Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по воспитательной работе Директор школы
Программа воспитательной работы
«Я и Мир вокруг меня»
рассчитана на пять лет
Составитель:
классный руководитель
5 класса
Пояснительная записка
Все мы живём в нашем быстроменяющемся мире, в котором уровень и требования к жизни становятся всё выше и выше. Наша малая родина, наша страна и наша планета ждут большой отдачи от нас.
И среди всего многообразия аспектов нашей жизни: будь то выбор жизненного пути, выбор профессии, выбор друга или любимого занятия, как принять своё решение правильно и остановиться на нужном? Что может помочь человеку выбрать правильное русло: овладеть любимой профессией, а не ненавистным делом; найти верного друга, а не лжеца; заинтересоваться спортом, а не вредными привычками? Очень сложно ответить чётко на эти вопросы даже нам, взрослым людям, а что тогда говорить о детях, о тех, кто только начинает жить, познавать себя и мир вокруг.
Каждый человек - личность. Личность со своими, только ей присущими характером и волей. У каждого человека должен быть дом, семья, родня. Именно здесь он находит сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самым близким людям человек может доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что его волнует. Человек расширяет свой кругозор, видит прекрасное в окружающем мире по средствам общения с искусством. Общаясь с людьми и постоянно узнавая что-то новое и интересное, он налаживает взаимосвязи с самим собой, обществом, природой. Дети учатся уважать мир вокруг себя.
Главное в программе «Я и Мир вокруг меня» - системный подход к формированию правильной целостной картины мира у школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Программа рассчитана на 5 лет. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования правильного восприятия себя и окружающего мира.
Я и
профессия
Актуальность использования данной воспитательной программы позволяет выделить главную цель: создание условий для успеха каждого ребёнка и самоутверждения его личности с учётом её возможностей.
Задачи:
Формировать потребности школьников к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Формировать уважение к членам семьи.
Воспитывать у школьников эстетические чувства, развивать их творческое мышление.
Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательное отношение к учёбе.
Воспитывать в детях сознательное отношение к народному достоянию, преданность Отчизне и живой интерес к другим странам мира.
Формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.
Принципы деятельности:
Вся работа по реализации данной программы основывается на принципах:
заинтересованности;
активности;
сохранения здоровья;
гуманности;
взаимодействия с семьёй;
индивидуального подхода.
Участники:
учащиеся;
педагоги;
родители;
представители общественных организаций.
Ожидаемый результат:
Высокий уровень самосознания, понимание учащимися ценности человеческой жизни, морально-этических норм. Сформированность представления о дружной, благополучной семье, члены которой готовы всегда прийти на помощь друг другу. Умение видеть прекрасное в окружающей жизни. Осознание учеником роли знаний в жизни человека. Учащиеся должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить.
Направления работы
1. "Кто я? Какой я?"
Задачи:
формировать правосознание и воспитывать ответственность;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
формировать правильное отношение к своему здоровью.
Мероприятия по реализации данного направления
на 20__ -20__ учебный год.
№ п\п | Название мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | "Мой режим дня" | Беседа | 1-ая нед. сентября |
2. | День здоровья | Общешкольное мероприятие | 1-ая нед. сентября |
3. | Акция «Внимание, дети!» профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. "Моя безопасность" (ПДД) | • Общешкольное мероприятие | • Сентябрь, 1 - 4 нед. |
4. | • "Познай себя" • "Нам жизнь дана на добрые дела" | • Благотворительное дело ко Дню пожилого человека попожилого человека. | сентябрь октябрь |
5. | "Азбука нравственности" | Классные часы, беседы | ноябрь |
6. | • "Искусство управлять собой" • "Нам жизнь дана на добрые дела" | • Психолого- педагогический тренинг. • Акция милосердия и благотворительности ко Дню инвалида Экскурсия в ДОСААФ | Декабрь |
7. | Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т. д.) | Игры, упражнения | в течение года | |
8. | "Мой сосед по парте" | Час откровенности, разговоры | ноябрь | |
9. | | Коллективная беседа Классный час | октябрь | |
10. | "Что такое личность?" "Человек среди людей" | Беседы психолога | январь | |
11. | "Гигиена подростка" | Беседы медицинского работника | февраль | |
12. | Антиникотиновая кампания | беседа | октябрь | |
13. | • Декада «Нет плохим привычкам!»/ профилактика употребления ПАВ и асоциального поведения среди детей и подростков. | • В рамках акции "Молодежь против наркотиков" • Общешкольное мероприятие | • | |
2. "Я и семья"
Задачи;
формировать уважение к семье;
воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, мужа, жены.
Мероприятия по реализации данного направления
на 20__ -20__ учебный год.
№ п\п | Название мероприятия | Форма | Время проведения |
|
1. | "Агрессия в семье и школе" | Классный час совместно с родителями | октябрь |
2. | “Переходный возраст. Особенности контакта с подростками” | Родительское школьное собрание | февраль |
3. | "Мама, папа, я - спортивная семья" | Соревнования, конкурсы, праздник | январь |
4. | Поход на природу | Совместный поход с родителями | 1-ая нед. сентября |
5. | «Театр и дети» | Посещение театра | В течение года (по возможности) |
6. | "Славим руки матери" | Праздник с родителями | октябрь |
7. | "Азбука нравственности" | Классные часы, беседы | сентябрь, ноябрь |
8. | "Я и мои родственники" "Я люблю свою маму" "Об отце говорю с уважением" | Конкурс сочинений | в течение года |
9. | "Фотографии из семейного альбома" | Беседа за круглым столом | январь |
10. | "Здесь живет моя семья" | Заочное путешествие | апрель |
Работа с родителями
№ п\п | Название мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Родительские собрания: Выборы родительского комитета. Коммуникативная культура родителей. Ответственность родителей за воспитание детей. Здоровая семья: нравственные аспекты. | Анкетирование | сентябрь ноябрь декабрь апрель |
2. | Индивидуальные беседы | | по субботам каждой недели |
3. | Дни открытых дверей | | по согласованию |
3. "Я и культура"
Задачи:
воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы;
формировать понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
Мероприятия по реализации данного направления
на 20__ - 20__ учебный год.
