Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского( 1- 7 классы).- Москва: Просвещение, 2007
Программа составлена с учетом:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) (вступил в силу 1.09.2013)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
-Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
-Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5- 9» М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Рабочая программа составлена согласно учебного плана МБОУ « Далековская СШ» на 2016- 2017 учебный год. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе -35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цель учебной рабочей программы: раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна и объёмно - пространственного макетирования
Задачи программы:
Понять эстетическое, функциональное значение выдающихся произведений архитектуры, основных художественных стилей и их связи с конкретной эпохой;
Освоение художественной выразительности искусства архитектуры и дизайна;
Формирование сознательного отношения к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры;
Развитие творческого подхода к культуре прошлого;
Создание совершенствований и оформления архитектурной, природной среды и дизайна.
Планируемые результаты .
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимание изменений видения мира и способов его изображения,
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах( бытовом и историческом, мифологической и библейской темах в искусстве),
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов,
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле,
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира,
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории,
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми,
- о роли художественной иллюстрации,
- о поэтическом( метафорическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства, о разнице сюжета и содержания в картине, о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре,
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины 19- 20 столетия.
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника,
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению,
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне,
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности,
- получить творческий опыт в построении тематической композиции, предполагающей сбор художественно- познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения,
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Содержание программы.
Тема занятий учебного года:
«Изобразительное искусство в жизни человека».- 35 часа.
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 8 часов
Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.
Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов
Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.
3 четверть. Великие темы жизни.- 12 часов.
Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.
Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ - 8 часов.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Тео-рия | Художественно-практическая деятельность | Анализ и интерпретация художеств.про-изведения | Количество часов |
1 | Изображение фигуры челове-ка и образ чело-века | 1 | 1 | 1 | 8 |
2 | Поэзия повсе-дневности | 1 | 1 | 1 | 7 |
3 | Великие темы жизни | 1 | 1 | 1 | 12 |
4 | Реальность жизни и художе-ственный образ | 1 | 1 | 1 | 8 |
Всего 4 4 4 35