформировать представления об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с их средой обитания и образом жизни. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
• знать особенности внешнего строения и строения, скелета, земноводных на примере лягушки, выявить черты приспособленности в строении земноводных в связи со средой обитания. •познакомиться с классификацией и многообразием земноводных | •регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; •коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. •познавательные: содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; • содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза. | •продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания; •способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним • воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи. |
Решаемые учебные проблемы. | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
Основное содержание учебного материала | Внешнее строение и строения скелета земноводных на примере лягушки. Приспособление к образу жизни. Классификация и многообразие земноводных. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ и учебник | компьютеры с выходом в интернет, мультимедийный проектор, акустические колонки, презентация; учебник В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М., Дрофа, 2013. |
Оборудование | - таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные . Развитие. Многообразие»; - демонстрационный материал: скелет лягушки; - влажные препараты: размножение лягушки. |
Образовательные интернет-ресурсы | ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). |
Межпредметные связи | литература, география, информатика. |
Формы работы | индивидуальная, фронтальная, групповая. |
СТРУКТУРА УРОКА |
1.Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок). Цель: 1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2) Определить содержательные рамки урока. Формы работы (добрые пожелания учащимся; поддержка словом). |
Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Начнём, пожалуй, наш урок. Звонок сигнал даёт нам в срок. Друг другу мило улыбнулись, Ко мне тихонько повернулись. -Ребята, закройте глаза и представьте теплый летний вечер в нашем посёлке. Какие голоса животных вы слышите? Что это за животные? Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? -Не кажется ли вам, что звуки лягушек напоминают вам двухголосное пение? О чем оно? -Наверное, они делятся впечатлением о прожитом дне, рассказывают о своих горестях и радостях, о своих тайнах и некоторые из них мы с вами постараемся приоткрыть. -А случалось ли вам сидя на берегу реки наблюдать за поведением лягушек? Куда в первую очередь она старается спрятаться? (в воду) Таким образом, лягушек можно встретить и на суше и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий . Откройте свои рабочие листы и запишите тему урока: Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности. Запишите фамилию, имя. -Давайте поставим цель нашего урока. Что вам уже известно о земноводных? -Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «Знаю. Хочу узнать» . Цель урока: познакомиться с особенностями внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с их средой обитания и образом жизни. | Деятельность учащихся Включение в работу. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о том, как лягушки греются на солнце, взгромоздившись на лист кувшинки, как охотятся за мошками, как могут близко подпустить к себе человека, а затем спрятаться. Запись даты и темы урока в рабочие листы. Определение темы и цели урока. |
2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний) Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. Формы работы: индивидуальная. |
Деятельность учителя На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение представителей типа «Хордовые» и познакомимся с особенностями строения Земноводных или Амфибий. Вопрос: как связано название класса животных со средой обитания и образом жизни. 1)Демонстрация презентации «Места обитания и внешнее строение земноводных». 2)Выполните 1задание учебного модуля. 3) -Какие задачи должны были решать позвоночные при выходе на сушу? Вывод: таким образом, у этих животных, должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. | Деятельность учащихся Индивидуальное выполнение задание 1 электронного учебного модуля. Ответы на поставленные вопросы. Работа с таблицей «Сравнительная характеристика водной и наземно-воздушной сред обитания». |
3. Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны). Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для самостоятельной работы). |
Деятельность учителя Постановка проблемы : – Почему лягушки в отличие от рыб освоили наземную среду обитания? -Изучением этих приспособлений и займутся несколько экспертных групп: экологи, систематики, анатомы, морфологи. 1. Экспертная группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных. 2. Экспертная группа морфологов определит особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. 3. Экспертная группа анатомов определяет, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни. 4. Экспертная группа систематиков определяет, по каким систематическим признакам животных класса Земноводных объединены в группы. -У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал. На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе. 1. Заслушивает представителей групп с результатами работы. Просит представителя группы назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. | Деятельность учащихся Изучение материалов модулей и самостоятельное выполнение заданий. Запись определений в рабочий лист. При необходимости работа с текстом учебника на стр. 192 , работают с интерактивным рисунком с демонстрационным и тестовым режимами работы. Самопроверка: выполнение интерактивных заданий. По истечении отведённого времени представители групп, отчитываются о проделанной работе и делают выводы. Задание группам. 1 группа- Экологи Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки. Откройте модуль №4 «Внешнее строение и поведение» часть 2. Выполните задания по рабочей карте группы. 2 группа- Морфологи Морфология - наука, изучающая внешнее строение живых организмов. Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. Изучите внешнее строение лягушки: поработайте с модулем №1 «Места обитания и внешнее строение земноводных» и перейдите по ссылке на ЭОР №2 «Внешнее строение лягушки» http://files.school-collection.edu.ru. Выполните задания по рабочей карте группы. 3 группа- Анатомы. Анатомия – наука, изучающая внутреннее строение живых организмов. Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни. Изучите скелет лягушки: поработайте с модулями №2 «Скелет лягушки», учебник с.190- 193. Выполните задания по рабочей карте группы. 4 группа- Систематики. Систематика – наука о классификации живых организмов. Проблема: определить по каким систематическим признакам животные класса Земноводных объединены в группы. Поработайте с модулем № 5 «Внешнее строение и поведение лягушки» часть 1 и учебником с. 189 Выполните задания по рабочей карте группы. |
4. Физкультминутка. Проводится под музыку «В траве сидел кузнечик». |
Деятельность учителя Снимает зрительное напряжение. | Деятельность учащихся Выполняют, поют. |
5. Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи). Цель: Зафиксировать изученное содержание во внешней речи. Формы и способы организации учебной деятельности (по «цепочка» уч-ся повторяют все вопросы этого урока, использую слайды презентации учителя . Выявление возможных затруднений и способы их коррекции. |
Деятельность учителя Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили. | Деятельность учащихся Выполняют задание. |
6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация) Цель: Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале. Формы работы: индивидуальная, в парах. |
Деятельность учителя Предлагает выполнить задания «Вставить пропущенные слова».
| Деятельность учащихся Выполняют задание №4 в рабочих листах, сверяют с образцами на экране. Выполняют задание в парах и затем обсуждают. |
7. Включение в систему знаний и повторение (тренировка навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках) Цель: 1) Тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным материалом (компьютерное тестирование). Формы работы - индивидуальная. |
Деятельность учителя Предлагает классу выполнить тест. | Деятельность учащихся Выполняют тестирование и сверяют с образцами на экране. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал», и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Задает вопрос: как связано название класса животных со средой обитания и образом жизни? – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? - Подводит итог урока. Формулирует выводы, акцентируя внимания на знаниях и умениях, которые должны были сформироваться за урок. Оценивает работу учащихся. | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отвечают на основной вопрос урока « Как связано название класса животных со средой обитания и образом жизни», исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. Представляют свои работы. Высказывают свое отношение к материалу урока. Оцените свою работу и настроение……. Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы еще хотел… Главным своим результатом на уроке считаю… |
8. Домашнее задание |
Запись домашнего задания на доске: прочитать страницы 192-198 в учебнике, подготовить по дополнительным источникам творческие работы в форме: кроссвордов, красочно оформленных сообщений. |