СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока " Земная поверхность на плане и карте ". 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Предмет

                География

 

Класс

                  5

 

УМК

                 География 5-6 класс .под редакцией А.И.Алексеева , Ю.Н.Гладкого . Предметная линия учебников по  географии  «Полярная звезда» .

 

Тип урока

                 комбинированный

 

Тема урока

                Земная поверхность на плане и карте 

 

Цель урока

          1. Содержательная.   Выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;

               раскрыть понятия «абсолютная высота»,«относительная высота».

          2.Деятельностная.  Определять относительную и абсолютную высоту.

 

Задачи урока

(планируемые результаты)

                Определять относительные и абсолютные высоты по плану;

                 определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности .

 

Методы обучения

 

 

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

          Индивидуальная ,коллективная , работа в парах .

 

Средства обучения

          Учебник ,атлас ,тетрадь ,нивелир ,топографический план , икт.

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

1. Организационный момент.

 

Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм урока. Просьба ответить на следующие вопросы.

С каким настроением пришли на этот урок? Каким  бы вы хотели видеть наш урок? А какими  вы должны быть, чтобы случилось все так, как вы хотите?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают предположения по ходу урока. Предлагают свои ответы.

Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимание цели урока. Организация своей учебной деятельности. Соблюдение норм и правил на уроке.

 

2. Актуализация знаний

 

Выявить уровень полученных знаний прошлого урока по вопросам.

1. Что такое план местности и для чего нужен человеку.

2. Дайте определение масштабу и перечислите его виды (работа проводится на доске тремя учениками, которые друг у друга проверяют работу).

3. Изобразите условные знаки на листочках, лежащих на столе, те, которые хорошо запомнили.

4. Проводится топографический диктант в форме связанного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности мыслительной операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть новыми терминами по теме.

Выполнение заданий, тренирующие способности к учебной деятельности.

 

3. Постановка цели и задач урока

 

Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Земная поверхность на плане и карте».   Попробуйте нанести на карту (чистый лист) участок занятый холмом.(ответы учеников).

Затрудняетесь, что-то не получается? (ответы учеников). Почему не можем занести эти объекты? Каких знаний не хватает? Постарайтесь сформулировать, что нам нужно ещё знать и чему нужно научиться на этом уроке.

Учащиеся выполняют задания. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Ставят цели. Анализируют ситуацию. Вступают в спор. Решают проблемный вопрос как изображают на плане и карте неровности земной поверхности – овраги, холмы, горы.

Ребята пытаются излагать своё мнение, выражать свои мысли, выделять существенные признаки.

Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою дальнейшую деятельность и работу в соответствии с поставленной задачей.

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель знакомит с прибором невелир.

  Эту высоту называют относительной. Учитель знакомит ещё с одним понятием – абсолютная высота.

Учитель предлагает  поработать с физической картой и найти точки абсолютных высот крупных форм рельефа (гор).

 С помощью рисунка 25 вводятся новые понятия – горизонталь, бергштрих.

Учитель отвечает на интересующий вопрос и даёт расшифровку понятию бергшрихи.

Знакомятся с прибором – определение высоты склона – невелиром. Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся обращаются к рисунку 24 и находят в учебнике определение относительной высоты.

 

 

 

 

Учащиеся так же работают с рисунком 24 и находят в учебнике определение абсолютной высоты. Делают вывод. Абсолютная высота измеряется от уровня моря. В нашей стране- это Балтийское море. Находят его на карте.

 

 

 

 

 

Используя рисунок 25, учащиеся выясняют,  как изображают холм на плоскости. Находят определение понятия горизонтали и записывают в тетрадь.

Обращают внимание на короткие черточки у горизонталей. Задают вопросы учителю.

Умение работать в паре. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своей цели. Умение выражать свои мысли. Анализировать ситуацию. Сравнивать и делать выводы.

Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

 

5. Первичная проверка понимания

Учитель просит рассмотреть предложенные рисунки холмов и оврагов и ответить на вопросы. С помощью чего измеряют высоту неровностей поверхности? Какую высоту можем измерить мы, находясь на экскурсии?

Какую высоту называют абсолютной?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют понятия – невелир, относительная высота, абсолютная, бергштрих.

Умение работать в парах. Точно и полно выражать свои мысли. Правильно задавать вопросы.

Слушать и понимать речь других.

Работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

 

6. Первичное закрепление

Учитель просит открыть топографические планы в атласах и найти горизонтали, показывающие изображение холмов и обрывов, а так же определить их относительную высоту, крутизну склонов.

Ребята рассматривают топографические планы. Находят горизонтали.

Отмечают, что они изображаются коричневым цветом.

Находят холмы и обрывы, используя понятие бергштрих.

Схематично зарисовывают на доске холм и обрыв. Объясняют их отличие (если черточки бергштриха наружу – это холм; если вовнутрь – это яма).

Учатся читать карты по горизонталям, бергштрихам.

Излагать своё мнение, доказывать свою правоту. Работать в соответствии с поставленной задачей.

 

 

7. Домашнее задание

Изучить параграф 10. Выполнить задание 3,4.

 

 

 

 

8. Итог урока

Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? Где бы вы смогли применить в своей жизни?

Высказываются ответы с применением новых понятий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, излагать своё мнение.

Оценивать свою работу на уроке.

 

9. Рефлексия

 

 

Отвечают на вопросы:

Это я знаю.

Это я могу.

