Актуализация знаний | Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с такими понятиями как: «Информация», «виды информации», «источники и приёмники информации». Давайте вспомним, что означает каждое из этих понятий. (Слайд 1,2) Вопрос: Что является источником данного вида информации? (Ответ: зрительная – картина, слуховая – будильник, вкусовая – пирог, обонятельная – цветок, осязательная – плюшевый мишка.) Учитель: Молодцы! Учитель: А теперь предлагаю вам ответить на вопросы теста, результаты которого позволят выяснить, что вы запомнили, какие знания у вас сохранились в памяти, а какие нет. Не огорчайтесь, если вы чего-то не знаете. Оценка за это тестирование не выставляются, однако надо учесть ошибки и повторить то, что вы не знаете. Тестирование по темам «Информация. Источники и приёмники информации» (Приложение 1) Приложение 1 Информация. Источники и приемники. (3 класс) Вариант 1 Отметь нужное Приемником информации могут быть только живые существа Да Нет Отметь нужное. С помощью зрительной информации мы распознаем: цвет запах громкость форму 3. Человек с закрытыми глазами не может воспринимать ____________________ информацию. Информация. Источники и приемники (3 класс) Вариант 2 Отметь нужное Источником информации могут быть только живые существа Да Нет Отметь нужное. С помощью звуковой информации мы распознаем: цвет запах громкость форму 3. Человек языком воспринимает ____________________ информацию.
Учитель: На примере теста вы увидели, что человеческая память не может хранить бесконечное количество информации, что-то забывается. У некоторых людей память лучше, у других хуже, но ни у кого нет безграничной и вечной памяти. Но человечество постоянно получает новые знания, изобретает новые устройства, машины и т.д. и, чтобы передать все свои знания следующим поколениям (детям, внукам, правнукам), требуется эти знания сохранить. |
Изучение нового материала | Учитель: Сегодня у нас гость – Незнайка. Здравствуй, Незнайка! Незнайка: Здравствуйте, ребята! Учитель: Ты, почему такой грустный? Незнайка: Меня Пилюлькин попросил узнать о породах собак, он хочет питомца завести. Я вчера весь вечер читал о них. А сегодня всё забыл. Учитель: Ребята, помогите Незнайке. Расскажите, как можно надёжно сохранить информацию? (Эвристическая беседа) (Дети после обсуждения приходят к выводу, что нужно название породы записать) В своей памяти человек может хранить информацию о событиях, о своих чувствах и эмоциях, о различных фактах и пр. Благодаря тому что человек способен запоминать, он может решать задачи, рисовать, писать, читать, то есть обучаться, может выполнять разную работу. Учитель: Скажите, ребята, все ли человек запоминает и хранит в своей памяти из того, что он видит, слышит, ощущает? (Ответ: Нет) Учитель: Правильно. Сегодня, выполняя тест, мы убедились, что далеко не всё сохраняется в памяти человека и чтобы сохранить информацию, ее надо на чём-то записать. Тема сегодняшнего урока «Носители информации» (Слайд 3) Хранение и передача информации всегда связаны с носителями информации. В древности для этого люди использовали камень, глиняные дощечки, папирус, бересту, пергамент. (Слайд 4) В наше время подобные носители информации можно увидеть только в музеях. Позже люди создали много других носителей информации. Например, бумагу. Учитель: Приведите примеры, какую информацию можно сохранить (записать, напечатать) на бумаге? Учитель: Можно сказать, что бумага является носителем информации. То есть, если мы записали или напечатали на бумаге сообщение, то оно будет долго храниться, его можно передать другому человеку (если он умеет читать). Учитель: Бумага — очень древний и удобный носитель информации: она легкая, занимает мало места, ее можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу. Все, что записано или напечатано на бумаге, может понять только человек. Другие живые существа на земле не могут читать и писать. Существуют и другие носители информации: например, снег. На снегу можно оставить записи, следы. Однако их нельзя передать на расстояние и как только солнышко пригреет, и снег растает, исчезнет и сообщение на снегу. Носителем информации является воздух, если летящий в небе самолёт оставляет в нём след. (Слайд 5) Бывают еще магнитные носители информации. Например, дискеты или жесткий магнитный диск, кассеты для записи и проигрывания речи и музыки в магнитофонах. Есть еще лазерные диски или компакт-диски. Они отличаются от бумаги тем, что человек непосредственно не может прочесть записанную на них информацию. Это можно сделать только с помощью соответствующих технических устройств (Слайд 6)
Вопрос: Какие еще носители информации встречаются вокруг нас? (Ответ: Ткань: надписи на майках, плакатах, сумках, шапочках и пр.) (Слайд 7) |
Физкультминутка | Мы с вами хорошо потрудились и теперь давайте отдохнём. Повторяйте мои движения. Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно. Засиделся ученик – Разминаться нужно. (Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.) Мы сначала всем в ответ Головой покрутим: НЕТ! (Вращение головой в стороны.) (Слайд 8) Энергично, как всегда, Головой покажем: ДА! (Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад.) Чтоб коленки не скрипели, Чтобы ножки не болели, Приседаем глубоко, Поднимаемся легко. (Приседания.) (Слайд 9) Раз, два, три, чеканим шаг. (Ходьба на месте.) Подаёт учитель знак. Это значит, что пора За компьютер сесть. Ура! (Дети садятся за столы.)(Слайд 10) |
Самостоятельная работа | Учитель: А сейчас, ребята, вы с помощью заданий на компьютере проверите, всё ли вы запомнили из того, о чём мы говорили сегодня. Компьютерный практикум урок №3 упражнение №4,5 (Оценить работу учащихся, которые хорошо справились с заданиями) Учитель: А теперь вам предстоит самостоятельная работа. Открываем тетради. (Выполнение заданий в рабочей тетради) Начинаем работу с №1 (соединить стрелками по образцу) Первое задание сначала вы выполняете самостоятельно, а затем мы проверим вместе (один учащийся у доски при помощи маркера выполняет задание на презентации). (Слайд 11 ) Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь поработаем в группах. У вас на столах лежат жетоны разного цвета. Те, у кого жетон красного цвета – первая группа, а вторая группа – те, у кого – зелёные. Выполняем задание № 2 (соединить стрелками по образцу): первая группа выбирает носители, используемые в древности, вторая группа – носители, используемые в наше время. (Слайд 12 ) Подведем итог выполнения второго задания … Итоговый результат: на этом этапе урока 1 место заняла команда …, 2 место - … Молодцы! |