№ п\п | Название мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | • Экскурсии на художественные выставки • Фестиваль «_________» /нравственно-эстетическое воспитание учащихся | • Экскурсии в краеведческий музей • Конкурс для учащихся, занимающихся в творческих коллективах. | • В течение года (по плану музея) • В течение года |
2. | "Что такое красота?" | Беседа | |
3. | Театр. Живопись. Хореография. Вокал. | Занятия по интересам | В течение года |
4. | Посещение театра | спектакль | В течение года (по плану драматического театра) |
5. | Участие в общешкольных мероприятиях, стихов, рисунков, танцевальный марафон. | Конкурсы, игры | В течение года |
6. | "Фантазии осени", "Краски осени" | Конкурс - выставка плодов, цветов | |
8. | Традиционные русские народные праздники: Рождество, Масленица, Пасха | праздники | 2-ой триместр. |
9. | • "Новогодний сюрприз" • Новогодние мероприятия | • Творческая выставка • Общешкольное мероприятие. | • 4-я неделя декабря |
10. | Конкурс «Частушка русская» | Общешк. конкурс для учащихся. | Январь, 3-4 нед |
11. | Неделя красоты и добра (к Международному женскому дню). | Общешкольное мероприятие для учеников, родителей, педагогов. | Март, 1 нед. |
12. | Смотр - конкурс «Алло, мы ищем таланты!» (заключительный этап конкурса «Кладезь талантов»). | Общешкольное мероприятие. | Март, 4 нед. Апрель, 1 нед. |
4. "Я и школа"
Задачи:
• формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов;
воспитать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
Мероприятия по реализации данного направления
на 20__ – 20__ учебный год.
№ п\п | Название мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Праздник первого звонка | Торжественная линейка, общешкольное мероприятие. | 1 -ая нед. сентября |
2. | "Наши школьные и классные обязанности" | Выбор актива школы и класса, дежурств, распределение поручений | 1-2 недели сентября |
4. | • Декада правовых знаний • "Мои права и обязанности" | • Общешкольное мероприятие. • Беседа по правовым документам. | • Ноябрь, 3 - 4 нед. • декабрь |
5. | День рождения школы | Общешкольное мероприятие. | Декабрь, 2 нед |
6. | "Наша школа в будущем" | Конкурс сочинений | январь |
7. | "Поздравь учителя" (ко дню учителя) | Конкурс поздравлений, выпуск плакатов | начало октября |
8. | "Уютный класс" | Участие в общешкольном конкурсе классных комнат | ноябрь |
9. | Месячник военно-патриотического воспитания учащихся | Общешк.мероприяте, посвященное 23 февраля | февраль |
10. | • Конкурс «Класс года». • Парад классных коллективов (подведение итогов школьного этапа конкурса «Класс года- 2010»). | • Общешкольное мероприятие. | • В течение года. • Апрель, 3-4 нед. |
11. | «Честь и слава школы» | Общешкольное мероприятие. | Апрель, 4 неделя |
12. | Спартакиада школьников | Общешкольное мероприятие. | В течение года 21.09 – осенний кросс |
13. | Соревнования на Кубок директора школы | Общешкольное мероприятие. | В течение года |
14. | Декада Памяти | Общешкольное мероприятие. | Май, 1-2 нед. |
5. "Я и Планета"
Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Мероприятия по реализации данного направления
на 20__-20__ учебный год.
№ п\п | Название мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Цикл мероприятий, посвященных Дню работников леса | Общешкольное мероприятие. | Сентябрь, 1 - 4 нед. |
2, | "Береги природу - наш домн | Беседа | апрель |
3. | Трудовой Десант • "Укрась кусочек планеты" | • Уборка территории вокруг школы | Май, 4 нед. |
4. | Мы в ответе за тех, кого приручили | Рассказы детей, беседы (о своих животных) | декабрь |
5. | "Покормите птиц зимой" | Мастерская кормушек (изготовление кормушек мальчиками) | февраль |
6. | "Мир вокруг нас" | КТД - с элементами игры и викторины | ноябрь |
6. Профессиональное самоопределение учащихся
Задачи:
Первоначальное информирование учащихся о профессиональной деятельности людей и основах выбора профессии;
Знакомство восьмиклассников с основными понятиями профессиологии;
Освоение учащимися технологий выбора (развитие умения выбирать)
Мероприятия по реализации данного направления
на 20__ -20__ учебный год.
№ п/п | Тематика | Кол-во часов по теме |
1. | Выбор в жизни человека | 1 |
2. | Мир профессий и профессиональный выбор | 1 |
3. | Типы профессий. Формула профессий | 1 |
4. | Психологическая карта профессий | 1 |
5 | Как подростку устроиться на работу | 2 |
6. | Профессиональные качества человека | 1 |
7. | Мир наших интересов | 1 |
8. | Наши профессиональные возможности | 1 |
9. | Совершаем выбор (тестирование, групповая дискуссия) | 3 |
10. | Мир профессий (итоговое занятие в форме игры - соревнования групп) | 2 |
11. | Встречи с представителями определенных профессий | (1-3) |
12. | Групповые экскурсии в учреждения и на предприятия | (2-4) |