СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика типа Земноводные.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по биологии учителя высшей категории

Глушко Натальи Петровны.

Тема: Общая характеристика  класса Земноводные.

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания, изучить классификацию класса на примере конкретных представителей  отрядов Хвостатые, Бесхвостые, Безногие.

Задачи:

1.      Определить усложнения организации земноводных в ходе эволюции по сравнению рыбами.

2.      Познакомиться с систематикой земноводных.

3.      Выявить особенности происхождения земноводных, организации их строения и жизнедеятельности.

4.      Продолжить формирования умений анализировать, обосновывать ответы; устанавливать причинно-следственные связи.

5. Совершенствовать навыки работы в группе.

Тип урока:  объяснение нового материала

Просмотр содержимого документа
«земновадные»

Разработка урока по биологии учителя высшей категории

Глушко Натальи Петровны.

Тема: Общая характеристика класса Земноводные.

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания, изучить классификацию класса на примере конкретных представителей отрядов Хвостатые, Бесхвостые, Безногие.

Задачи:

1. Определить усложнения организации земноводных в ходе эволюции по сравнению рыбами.

2. Познакомиться с систематикой земноводных.

3. Выявить особенности происхождения земноводных, организации их строения и жизнедеятельности.

4. Продолжить формирования умений анализировать, обосновывать ответы; устанавливать причинно-следственные связи.

5. Совершенствовать навыки работы в группе.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование:

o мультимедийная презентация "Земноводные"

o интерактивное оборудование

o раздаточный материал, сигнальные карточки

Ход урока

I. Организация класса

II. Положительный настрой класса

"Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто её получает и не делает бедными тех, кто её дарит. Она длится минуту, а в памяти сохраняется надолго или навсегда. Её невозможно купить, выпросить, заимствовать или украсть, поскольку она сама по себе ничего не стоит, пока её не отдадут!"

- Догадались ли вы, о какой эмоциональной реакции так говорил Д. Карнеги в своей книге "Как завоевать друзей и влиять на людей"? (улыбка)

- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Пусть хорошее настроение и позитивные эмоции сохранятся у вас до конца урока.

III. Определение темы и целей урока

- Сегодня мы наш урок проведем в форме детективного расследования.

Первое, что мы должны определить - это объект для расследования. Постарайтесь, используя как можно меньше подсказать, определить о ком пойдет речь сегодня на уроке?

Подсказка 1:

- Название этих животных происходит от греческого слова, которое означает «те, кто ведет двойную жизнь».

Подсказка 2

- Жизнедеятельность представителей данного класса связана и с водной и с наземно-воздушной средой обитания .

Подсказка 3:

- Отличительной особенностью этих животных является наличие тонкой и всегда влажной кожи, через которую поступает 50% необходимого животному кислорода.

Подсказка 4:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

- О ком пойдет речь у нас сегодня на уроке?

- Лягушки, жабы, саламандры, тритоны! Какие невероятные рассказы встречаются о них, огромное количество легенд, суеверий связано с этими животными. Английский драматург У. Шекспир так описывал в своей трагедии «Магбет» приготовление ведьменного зелья:

- Сестры, в круг! Бурлит вода!

Яд и нечисть - все туда.

Жаба, что в земле сырой,

под кладбищенской плитой

30 дней копила слизь,

Первая в котле варись.

Люди с давних времен связывали с этими животными огромное количество легенд и суеверий, которые передавались из поколения в поколение.

Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные, пугающие и фантастические? Настало время и нам с вами разобраться в этих вопросах.

На уроках биологии мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей класса Земноводные.

Сегодня мы познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения этих животных, рассмотрим отличительные черты отрядов животных этого класса. Итак, приготовились к интересной совместной работе.

- С первым заданием мы успешно справились. Объект нашего расследования найден!

(записать тему урока).

IV. Объяснение нового материала

- У каждого из вас на столах имеется информация о животных, относящихся к классу Земноводные. Внимательно прочитайте её. Определите, что в данной информации:

Знакомо для меня V

Новая информация для меня +

Противоречит тому, что я знаю*

Удивило меня !

Приложение 1

- Давайте поближе познакомимся с исследуемыми объектами, постараемся их запомнить.

