Рабочая программа по окружающему миру 2 класс «Школа России»
Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа-ющий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
2 класс
В результате второго года изучения учебного предмета "Окружающий мир" ученик научится: распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3 - 4 созвездий звездного неба;
описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России;
находить на карте России Москву, свой регион и его главный город; соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года; соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет; проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации; создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по заданному плану.
Содержание курса
Во 2 классе учебный материал курса распределяется по разделам: «Где мы живём», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
Раздел «Где мы живём» предусматривает знакомство с родной страной, её государственными символами, с семьёй народов России, с особенностями города и села, городского и сельского домов, с родным городом (селом), а также включает формирование понятий «природа», «рукотворный мир» и анализ нашего отношения к окружающему.
В разделе «Природа» предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: неживая природа, живая природа, дико растущие и культурные растения, дикие и домашние
животные и др. Важное место в разделе занимает знакомство с конкретными при родными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
Раздел «Жизнь города и села» предусматривает знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Следующий раздел — «Здоровье и безопасность» — включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.
Раздел «Общение» предусматривает формирование представлений о семье, семейных традициях, о нормах жизни в школьном коллективе, о ценностях дружбы, согласия, взаимопомощи. Школьники учатся общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, осваивают азбуку вежливости и элементарные правила поведения среди других людей — в семье, в гостях, в школе, в общественных местах.
Раздел «Путешествия» нацелен на обучение учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формирование первоначальных географических представлений:
о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение элементарных приёмов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как
общему дому всего человечества.
Тематическое планирование
2 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) |
1 | Родная страна. | 1 |
2 | Город и село. Модуль: Тюменский край глазами детей | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 |
| Раздел «Природа» (20 ч.) | |
5 | Неживая и живая природа. | 1 |
6 | Явления природы. | 1 |
7 | Что такое погода. | 1 |
8 | В гости к осени (экскурсия). Модуль: Осенняя прогулка в лес. | 1 |
9 | В гости к осени (урок). | 1 |
10 | Звёздное небо. | 1 |
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1 |
12 | Про воздух и про воду. | 1 |
13 | Вода, её распространение в природе. |
1 |
14 | Какие бывают растения. | 1 |
15 | Какие бывают животные. | 1 |
16 | Невидимые нити. | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 |
19 | Комнатные растения. | 1 |
20 | Животные живого уголка. | 1 |
21 | Про кошек и собак. | 1 |
22 | Красная книга. | 1 |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч.) |
25 | Что такое экономика. | 1 |
26 | Из чего что сделано. | 1 |
27 | Как построить дом. | 1 |
28 | Какой бывает транспорт. | 1 |
29 | Культура и образование. | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 |
32 | В гости к зиме (урок). | 1 |
33- 15.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
Раздел «Здоровье и безопасность» (11ч) |
35 | Строение тела человека. | 1 |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
37 | Режим питания и разнообразие пищи. | 1 |
38 | Берегись автомобиля! Практическая работа | 1 |
39 | Школа пешехода Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД. | 1 |
40 | Школа пешехода | 1 |
41 | Домашние опасности. | 1 |
42 | Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | 1 |
43 | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в воде и в лесу. | 1 |
44 | Опасные незнакомцы. | 1 |
45 26. 02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
Раздел «Общение» ( 7 ч) |
46 | Наша дружная семья. | 1 |
47 | Проект «Родословная». | 1 |
48 | В школе. | 1 |
49 | Правила вежливости. | 1 |
50 | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | 1 |
51 | Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). | 1 |
52 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
Раздел «Путешествия» (16 ч) |
53 | Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | 1 |
54 | Ориентирование на местности. | 1 |
55 | Формы земной поверхности. | 1 |
56 | Водные богатства. | 1 |
57 | В гости к весне (экскурсия). Наблюдения над весенними явлениями природы. | 1 |
58 | Россия на карте. | 1 |
59 | Проект «Города России». | 1 |
60 | Путешествие по Москве. | 1 |
61 | Московский Кремль. | 1 |
62 | Город на Неве. | 1 |
63 | Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. | 1 |
64 | Путешествие по материкам. | 1 |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. | 1 |
66 | Впереди лето. | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |