Тип урока | Комбинированный |
Цели деятельности учителя | Формирование представлений об особенностях изображения рельефа на бумаге, относительной и абсолютной высотах; создание условий для формирования умения определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний |
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
обеспечить усвоение и закрепление понятий «рельеф», «относительная и абсолютная высота», «горизонтали»; - создать условия для формирования и закрепления умений определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности , описывать форму рельефа | - совершенствовать умение ориентироваться на местности - продолжить формирование картографической грамотности; - развивать навыки работы с ЦОР. | -воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, - воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | личностные |
Научиться называть и показывать относительные и абсолютные высоты; Получат возможность научиться определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний | Познавательные: осознано выбирают наиболее эффективные способы учебных и познавательных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблнмм; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Электронное приложение к учебнику: понятие о плане местности |
План изучения темы | Рельеф земной поверхности и способы изображения его на плане Относительна и абсолютная высота Горизонтали. Профиль местности |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальные, фронтальные |
Основные понятия | Рельеф, относительная и абсолютная высота точки, отметки высоты, горизонтали (изогипсы) |
Средства обучения | Учебник Т.П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой. География 6 класс; компьютер, проектор |
Этап урока | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Эмоциональный настрой | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, готовятся к уроку | Л: Формирование положительного эмоционального настроя на урок; Р: саморегуляция |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание проблемной ситуации | Организует повторение применения имеющихся навыков изображения плана, проверку результатов повторения, осознание нехватки знаний и навыков - Изобразите в тетради часть плана местности. М 1:10000 На местности с севера на юг проходит грунтовая дорога. К востоку от дороги в 300 метрах растёт берёза. Если от берёзы направиться на юго-запад, то через 200 метров встретится колодец. К западу от дороги напротив берёзы в 400 метрах на холме расположена мельница. - Какие трудности возникли? Почему?Или вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколь метров, до точки 2 м. Заливает ли дом, который вам предложили купить? -почему вы не можете дать точный ответ? Сообщает тему урока (Изображение неровностей земной поверхности на плане местности– записано на доске) - Попробуйте сформулировать цель нашего урока. - Как мы сможем достичь этой цели? Нам помогут вопросы о том, что мы уже знаем и умеем, а что - ещё нет. Организует работу с картой оценки знаний - Какие вопросы у вас попали в графу «не знаю»? Наша задача на уроке решить эти вопросы. | Выполняют задание в тетради. Не получается изобразить холм, т. к. не умеют. Записывают тему в тетрадь Формулируют цель (понять, как изображаются неровности земной поверхности на плане местности) Отмечают вопросы, требующие новых знаний: определить новые понятия, научиться определять по плану относительную и абсолютную высоты, особенности неровностей земной поверхности, научиться изображать неровности земной поверхности. | Л: Проявление интнреса к поставленной проблемме; Р: Целеполагание, оценивание своих знаний; К: Умение слушать, спрашивать, правильно формулировать свои мысли; планирование- определение промежуточных целей с учетом конечного результата |
Актуализация знаний. | беседа | Обращает внимание учащихся на практическое применение понимания, как изображаются неровности земной поверхности | Рассуждают о практическом применении понимания, как изображаются неровности земной поверхности | К: Умение вести дискуссию, обосновывать свое суждение; Р: фиксация индивидуальных затруднений, саморегуляция |
Первичное усвоение знаний. Первичная проверка понимания | Работа с ЦОР http://fcior.edu.ru/card/1159/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i1.html | Направляет деятельность учащихся и корректирует усвоение нового материала. Части холма Понятие высоты холма Измерения высоты холма с помощью нивелира Основные условия изображения неровностей земной поверхности (вид сверху, возможность определения высоты и формы) Способ изображения неровностей земной поверхности горизонталями Делит класс на 1 и 2 варианты (соседи по парте). Формулирует задания (показаны на слайде презентации): Найдите в тексте § 10 и выпишите в тетрадь определение: Iв. Относительная высота, IIв. Абсолютная высота Определите по рисунку, какой буквой обозначена Iв. Относительная высота,IIв. Абсолютная высота Определите по плану в атласе, стр. 10, Iв. Через сколько метров проведены горизонтали IIв. Как показано значение абсолютной высоты Определите по плану в атласе, стр. 10, Iв. Относительную высоту от пруда до дерева, IIв. Абсолютную высоту холма Объясните соседу, значение нового понятия, как вы выполняли задания. | Изображают в тетради схему «Части холма», отвечают на вопросы, слушают, рассуждают, записывают определения (нивелир, горизонталь) Выполняют задания, задают вопросы Консультируют соседа по парте | П: поиск и выделение необходимой информации, Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
Первичное закрепление. (Фронтальная устная работа) | Работа с картойЦОР http://fcior.edu.ru/download/1159/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i1.html | Формулирует задания ,организует проверку после каждого вопроса:- Определите по карте атласа, стр. 10: На какую высоту поднимется путник, дойдя до дома лесника? На сколько метров он поднимется, если начнёт свой путь от колодца? Куда будет легче идти от дома лесника – к дереву или к роднику? - Изобразите с помощью горизонталей (первое задание выполняют вместе с учителем, остальные – самостоятельно): 1. холм, АВ = 275м, ОВ = 13м, горизонтали через 3м, сев. склон крутой, юго-вост. склон пологий 2. яму, АВ = 193м, ОВ = 7м, горизонтали через 2м, вост. склон крутой, южный склон пологий Проверка – работа одного из учеников у доски | Выполняют задания, отвечают при проверке. Выполняют задания, проверяют работу друг друга | П: поиск и выделение необходимой информации, Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его вы-ю | Дифференцированное задание | Диктует домашнее задание: Обязательное на «3»: Читать § 10, выучить определения, ответить на вопросы 4 устно, 2,3 письменно. Дополнительное на «4» и «5»: ответить на вопрос 5 письменно, изобразить холм, АВ = 74м, ОВ = 21м, горизонтали через 5м, южный склон крутой, северо-вост. склон пологий | Записывают домашнее задание, задают вопросы | П: Осознание того, что уже усвоенно, что еще нужно усвоить; |
Рефлексия | фронтально | Подводит итоги занятия:- Ещё раз обратимся к вопросам, по которым вы пытались оценить свои знания. Заполните графу «я узнал». Достигли ли мы цели урока? Узнали что такое абсолютная и относительная высота? Горизонталь?Можем по плану определить высоту, форму склонов холма?Можем изобразить холм, яму? Поняли как изображаются неровности земной поверхности на плане?Какие вопросы вам показались наиболее сложными? Почему? | Заполняют «карту рефлексии», отвечают на вопросы, рассуждают о сложностях, путях их преодоления. | Р: Самооценка; К: умения выражения своих мыслей и аргументация своего мнения, учет разных мнений |