Использование новых знаний для достижения целей.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока " Земная поверхность на плане и карте ". 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1

с углублённым изучением английского языка им. В. Дубинина»


Технологическая карта урока географии «Масштаб и его виды» в 5 классе

Класс: 5 –а 5-б

Урок №12 Тема урока: Масштаб и его виды.

Цель урока: сформировать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о том, как используется план в практической деятельности человека.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,

Предметные: называть масштаб глобуса и карты; решать задачи по переводу одного вида масштаба в другой; определять расстояния по глобусу и карте;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

. Техническое оборудование: атласы, линейка ПК, телевизор, презентация.


Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаы

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Активно включаться в общение осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование системы знаний о масштабе

Использовать устную речь для аргументированного ответа

2

Проверка домашнего задания

Используя знания, — ответьте на вопросы.



Демонстрируют знания по пройденному материалу.Р,П


Развитие мотивов учебной деятельности

Формирование умений делать умозаключения

Умение определять успешность выполнения своего





3





Актуализация темы

Демонстрация видеоурока по теме: «Масштаб»

- что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на

местности уменьшено при изображении его на плане)

. Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в нижнем правом углу плана)

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р)














Формирование навыков коммуникативной компетентности.

Готовность к самообразованию

Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме
















Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении

Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать Делать выводы, умозаключения

Получать информацию в результате смыслового прочтения текста

4

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности(по группам) с использованием учебника.

-Формулировать понятие масштаб.

-Объяснять что такое линейный, числены и именованный масштабы?

(Подводит к выводу, что такое масштаб)

-Расскажите, для чего используют масштаб?




Работают с текстом учебника, термин «Масштаб», виды масштаба. (П),

оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность. (П)





Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

Формулируют практические навыки вывод.(Р,Л)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Готовность к самообразованию и саморазвитию

Формирование умений давать аргументированный ответ

Формирование навыков коммуникативной компетентности





Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование умений самостоятельной работы.

Формирование умений работы с текстом учебника Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач

Работать в группах по решению общей задачи

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Аргументирование своего ответа

5

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

«Игра на внимание» (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.) Слайд №12,13,14

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

Формирование здорового образа жизни


Технически правильно выполнять двигательные действия

6

Практикум

1. Выполните задания (слайд №15 )

-Обсудите полученные ответы.


Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной информацией (П)

Саморегуляция, самооценивание

Построение речевого высказывания в устной форме

Использовать устную речь для аргументированного ответа

7

Рефлексия

Самооценка работы в течение урока по методике«Светофор»:

зеленый–я работал отлично, мне всё понятно;

желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось;

красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

Учитель выставляет оценки, с комментариями.

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Мотивация на обучение, саморегуляция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

8

Домашнее

задание

Комментирует


Записывают

домашнее задание

Мотивация на обучение, саморегуляция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации











Материалы к уроку:

1. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу в 1 см -5 см и затем по масштабу в 1 см- 10 м.

2. Длина Волги составляет 3700 км, Оби - 4000 км, Енисея- 3800 км, Лены - 4300 км. Изобразите размеры этих рек прямыми линиями В масштабе 1 мм = 100 км.

3. Один сантиметр на плане соответствует расстоянию 100 м Начертите в тетради линейный масштаб и найдите соответствующий численный масштаб.

4. Переведите численные масштабы 1:500, 1:15 000 и 1:1500 000 в линейные и именованные.

5. На плане расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1: 100 000?

6. Сколько времени потребуется на переход из одного селения в другое, если расстояние между этими селениями на план масштаба 1:50 000 составляет 15 см, а скорость передвижения равна 5 км/час?

Практическая работа:

Начертите план учительского стола в мас­штабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.

Для этого:

  1. Измерьте стол линейкой и запишите в тет­ради длину и ширину стола

Один ученик измеряет длину стола (110 см), другой ученик измеряет ширину стола (70 см)

  1. Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10);

запи­шите ответы в тетради: длина стола на плане ________________(110см : 10 =11 см),

ширина стола на плане _______________(70 см : 10 = 7 см).

  1. Начертите план в тетради: (высокомотивированные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, мотивированным оказывается пошаговая помощь, взаимопомощь)

  • положите линейку горизонтально на лист тетради;

  • от 0 вправо отложите отрезок, равный длине стола на плане;

  • от начала первого отрезка вниз отложи­те второй отрезок, равный ширине сто­ла на плане;

  • достройте по линейке прямоугольник,

запишите масштаб.

Проверочные работы:

ПО ТЕМЕ «ПЛАН МЕСТНОСТИ» 5 КЛАСС

I вариант

1.Перевести численный масштаб в

именованный

А. 1: 1000

Б. 1:25000

В. 1:300000

2. Измерить расстояния:

А. Железной дороги от

железнодорожного моста до моста

через ручей.

Б. Реки Андоги от моста у деревни

до плотины.

3.Определить азимуты:

От высоты 154,4 до:

А. Домика лесника.

Б. Железнодорожной станции.

В. Школы

4. Перевести именованный масштаб в численный:

А. В 1см-250 м.

Б. В 1 см- 75м.

В. В1 см- 100 км.


 

II вариант

1 .Перевести численный масштаб в именованный

А. 1:2000

Б. 1:50000

В. 1:750000

2. Измерить расстояния:

А. Железной дороги от моста через ручей до станции.

Б. Реки Андога от железнодорожного моста до моста у деревни Михалино.

3. Определить азимуты:

От школы до:

А. До высоты 154,4

Б. Железнодорожной

станции.

В. Электростанции.

4. Перевести именованный масштаб в численный:

А. В 1 см- 500 м.

Б. В 1 см- 25 м.

В. в 1 см- 50 км.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!