Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Решением Педсовета ГБОУ лицея № 590 Председатель Педсовета ____________ А.М.Каменский Протокол № ___ от « »________ 201 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ лицея 590 Санкт-Петербурга ____________ А.М.Каменский « » _________ 201 г. |
РАССМОТРЕНО Заседанием методической кафедры ГБОУ лицея 590 Санкт-Петербурга Руководитель методической кафедры ____________ /___________________/ Протокол № ___ от « » _________201 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ГБОУ лицея 590 Санкт-Петербурга ____________ /_____________________/ « » ____________ 201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру |
Класс 1 а | |
Учитель Шушко Татьяна Игоревна | |
учебный год | 2017-2018 |
Санкт-Петербург 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана для 1-4 классов, на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2ч в неделю —66ч
(33 учебные недели).
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
общее | на экскурсии | на практические работы |
Проекты, презентации |
Введение | 1 | 1 | | |
Что и кто? | 20 | 3 | 6 | 1 |
Как, откуда и куда? | 12 | | 3 | 1 |
Где и когда? | 11 | | | 1 |
Почему и зачем? | 22 | | 1 | 1 |
| | | | |
Итого | 66 | 4 | 10 | 4 |
Содержание рабочей программы
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что вокруг нас может быть опасным?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:
1.Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
2.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
3.Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
4.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
5.Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
6.Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
7.Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
8.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
9.Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5.Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
6Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
7.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
8.Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
6.Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
7.Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
8.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
6.Формировать умение работать в группах и парах.
7.Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
безопасную дорогу от дома до школы;
важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
название страны, в которой они живут, ее столицы;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
символы России: флаг, герб, гимн;
простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
названия дней недели, времен года;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
цвета радуги;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
различать овощи и фрукты.
Формы проведения уроков.
Урок ознакомление с новым материалом..
Комбинированный урок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок наблюдение
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Урок экскурсия
Урок игра
Виды контроля.
1)Фронтальный опрос.
2)Индивидуальный опрос.
3)Текущий контроль.
4)Самоконтроль.
Используется учебно-методический комплект:
1) Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс 1-2 ч.– М.: Просвещение, 2015, 2015
2) Плешаков А.А Рабочая тетрадь 1 класс 1-2 ч. М.: Просвещение,2017
3) Электронное приложение к учебнику.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела урока | Кол-во часов | Тип/форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения (план) | Примечание |
Освоение предметных знаний | УУД |
|
1 | Задавайте вопросы! ПДД. Поговорим об истории. | 1 | Урок зкскурсия | Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Текущий. Фронтальный. | 4.09 | ,Уч. с.3-8, Тетр.с 3 тетр.. с |
Раздел « Что и кто? (20 ч) |
2 | Что такое Родина? | 1 | Урок-игра | Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна. | Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью. Познавательные: Формировать представление о стране, в которой живешь, как об Отечестве. Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. | Текущий Фронтальный | 7.09 | Уч. с.10-11, тетр.. с.4. |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать: - названия нашей страны и её столицы, а также название своего родного города Обобщать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; Знать государственную символику России. | Текущий Фронтальный | 11.09 | Уч. с.12-13, тетр.. с.5-6 |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Урок-игра | Текущий Фронтальны | 14.09 | Уч. с.14-15, тетр.. с.7 тетр.. с.7 |
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | Урок-защита ученических проектов | Текущий Индивидуальный | 18.09 | Уч. с.16-17, тетр.. с.8-9 |