Слайд

(демонстрация представителей класса)

- Рассмотрев различных представителей класса Земноводные, какие общие черты строения вы можете у них выделить? Чем они отличаются друг от друга?


Классификация земноводных

Класс: Земноводные (Амфибии)

Отряды:

Хвостатые: тритон, огненная саламандра, амбистомы.

Бесхвостые: жерлянки, пипа суринамская, озерная лягушка, лягушка голиаф, квакши, жабы.

Безногие: кольчатая червяга, цейлонский рыбозмей.

- А теперь перейдем к детальному изучению исследуемых объектов.

Работа в мини-группах:

"Следствие по изучению земноводных".

- Каждая группа получает определенную информацию об изучаемых организмах. Через три минуты главный следователь должен будет довести изученную информацию до всех присутствующих.

1 группа – Внешнее строение лягушки





Тело лягушки состоит из головы, туловища, передних конечностей и задних конечностей. У некоторых амфибий (тритонов, саламандр) есть хвост. На голове у лягушки есть глаза, нос, рот. Глаза - крупные, выпуклые, защищены от высыхания и загрязнения тремя веками: верхним, нижним и прозрачной мигательной перепонкой. Перед глазами находятся ноздри, имеющие клапаны. У лягушки в отличие от рыб ноздри сквозные и открываются в ротовую полость. Позади глаз у лягушки расположена барабанная перепонка, являющаяся частью органа слуха.

Типичная для наземных позвоночных пятипалая конечность лягушки представляет собой многочленный рычаг. Отталкиваясь от земли сильными задними ногами, лягушка передвигается прыжками и, приземляясь, опирается на передние короткие конечности.

В воде лягушка передвигается при помощи задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка, которая помогает в воде делать сильные толчки.

2 группа - Покровы тела

Кожа земноводных голая, покрытая слизью многочисленных кожных желёз. Слизь предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль, а также способствует кожному дыханию. У других представителей земноводных, к примеру, жаб, выделяется ядовитая слизь, предохраняя этих животных от врагов, для человека эта ядовитая слизь не страшна. Существуют тропические наземные животные, которые очень опасны и для человека, так, например, яд из кожных желёз маленькой, всего в 2-3см, южноамериканской лягушки кокоа такой сильный, что прикосновение к ней стоит человеку жизни. Земноводные не пьют воду, они восполняют её количество в организме, получая влагу через водопроницаемую кожу.

Лягушки – холоднокровные животные, не поддерживающие постоянной температуры тела, и бывают активны лишь в тёплое время года, с наступлением холодов они спускаются на дно и впадают в оцепенение. Другие земноводные, такие как тритоны и жабы – зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, под пнями, норах грызунов, в углублениях почвы.

3 группа – Скелет и мышцы

Скелет земноводных, как и у других позвоночных, состоит из следующих отделов: скелета головы, туловища, свободных конечностей и поясов конечностей. У земноводных, по сравнению с рыбами, значительно меньше костей и легче скелет, что важно для наземного существования.

Широкий плоский череп и верхние челюсти представляют собою единое образование. Очень подвижна нижняя челюсть. Череп подвижно присоединяется к позвоночнику с помощью одного шейного позвонка, поэтому лягушка может наклонять голову.

Позвоночник состоит из отделов: шейного (1 позвонок), туловищного (7 позвонков), крестцового (1 позвонок), хвостового (количество позвонков в нем у представителей разных отрядов амфибий может отличаться, у лягушки этот отдел представлен одной длинной костью). Ребер у лягушки нет.

Скелет свободных конечностей у амфибий, в отличие от рыб, сложнее, и состоит из следующих отделов:

Передняя конечность: плечо, предплечье, запястье, пясть, фаланги пальцев.

Задняя конечность: бедро, голень, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев.

Опорой передних конечностей служит плечевой пояс, который в свою очередь состоит из: парных лопаток, парных ключиц и парных вороньих костей, или коракоидов. Ключица и вороньи кости соединяются с грудиной. Пояс задних конечностей образован тремя сросшимися костями.

Мускулатура у земноводных развита намного лучше, чем у рыб, особенно хорошо развиты мышцы конечностей, которые начинаются на костях поясов и тонкими сухожилиями прикрепляются к костям конечностей. Их сокращение обеспечивает движение – плавание, прыгание, ползание. И следует отметить, что у амфибий также хорошо развиты мышцы хвоста, которые, главным образом, служат органом передвижения в воде.

4 группа - Особенности строения пищеварительной системы

Все земноводные в детстве – травоядные, а во взрослом состоянии – хищники. Их главное орудие – язык: он прикреплён во рту не задним концом как у других позвоночных животных, а передним. При виде добычи лягушка выбрасывает в её сторону свой длинный язык, который при этом раскладывается на подобии перочинного ножика. Жертва прилипает к его кончику и затягивается в лягушачью пасть. А вот проглотить её помогают … глаза. Время от времени они погружаются внутрь головы и проталкивают добычу в пищевод.

Пища смачивается слюной в ротовой полости и проталкивается в пищевод. Переваривается пища в желудке и кишечнике, куда из печени и поджелудочной железы поступают пищеварительные соки. Непереваренные остатки пищи из кишечника выводятся в клоаку (расширенная конечная часть задней кишки у некоторых позвоночных животных), а оттуда наружу.

Физкультминутка (выполняется под музыку).

"Идем по берегу моря" (колонна по одному).

"Песок нагрелся, печет пятки" (на носках).

"Острые камушки" (на пятках).

"Волны шипят" (волнообразные движения руками вверх-вниз, стоя на коленях).

"Дует сильный ветер" (продолжительный выдох через рот).

"Идем домой по следам, оставленным на песке" (широким, мелким шагом).


5 группа - Особенности строения дыхательной системы

Лягушки дышат легкими и кожей. Легкие – небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. Роль насоса при дыхании выполняет ротовая полость, дно которой то опускается, то поднимается. В легких происходит газообмен: кислород поступает в капилляры и кровью разносится по всем органам и тканям, а из капилляров в легкие выделяется углекислый газ, который сюда доставляется кровью от органов и тканей. Легкие у земноводных примитивны: у них малая поверхность соприкосновения капилляров с воздухом. Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа. Газообмен происходит только через влажную кожу.

6 группа - Особенности строения кровеносной системы

Сердце - трёхкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие приносится кровь от легких, она богата кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в единственный желудочек, где частично смешивается. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: малый, проходящий через органы дыхания, и большой, проходящий через остальные органы. В желудочке потоки крови «перераспределяются»: к голове направляется артериальная кровь, а ко всем другим органам – смешанная.

7 группа - Особенности строения выделительной системы



Выделительная система амфибий состоит из двух почек, двух мочеточников, мочевого пузыря. Земноводные не способны регулировать поступление воды через кожу, они получают её в «принудительном» порядке через кожу. Поэтому их почки приспособлены к выделению большого количества воды, моча у них жидкая. Моча накапливается в мочевом пузыре, поступает в клоаку, а из неё выводится наружу.

8 группа - Особенности строения нервной системы и органов чувств

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Почти скрыт сверху полушариями промежуточный мозг. Умеренно развит средний мозг, связанный со зрением. Плохо развит мозжечок. Этим объясняются однообразные движения и малоподвижный образ жизни. Глаза амфибий, приспособленных к жизни в прозрачной воздушной среде суши, устроены сложнее, чем у рыб. Более сложное строение и органов слуха. Звуковые колебания среды заставляют колебаться тонкую барабанную перепонку. В среднем ухе эти колебания усиливаются и по слуховой кости передаются во внутреннее ухо. Также у амфибий есть органы: обоняния – ноздри, осязания – кожа, вкуса – язык.

- Мы видим, что строение внутренних органов земноводных изменилось по сравнению с рыбами, отличий больше чем сходства.

- С чем это может быть связано? (Предполагаемый ответ: переход в наземно-воздушную среду)

Сравним внутреннее строения рыб и земноводных. Я называю признак, а вы поднимаете красную карточку, если этот признак характерен и для рыб и для земноводных. Зеленую карточку, если этот признак характерен только для земноводных.

