ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.Ф. СИВКОВА»
г. ПЕРМИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом приказом от 01.09.2021 № 059-08/70-01-06 /4289
Протокол от 27.08.2021 № 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
6 КЛАСС
Составитель:
Усынина Татьяна Александровна
учитель музыки
Пермь, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего. основного общего образования и среднего (полного) общего образования (в редакции приказов Минобрнауки РФ )
В программе «Музыка» 5-7 класс авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов- музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Рабочая программа учебного курса музыка составлена на основании ООП ООО МАОУ «СОШ № 55» на 2021-2022 учебный год;
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно - психических перегрузок учащихся.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважение к своим истокам. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 34 часа. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, игровые формы, устный опрос. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания школьниками художественной картины мира себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями миров музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Основное содержание учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Музыка» в 6 классе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся
применительно к различным формам контроля
по музыке
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «5» ставится, если:
-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
Оценка «4» ставится, если:
- ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
Оценка «3» ставится, если:
-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» ставится, если:
- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику
исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Оценка «5» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» ставится, если:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности;
- пение не выразительное.
Оценка «2» ставится, если:
-исполнение не уверенное, фальшивое.
Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;
Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;
Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;
Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий
Перечень учебно-методического и электронного обеспечения Учебно-методический комплект ориентирован на использование
Учебник «Музыка» 6 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2013.
Фонохрестоматия «Музыка» 6 класс М. «Просвещение», 2007.
Методическое пособие «Музыка 5-6 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2005.
Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн».,
Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»,
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/
Список литературы
Аверкин А. «С песней по России», Изд-во «Советская Россия», М.: 1969 .
Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986
Долуханян А. «Любимые мелодии. Песенник» Изд-во «Советский композитор», м.: 1990.
Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.
Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах., Изд-во «Советский композитор» М.: 1086
«Музыка в школе» №4,5,6, Научно-методический журнал, Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004
Фадин В.В. «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 1997
Календарно-тематический план 6 класс
№ | Тема урока (тип урока) | Кол-во часов | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | ИМО урока | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Предметные УУД | Метапредмет-ные УУД | Личностные УУД |
МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ- 17 часов | | |
1 | Удивительный мир вокальных образов (вводный) | 1 | Что роднит музыкальную и разговорную речь? (интонация) Мелодия- душа музыки Музыкальный образ- это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка. -«гори, гори, моя звезда « П.Булахова, В.Чуевского; -«Красный сарафан» А.Варламова , Н.Цыганова -« Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В Шульгина | Знать -что роднит музыку и разговорную речь; -классификацию музыкальных жанров. Уметь приводить примеры различных музыкальных образов | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. | Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. | ЦОР Аудиокассеты для 6 класса | Закреп-ление получен-ных знаний | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов (Расширение и углубление знаний) | 1 | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор-исполнитель-слушатель» -романс «Жаворонок» для ф-но с голосом М.И.Глинки, Н.Кукольника -« Горные вершины» А.Варламова и А.Рубенштейна; -« Колокольчик А.Гирилева, И.Макарова -« Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В Шульгина | Знать понятия: романс; -способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена ( монолог, диалог) Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций | Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). за развитием музыкальных образов. | Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | ЦОР вокальная музыка- романс. Аудиокас-сеты для 6 класса | Выучить текст песни Закреп-ление получен-ных знаний | | |