6 | Что у нас над головой? ПДД. Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | Урок-зкскурсия. | Называть объекты, видимые на дневном и ночном небе; моделировать форму солнца с помощью пластилина; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. Проводить наблюдения за созвездием, Луной, погодой. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Ценностное отношение к природному миру. | Текущий Фронтальный | 21.09 | Уч. с.18-19, тетр.. с.10-11 |
7 | Что у нас под ногами? | 1 | Урок -зкскурсия | Различать гранит, кремний, известняк; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа - определителя; рассказывать о применении камней. | Текущий Фронтальный | 25.09 | Уч. с.20-21, тетр.. с.10-11 |
8 | Что общего у разных растений? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Определять и показывать у разных растений их общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); различать цветки и соцветия. | Регулятивные: умение удержать учебную задачу. Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания. Обращаться за помощью. Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий Фронтальный | 28.09 | Уч. с.22-23, тетр.. с.12-13 |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Уметь наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. Узнавать, называть комнатные растения; знать распространённые комнатные растения, приводить примеры комнатных растений. | Текущий Фронтальный | 2.10 | Уч. с.24-25, тетр.. с.13-14 |
10 | Что растёт на клумбе? ПДД. Поездка в автобусе, трамвае, троллейбусе | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Различать изученные растения клумбы, цветника; наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью наглядного материала. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за комнатными растениями. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания. Ценностное отношение к природному миру. | Текущий Фронтальный | 5.10 | Уч. с.26-27, тетр.. с.15-16 |
11 | Что это за листья? | 1 |
Урок-наблюдение | Уметь наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям. | Текущий Фронтальный | 9.10 | Уч. с.28-29, тетр.. с. 16-18 |
12 | Что такое хвоинки? | 1 | Урок-зкскурсия | Различать лиственные и хвойные растения; сравнивать ель и сосну; знать, что хвойники – это листья хвойных деревьев; различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам. | Текущий Фронтальный | 12.10 | Уч. с.30-31, тетр.. с.19-21 |
13 | Кто такие насекомые? | 1 |
Урок-наблюдение | Узнавать насекомых на рисунке; знать, что насекомые – это животные, у которых 6 ног; узнавать насекомых на рисунке; выявлять важнейший признак насекомых; пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за растениями на клумбе . Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания. Бережное отношение к культурным растениям.Ценностное отношение к природному миру. | Текущий Фронтальный | 16.10 | Уч. с.32-33, тетр.. с.22-23 |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | Урок-ознакомление с новым материалом | Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; проводить примеры речных и морских рыб с помощью рисунков; приводить примеры речных и морских рыб. | Текущий Фронтальный | 19.10 | Уч. с.34-35, тетр.. с.24 |
15 | Кто такие птицы? | 1 |
Урок-наблюдение | Определять принадлежности животного к группе зверей; знать, что это животные, тело которых покрыто шерстью; знать, что звери выкармливают животных молоком. | Текущий Фронтальный | 23.10 | Уч. с.36-37, тетр.. с.25-26 |
16 | Кто такие звери? | 1 | Урок-ознакомление с новым материалом | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий Фронтальный | 26.10 | Уч. с.38-39, 40-41 тетр.. с.27-28 |
17 | Что окружает нас дома? | 1 |
Урок-наблюдение | Уметь правильно и осторожно обращаться с домашними вещами | Текущий Фронтальный | 9.11 | Уч. с.42-43, тетр.. с.29-30 |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | Урок-ознакомление с новым материалом | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Текущий Фронтальный | 13.11 | Уч. с.44-45, тетр.. с.31 |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Урок зкскурсия | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к природному миру. | Текущий Самоконтроль | 16.11 | Уч. с.46-47, тетр.. с.32-33 |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | Комбинированный урок | Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; знать, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус - модель Земли; приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты; глобус использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты. | Текущий Фронтальный | 20.11 | Уч. с.48-49, тетр.. с.33 |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Выражать свои мысли; обсуждать учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. Выявить знания и умения, приобретённые в процессе изучения раздела «Что и кто?» | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Периодический Индивидуальный | 23.11 | Уч. с.50-54 Тетр. с. 34 |
|
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | Комбинированный урок | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Формировать у учащихся положительное отношение к семье. | Периодический Индивидуальный | 27.11 | Уч. с 56-57 Тетр. с. 35-37 |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Комбинированный урок | Прослеживать по рисунку – схеме путь воды от природных источников к жилищам людей; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий Фронтальный | 30.11 | Уч. с.60-61, тетр.. с.38-40 |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Комбинированный урок | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество ;знать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; | Текущий Фронтальный | 4.12 | Уч. с.62-63, тетр.. с.40-41 |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | Комбинированный урок | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений от отправителя до адресата; различать почтовые отправления (письма, бандероли, посылки, открытки). | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий Фронтальный | 7.12 | Уч. с. 64-65 Тетр. с.42-43 |
26 | Куда текут реки? ПДД. Дорога. Ее элементы и правила поведения на ней. | 1 | Комбинированный урок | Уметь прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду; изготовить «морскую» воду с помощью морской соли. | Текущий Фронтальный | 11.12 | Уч.с. 66-67 Тетр. с.43- 44-45 |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Комбинированный урок | Уметь наблюдать форму снежинок и отображать на рисунках. Понимать происхождение снега и льда. | Текущий Фронтальный | 14.12 | Уч. с.68-69, тетр.. с.45- 46- 47 |
28 | Как живут растения? ПДД Нерегулируемые перекрестки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь наблюдать за ростом и развитием растений; называть этапы жизни растения; знать условия, необходимые для жизни растений; ухаживать за комнатными растениями. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий Фронтальный | 18.12 | Уч. с. 70-71 Тетр.48-49 тетр.48-49 |
29 | Как живут животные? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь рассказывать о жизни животных; доказывать, что животные – живые организмы. | Текущий Фронтальный | 21.12 | Уч. с.72-73, тетр.. с.50-51 |
30 | Как зимой помочь птицам? ПДД Нерегулируемые перекрестки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь наблюдать за птицами;рассказывать о своих наблюдениях; объяснять причины прилета птиц зимой; различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки; подбирать из предложенного подходящий для птиц корм | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Текущий Фронтальный | 25.12 | Уч. с.74-75, тетр.. с.52-54 |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Комбинорованный урок | Уметь определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; сортировать мусор по характеру материала; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении.
| Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающего мира. Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками. Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.78-79, тетр.. с.54-55 |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь исследовать снежинки и снеговую воду на наличие загрязнений; составлять рассказ- сказку на предложенную тему. Знать источники загрязнения; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнения. | Текущий Фронтальный | | Уч. с. 80-81 Тетр. с. 56-57 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | Контроль знаний и умений. | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Периодический Индивидуальный | | Уч. с.82-87 Тетр. с.58 |
Раздел «Где и когда?» (11ч) \
|
34 | Когда учиться интересно? Уч. с.4-5, тетр.. с.3 | 1 | Комбинированный | Уметь сопоставлять условия интересной и успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; | Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учитьсяработпредложенному учителем план Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которы | Текущий Фронтальный | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» Уч. с.6-7 Тетр.с.4-5 | 1 | Комбинированный | Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. | Текущий Фронтальный | | |
36 | Когда придёт суббота? ПДД. Нерегулируемые перекрестки. | 1 | Комбинированный | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.8-9, тетр.. с.6-8 |
37 | Когда наступит лето? | 1 | Комбинированный | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели Научить различать прошлое, настоящее и будущее. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.10-11, тетр.. с.9-10 |
38 | Где живут белые медведи? .ПДД Светофор. Нерегулируемые перекрестки. | 1 | Комбинированный | Уметь находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов.