Признаки:

Пищеварительный канал дифференцирован (разделен на отделы) красная

Имеются слюнные железы и язык. зеленая

Кишечник удлиняется за счет дополнительного отдела. зеленая

При дыхании возможно поступление кислорода в капилляры из воды. красная

Газообмен происходит в легких и коже. зеленая

Обмен газами происходит между атмосферным воздухом и кровью. зеленая

Кровеносная система замкнутая, есть сердце. красная

Строение сердца обеспечивает разделение кровообращения на два круга. зеленая

Нервная система включает спинной и головной мозг, а также отходящие от них нервы. красная

Передний мозг разделен на два полушария. зеленая

Плохо развит мозжечок. зеленая

V. Домашнее задание.

Составить досье на исследуемый объект, заполнив таблицу. Использовать параграф 36.


VI Обобщение и систематизация знаний

Метод "Пресс"

Алгоритм ответа:

- Я считаю, что…

- Потому, что …

- Например, …

- Таким образом …

В процессе эволюции земноводные приобрели своеобразные особенности прогрессивного развития

Игра со ставками

  1. (8 баллов)

В опыте у лягушки удалили легкое, после этого она жила еще 30 дней, если же кожу лягушки обсыпать мукой, то она гибнет через несколько часов. Почему?

  1. (9 баллов)

Осенью при температуре 0 градусов лягушка делает прыжки длиной 10-15 см, а летом в жару – до 100 см. Чем объяснить такую разницу?

  1. (10 баллов)

Если в террариум с голодной лягушкой положить мертвое насекомое, лягушка его не тронет. Почему?

  1. (11 баллов)

Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, олицетворяющий новое и передовое в 19 веке, уже на следующий день своего приезда в усадьбу помещика Кирсанова, захватив с собой двух дворовых мальчишек, отправился к болоту за лягушками, когда удивленные ребята спросили для чего барину лягушки, Базаров ответил: «… я лягушку распластаю и посмотрю, что у неё там внутри делается, так как мы с тобой те же лягушки, только, что на двух ногах ходим, и я буду знать, что у нас внутри делается». Можно ли согласиться с Базаровым?

VII Подведение итогов урока

Выставление оценок (самооценивание)

Лист оценивания

Ф.И. ________________________________

Как я усвоил материал урока?

- Получил глубокие знания (9-10 баллов)

- Усвоил материал частично (7-8 баллов)

- Усвоил очень мало материала (5-6 баллов)

VIII Рефлексия

Продолжить предложение, охарактеризовав тем самым собственную результативность работы на уроке.

- Сегодняшний урок открыл для меня …

- Я узнал, что …

- Я ещё раз убедился, что …

Приложение 1

Что мы знаем о земноводных?

Около 300 млн. лет назад, в палеозойскую эру, влажный климат Земли стал меняться. Участились засухи, мелели прогретые солнцем водоёмы. Из-за массовой гибели и гниения пышной водной растительности в воде становилось всё меньше кислорода, гибли растительноядные рыбы, а за ними хищные. В таких условиях рыбы жить не могли, выживали те виды, которые могли выбраться на сушу, в поисках новых водоемов, такими рыбами стали древние кистеперые, их плавательный пузырь, окутанный сетью капилляров, мог выполнять функцию примитивного легкого, а мясистые парные плавники, позволяли им не только плавать, но и передвигаться по суше. Так от кистеперых рыб сформировались первые амфибии – стегоцефалы. Эти амфибии были очень похожи на современных крокодилов, громадная голова, брюхо, и бока защищены мощным панцирем, спина же была покрыта мягкой «лягушачьей» кожей, размеры достигали до 5 метров.

Животных класса амфибии еще называют земноводными.

– Почему их так называют?

Земноводные в переводе с греческого означает «двоякодышащие». В процессе дыхания у этих животных участвуют лёгкие и кожа. Если мы проведём анализ слова «земноводные» с точки зрения русского языка, то увидим, что оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода). Жизнь этих животных связана и с землёй, и с водой.