3 | Два музыкальных посвящения (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знакомство с шедеврами: вокальной музыки- романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки- «Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М.Глинки -романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки, А.С.Пушкина -«Вальс, Фантазия» М.И.Глинки -песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; -определять приемы развития, форму музыкальных произведений | Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. | Вопло-щать в различных видах музы- кально-творческой деятельности знакомые литератур-ные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся отечествен-ных и зарубежных исполнителей | Аудиокас-сеты для 6 класса | Выучить текст песни Закреп-ление получен-ных знаний | | |
4 | Портрет в живописи (Расширение и углубление знаний) | 1 | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве -«Вальс-фантазия» М.И.Глинки -песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова | Уметь объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений; -выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки | Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. | Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. | Презентация «Портреты» Аудиокассеты для 6 класса | Вспом-нить извест-ных портре-тистов | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» (Сообщение и усвое-ние новых знаний) | 1 | Жизнь и творчество С.В.Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации -романс «Здесь хорошо» С.В.Рахманинова -песня В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; -сравнивать исполнительские интерпретации | Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. | ЦОР Аудиокас-сеты для 6 класса | Вспомнить известные произведения композитора | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя (Сообщение и усвое-ние новых знаний) | 1 | Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства -песня в исполнении Ф Шаляпина: «Песня Галицкого» А.Бородина, «Песня Варлама» М.П.Мусоргского, «Два Гренадера» Ф.Шумана, «Блоха», «Вдоль по питерской», «Дубинушка», русские народные песни. -песня В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; -сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников | Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх- драматизациях. | Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства | Аудиокас-сеты для 6 класса | Закрепить получен-ные знания | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов (Сообщение и усвое-ние новых знаний) | 1 | Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов- старинной русской свадьбы( в том числе включенной в оперный жанр) -русские народные песни: « Матушка, что во поле пыльно» обр. И.М.Матвееав, «Весна» -«Плывет лебедушка» , хор из опреы «Хованщина» М.П.Мусоргского -«На море утушка купалась» р.н.свадебная песня | Знать - особенности народной музыки и жанры народной песни Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; -чисто интонировать мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер | Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх- драматизация | Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. | ЦОР Аудиокас-сеты для 6 класса | определить приемы развития музыка-льных произведений | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения (Сообщение и усвое-ние новых знаний) | 1 | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров –баркаролы. Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными -«Песня венецианского гондольера» Ф.Мендельсона -«Серенада» Ф Шуберта -песня «Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского | Знать понятия: бельканто | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Исполнять музыку, передавая ее художествен-ный смысл. | Аудиокас-сеты для 6 класса | Вспомнить имена известных оперных певцов мира | | |
| Мир старинной песни (Сообщение и усвоение новых знаний) | | Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра- баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства ( литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа -«Баркарола» Ф.Шуберта -баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта, И.Гете -песня Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского | Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада Уметь определять приемы развития музыкального произведения; Выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; -сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений | Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | эстетические потребности, ценности и чувства | ЦОР Аудиокассеты для 6 класса | Закрепить получен-ные знания | | |
9 | Народное искусство Древней Руси (Расширение и углубление знаний) | 1 | Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках . Скоморохи- странствующие актеры. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен -концерт для ф-но с оркестром №1 П.И.Чайковского -« Пляска скоморохов» из опреы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова -русский народный инструментальный наигрыш «Во кузнице» -«Комара женить мы будем» р.н.п. | Знать Особенности развития народной музыки, ее жанры и формы; -особенности музыкального языка народных песен; -роль народной музыки в жизни человека; -кто такие скоморохи | Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | ЦОР Аудиокас-сеты для 6 класса | Назвать народные музыкаль-ные инструменты и имена исполнителей народной музыки | | |
10 | Русская духовная музыка (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древне Руси в историческом контексте. Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром-хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского -«Не отвержи мене во время старости» духовный концерт М.Березовского -«Да исправится молитва моя» П.Чеснокова | Знать основные этапы развития духовной музыки; -понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; Составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений (мелодий) | Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | Видеофрагменты – распевы Аудиокас-сеты для 6 класса | Выучить текст песни | | |
11 | В.Г.Кикта. «Фрески Софии Киевской» (Расширение и углубление знаний) | 1 | Углубленное знакомство с концертной симфонией В.Кикты «Фрески Софии Киевской» Концертная симфония для арфы с оркестром -песня « Будь со мною» Е.Крылатова Ю.Энтина | Знать понятия: фреска, орнамент; Уметь узнавать инструменты, исполняющие основные темы; -определять приемы развития и музыки, ее форму | Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, | Аудиокас-сеты для 6 класса | Повто-рить слова песни | | |
12 | Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва (Расширение и углубление знаний) | 1 | Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В.Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством -«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилина -«Молитва Франсуа Виньона» Б.Окуджавы | Знать понятия : хор, солист, симфония, ударные инструменты Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитва | Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведенихуй я | осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; | Аудиокас-сеты для 6 класса | Выучить слова песни | | |
13 | «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха (Расширение и углубление знаний) | 1 | Мир музыки И.С.Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала -органная токката и фуга ре минор И.С.Баха -«Молитва Франсуа Виньона» Б.Окуджавы | Знать особенности творчества И.С.Баха, стиля барокко; -понятия: токката, фуга, хорал, полифония Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Аудиокассе-ты для 6 класса | Вспомнить известные произведе-ния композитора | | |
14 | Образы скорби и печали (Расширение и углубление знаний) | 1 | Углубленное понимание особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров кантаты, реквиемы. Образцы скорби и печали в религиозной музыке Дж. Перголези и « Реквием» В.А.Моцарта -«Реквием» В.А.Моцарта -«Кармина Бурана» К.Орфа -песня «из вагантов» Д.Тухманова, Л.Гинзбурга | Знать основные факты из жизни и творчества В.А.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; Понятия: кантата, реквием, полифония Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Усвоение традицион-ных ценностей многонационального российского общества; | Аудиокассе-ты для 6 класса | Закрепить получен-ные знания | | |
15 | «Фортуна правит миром» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» | Знать особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна; - кто такие ваганты. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Аудиокас-сеты для 6 класса | Оформ-ление афиши концер-та, его программы эскизов декора-ций к вообра-жаемо-му дейст-вию | | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | История развития авторской пенси от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни гимн «Гаудеамус» -песня Из вагантов» Д.Тухманова Л.Гинсбурга - песни современных бардов «Я не люблю» В.Высоцкого -«пока горит свеча» А.Макаревича, « Милая моя» Ю.Визбора | Знать историю развития авторской песни ; -особенности и жанры авторской песни Уметь называть имена исполнителей авторской песни | Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Презентация на тему « Авторская песня» Аудиокас-сеты для 6 класса | Выучить слова песни | | |
17 | Джаз- искусство ХХ века (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | История развития джазовой музыки, ее истоки . джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки -«Колыбельная клары», « Любимый мой» Дж.Гершвина -песня «Старый рояль» М.Минкова, Д.Иванова | Знать историю развития джаза; -отличительные особенности блюза и спиричуэла -понятия: импровизация, обработка Уметь называть имена джазовых музыкантов | Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | ЦОР (Джаз) Презентация на тему «Джаз» Аудиокассе-ты для 6 класса | Выучить слова песни | | |
МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ – 17 часов |
18 | Вечные темы искусства и жизни (Вводный Расширение и углубление новых знаний ) | 1 | Единая основа всех искусств – жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения и условиям исполнения и восприятия. Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития - музыка Ф.Шопена: -Этюд№12 -Прелюдия№24,7 -полонез ля мажор -песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля, Ю.Левитанского | Знать понятия Вокальная и инструментальная музыка; -камерная и симфоническая музыка; -программная и непрограммная музыка; | Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. | Обнаружи-вать общность истоков народной и профессиональной музыки. | Аудиокассе-ты для 6 класса | Отме-тить основ-ные принци-пы развития музыка-льных произведений | | |
1920 | Могучее царство Ф.Шопена (Сообщение и усвоение новых знаний) | 2 | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры. Инструментальная баллада –жанр романтического искусства -баллада №1соль минор, Этюд№12 Ф.Шопена; -песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля, Ю.Левитанского | Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; -различные жанры фортепианной миниатюры Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. | ЦОР Презентация «Ф.Шопен» Аудиокассе-ты для 6 класса | Закрепить получен-ные знания | | |
21 | Ночной пейзаж (Расширение и углубление новых знаний ) | 1 | Жанр камерной музыки- ноктюрн. Образы «Ночной музыки». Музыка- выражение личных чувств композитора. Картинная галерея -Ноктюрн из «Квартета№2» А.Бородина - песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля, Ю.Левитанского | Знать понятие ноктюрн Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | ЦОР Аудиокассеты для 6 класса | Вспомнить общие названия жанров музыки и изобразительного искусства | | |
22 | Инструменталь-ный концерт (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Зарождение и развитие жанра камерной музыки- инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А.Вивальди «Весна» И.С.Бах «Итальянский концерт» . Особенности стиля барокко -«Весна», «Зима» из цикла «Времена года» А.вивальди -«Итальянский концерт» И.С.Баха -песня «Как здорово…» О.Митяева | Знать понятие инструментальный концерт; -особенности стиля барокко. Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди, и И.С.Бах; Проводить интонационно-образный анализ музыки; -определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительно-го искусства | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластическо-го интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. | ЦОР Аудиокассеты для 5,6 классов | Опреде-лить формы музыкаль-ных произведе-ний Закрепить получен-ные знания | | |
23 | Космический пейзаж (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Знакомство с «новым звуковым миром» через произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж» и Э.Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов -«Космический пейзаж» Ч.Айвза -композиция «Мозаика» Э.Артемьева | Знать понятия синтезатор Уметь называть полные имена композиторов. Проводить интонационно-образный анализ музыки. | Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. | Различать виды оркестра и группы музыкальных инструмен-тов. | Аудиокассе-ты для 6 класса | Повторить слова пес-ни «Как здорово…» О.Митяева Закрепить получен-ные знания | | |
24 25 | Образы симфонической музыки (Сообщение и усвоение новых знаний ) | 2 | Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В.Свиридова -фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» : « Тройка», « Вальс», « Весна и осень», «Романс», « Пастораль». -песня «Не уходи» Н.Зубова -песня «Как здорово…» О.Митяева | Уметь называть полное имя композитора: - проводить интонационно-образный анализ музыки; -определять форму, приемы развития музыки, тембры; | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | Осуществлять исследовате-льскую художественно-эстетическую деятельность. | ЦОР Аудиокассе-ты для 6 класса | Ответы на вопросы учебника ( с. 131) Закрепить получен-ные знания | | |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов (Сообщение и усвоение новых знаний) | 1 | Основной принцип музыкального развития-сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки – контраст. Построение музыкальной формы. Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии №40 В.А.Моцарта и оркестровой сюиты №41 П.И.Чайковского -симфония №40 В.А.Моцарта -«Аве верум» В.Моцарта -«Моцартиана» оркестровая сюита №4 П.И.Чайковского | Знать понятия Увертюра, программная музыка; -строение сонатной формы Уметь называть полное имя композитора; - проводить интонационно-образный анализ музыки Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. | Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность | Аудиокассе-ты для 6 класса | Выучить слова песни «Ольховая сережка» Е.Крылатова, Е. Евтушенко | | |
2728 | Программная увертюра Л.Бетховена «Эгмонт» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 2 | Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л.Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт» -увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена -песня Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко | Знать понятия: увертюра, программная музыка; -строение сонатной формы Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. | Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). | Аудиокассе-ты для 6 класса | Закрепить получен-ные знания | | |
2930 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» (Сообщение и усвоение новых знаний) | 2 | Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии -увертюра-фантазия « Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского -песня «Слова любви» Н.Рота, Л.Дербенева из к/ф «Ромеол и Джульетта» | Знать понятия: Увертюра, программная музыка; -строение сонатной формы Уметь называть полное имя композитора; - проводить интонационно-образный анализ музыки | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). | ЦОР Презентация «Ромео и Джульетта» Видео отрывки из мюзикла Аудиокассе-ты для 6 класса | Выучить слова песни | | |
3132 | Мир музыкального театра (Сообщение и усвоение новых знаний) | 2 | Интерпретация литературного произведения в музыкально-театральных жанрах: балете С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», мюзикле Л.Бернстайна «Вестсайдская история», опере К.В.Глюка, рок-опере А.Б. Журбина «Орфей и Эвридика». | Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки -Уметь называть полные имена композиторов -проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений | Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. | Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования | ЦОР Аудиокассе-ты для 6 класса | Опреде-лить форму, приемы развития и средства вырази-тельно-сти прослу-шанной музыки | | |
3334 | Образы киномузыки (Расширение и углубление новых знаний обобщение знаний) | 2 | Продолжение воплощения сюжета трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа | Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка Уметь -проводить интонационно-образный анализ -определять форму музыкального произведения | Импровизиро-вать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. | Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования | ЦОР Презентация на тему: «Образы в кино» Аудиокассе-ты для 6 класса | Назвать имена композиторов сочиняв-ших музыку к кинофиль-мам | | |
ИТОГО 34 часа