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Текущий Фронтальный | | Уч. с.12-13, тетр.. с.11-12 |
39 | Где живут слоны? | 1 | Комбинированный | Уметь находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов. Уметь различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.14-15, тетр.. с.12-13 |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Текущий Фронтальный | | Уч. с.16-17, тетр.. с.14-15 |
41 | Когда появилась одежда? | 1. | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. монологичное высказывание, работа в паре Коммуникативные: строить. Формирование адекватной оценки своих достижений Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Фронтальный | | Уч. с.20-21, тетр.. с.15-16 |
42 | Когда изобрели велосипед? ПДД Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь сравнивать старинные и современные велосипеды; рассуждать об устройстве велосипеда; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; знать правила безопасности езды на велосипеде | Текущий Фронтальный | | Уч. с.22-23, тетр.. с.17-18 |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать и определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка; необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее; знать некоторые профессии; знать, что человек и окружающий мир со временем меняются; устанавливать причинно- следственные связи между состоянием окружающего мира и поступками человека | Текущий Фронтальный | | Уч. с.24-25, тетр.. с.18-19 |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Периодический Индивидуальный | | Уч. с. 26-30 Тетр. с. 20 |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Комбинированный | Уметь сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд; наблюдать картину звёздного неба, находить созвездие льва. Получат возможность научиться работать с атласом – определителем; наблюдать картину звездного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в нруппе. Формирование адекватной оценки своих достижений | Текущий Фронтальный | | Уч. с.32-33, тетр.. с.21-22 |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Комбинированный | Знать и анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида; рассказывать об изучении Луны. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.34-35, тетр.. с.22-23 |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? ПДД Поездка в автобусе, трамвае, троллейбусе. | 1 | Комбинированный | Знать и объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); понимать значение дождя и ветра для живой природы; наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.36-37, тетр.. с.23-24 |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | Комбинированный | Исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновении эха; уметь передавать голосом звуки окружающего мира; знать основные правила охраны звука. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.38-39, тетр.. с.25-26 |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Комбинированный | Уметь - называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги; понимать причины возникновения радуги. -высказывать предложения о причинах возникновения радуги; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.40-41, тетр.. с.26-27 |
50 | Почему мы любим собак и кошек? Проект «Мои любимые домашние питомцы» | 1 | Комбинированный | Уметь описывать своего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; обсуждать свое отношение к домашним питомцам. | .Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя | Текущий Индивидуальный | | Уч. 42-45 Тетр. с. 27-29 |
51 | Проект «Мои любимые домашние питомцы» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Наблюдать за домашним питомцем и фиксировать результаты наблюдения; рассказывать об интересных ситуациях, связанных с домашним животным; составлять рассказ о домашнем питомце. | Текущий Индивидуальный | | Уч. 42-45 Тетр. с. 27-29 |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? ПДД Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае. | 1 | Комбинированный | Уметь узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные существа, и исчезает красота природы). | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю Мотивация учебной деятельности | Текущий Фронтальный | Уч. с.46-47, тетр.. с.30-33 | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? ПДД Где можно и где нельзя играть? | 1 | Комбинированный | Уметь определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. | Текущий Фронтальный | Уч. с.48-49, тетр.. с.34 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Комбинированный | Уметь оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека. Получать возможность научиться: на основе наблюдений рассказывать о сне | Текущий Фронтальный | | Уч. с.52-53, тетр.. с.35 |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Комбинированный | Уметь различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.54-55, тетр.. с.36-38 |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Комбинированный | Уметь формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. | Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; | Текущий Фронтальный | | Уч. с.56-57, тетр.. с.38-39 |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Комбинированный | Уметь различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов. | Текущий Фронтальный | | Уч. с.58-59, тетр.. с.39-40 |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Комбинированный | Классифицировать автомобили и объяснять их назначение. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и уловиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы Самостоятельность и личная ответственнсость за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика» Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания | Текущий Фронтальный | | Уч. с.60-61, тетр.. с.41 |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | Комбинированный |
Уметь классифицировать транспорь, корабли в зависимости от их назначения | Текущий Фронтальный | | Уч. с.62-63, тетр.. с.42-43 |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Комбинированный | Текущий Фронтальный | | Уч. с.64-65, тетр.. с.44-45 |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | Комбинированный | Текущий Фронтальный | | Уч. с.66-67, тетр.. с.46 |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | Уметь обобщать сведения о транспорте, троллейбусе трамв Сформировать правила безопасности и спасательным средствам на корабле и в самолете.необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, . | | | Уч. с.68-69, тетр.. с.47 |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | Текущий Фронтальный | | Уч. с.70-71, тетр.. с.48-49 |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Комбинированный | Уметь рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта | Текущий Фронтальный | | Уч. с.72-73, тетр.. с.50-51 |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Комбинированный | Осуществлять поиск существенной информации (из материала учебника, из рассказа учителя, воспроизведению в памяти). | Текущий Фронтальный | | Уч. с.74-75, тетр.. с.52-53 |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | ИтоговыйИндивидуальный | | Уч. с.76-83, тетр.. с.54 |
5