На земном шаре сейчас живёт около 2500 видов земноводных. Они населяют все материки, кроме Антарктиды, вплоть до полярных границ. Их можно встретить в лесах и болотах, в любых пресноводных водоёмах, в степях и даже в пустынях, если там пробивается хотя бы крохотный родник или ручеёк. Они одинаково хорошо чувствуют себя и в воде и на суше. Весной они уходят в воду. Здесь происходит их размножение, развитие икры, здесь же проходит их детство. Но, как только молодое поколение подрастает, у земноводных возникает тяга к суше, и они покидают родную стихию ради другой. В этот период земноводных можно встретить очень далеко от водоёма. Одни из этих животных научились плавать или рыть ходы под землёй, другие – лазить по деревьям, совершать планирующие прыжки.


14



Просмотр содержимого презентации
«земноводные»

Отрывок из книги Д. Карнеги

Отрывок из книги Д. Карнеги

Тема урока:

Тема урока:

V Определить, что в предложенной информации: + Знакомо для меня Новая информация для меня Противоречит тому,  что я знаю Удивило меня  - !

V

Определить, что в предложенной информации:

+

  • Знакомо для меня
  • Новая информация для меня
  • Противоречит тому,

что я знаю

  • Удивило меня

-

!

Классификация земноводных   Класс Земноводные 2400 видов  Отряд Хвостатые земноводные 280 видов   гребенчатый тритон обыкновенный тритон исполинская саламандра   Отряд Безногие земноводные 60 видов     червяги  Отряд Бесхвостые земноводные 2000 видов     лягушки жабы квакши жерлянки

Классификация земноводных

 

Класс Земноводные

2400 видов

Отряд Хвостатые земноводные

280 видов

 

гребенчатый тритон

обыкновенный тритон

исполинская саламандра

 

Отряд Безногие земноводные

60 видов

 

 

червяги

Отряд Бесхвостые земноводные

2000 видов

 

 

лягушки

жабы

квакши

жерлянки

Работа в мини-группах:  «Следствие по изучению земноводных»

Работа в мини-группах: «Следствие по изучению земноводных»

Внешнее строение лягушки

Внешнее строение лягушки

Покровы тела

Покровы тела

Скелет Земноводных

Скелет Земноводных

Пищеварительная система

Пищеварительная система

Дыхательная система земноводных. Строение лёгких. Механизм дыхания земноводных.

Дыхательная система земноводных.

Строение лёгких.

Механизм дыхания земноводных.

Кровеносная система

Кровеносная система

Выделительная система

Выделительная система

Нервная система и органы чувств

Нервная система и органы чувств

Домашнее задание

Домашнее задание

Общая характеристика класса Земноводные Признак Описание Форма тела и размеры   Покровы тела   Опорно-двигательная система и мышцы   Пищеварительная система Дыхательная система     Кровеносная система   Выделительная система   Нервная система  

Общая характеристика класса Земноводные

Признак

Описание

Форма тела и размеры

 

Покровы тела

 

Опорно-двигательная система и мышцы

 

Пищеварительная система

Дыхательная система

 

 

Кровеносная система

 

Выделительная система

 

Нервная система

 

Алгоритм ответа: - Я считаю, что … - Потому, что … -Таким образом … 1. В процессе эволюции земноводные приобрели своеобразные особенности прогрессивного развития.
  • Алгоритм ответа:

- Я считаю, что …

- Потому, что …

-Таким образом …

  • 1. В процессе эволюции земноводные приобрели своеобразные особенности прогрессивного развития.
Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками 11 баллов

Игра со ставками

11 баллов

  • Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, олицетворяющий новое и передовое в 19 веке, уже на следующий день своего приезда в усадьбу помещика Кирсанова, захватив с собой двух дворовых мальчишек, отправился к болоту за лягушками, когда удивленные ребята спросили для чего барину лягушки, Базаров ответил: «… я лягушку распластаю и посмотрю, что у неё там внутри делается, так как мы с тобой те же лягушки, только, что на двух ногах ходим, и я буду знать, что у нас внутри делается». Можно ли согласиться с Базаровым?
«Цепочка» итогов урока Продолжить предложение, охарактеризовав тем самым собственную результативность работы на уроке.

«Цепочка» итогов урока

  • Продолжить предложение, охарактеризовав тем самым собственную результативность работы на уроке.

  • Сегодняшний урок открыл для меня …
  • Я узнал, что …
  • Я ещё раз убедился, что …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!