Конспект урока по окружающему миру.
УМК «Школа России»
Тема «Разнообразие животных» (3 класс).
Развивающие:
Развитие познавательной активности;
Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Ход урока
1.Организационный момент. (2 минуты)
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?», а сам думает: «Скажет живая – я её убью, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». И это правда, если мы хотим жить интересно, узнавать что- то новое, а затем делиться этими знаниями, всё в наших руках. Постараемся, чтобы урок был интересным и познавательным.
2.Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)
-Как вы уже заметили, мы с вами сегодня находимся в необычном классе, кто нас окружает? (животные) Мы сегодня находимся в фауне. Кто знает, что такое фауна? ( Словарик дал вот такое обозначение: Фауна- это совокупность животных обитающих на одной местности).
-А кто знает как называется наука изучающая животных? (Зоология, от древне греческого ЗОО- животное, а ЛОГОС-это наука, наука занимающаяся изучением животных). И сегодня я предлагаю вам всем побыть зоологами – учеными, которые занимаются изучением животных. Но прежде, чем преступить к открытию новых знаний, я предлагаю освежить наши знания по данной теме.
3.Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задачи урока. Объявление темы. ( 5 минут)
- Ребята, с какими группами животных мы уже знакомы? (Рыбы, птицы, звери, насекомые). Вывешиваю на доске 4 группы.
-Мне нужны помощники(раздаю картинки, дети выходят к доске 9 человек).
-Как назвать одним словом тех, кто изображен на этих рисунках? (животные)
-Скажите, пожалуйста, они схожи между собой? ( все они разнообразны)
-Теперь подойдите к той группе, к которой относится изображенное животное. И докажите, что вы относитесь ИМЕННО К ЭТОЙ ГРУППЕ.
Звери
Леопард, Ленивец
Рыбы
Щука, рыба Клоун.
Птицы
Орёл, Филлин.
Насекомое
Муравей
Не смогли определить
Морской ёж, Улитка.
В фауну животных определим.
-… , почему ты не смог определить к какой группе относится твое животное? ( не хватает знаний, ни к одной из групп не подходит)
-Исходя из этого ответа, какую цель мы можем поставить для себя на этом уроке? ( выяснить к какой группе относятся данные животные, узнать новые группы животных, изучить их)
-А какова будет тема урока? ( Разнообразие животных)
Знакомство с новым материалом. (7минут)
-Стремясь разобраться в бесконечном разнообразии животных, учёные разделили их на группы. А какие? Это мы сейчас и узнаем.
Дома подготовили сообщения Сережа и Илья об одной из классификаций животных.
Одноклеточные. Самые древние представители животных на нашей планете –одноклеточные. Несмотря на то, что одноклеточные животные состоят из одной клетки, они живут вполне самостоятельно: дышат, питаются, передвигаются, размножаются, то есть в их организмах происходят те же процессы, что и во всех живых телах.
Одноклеточные встречаются в любом водоёме, во влажной почве, в воздухе, в пустыне. Это самые маленькие животные на планете. Увидеть большинство одноклеточных можно при помощи микроскопа. Инфузория - одноклеточный хищник, по форме напоминающий туфельку. Передвигается при помощи ресничек.
(вывешиваю на доске)
В многоклеточном организме - много клеток. Каждая клетка имеет определенную «профессию». Например, одна отвечает за питание (от заглатывания пищи до ее переваривания и всасывания необходимых организму веществ), другая – за движение (а это не только перемещение животного в пространстве, но и действия, необходимые для захвата пищи). Бурый медведь, кит, орёл, заяц, воробей, губки – это многоклеточные животные. Само название говорит о том, что тело таких животных состоит из множества клеток. В многоклеточном организме клетки различны по своему строению и играют разную роль. Все клетки связаны друг с другом, составляют единый организм.
(вывешиваю на доске)
-Молодцы ребята, присаживайтесь. Хорошо поработали.
- С одноклеточными организмами вы более подробно познакомитесь в среднем звене школы, на уроках биологии в разделе «Зоология». Но на этом многообразие животных не заканчивается. Многоклеточные организмы ученые разделили еще на две группы: это позвоночные и беспозвоночные.
- Подумайте и постарайтесь объяснить, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным? (есть позвоночник и нет).
К беспозвоночным животным относятся пауки, насекомые, ракообразные, моллюски.
Рыбы, птицы, звери, змеи (многоклеточные) относятся к позвоночным.
Физкульт.минутка (1 минута)
Поиграем в игру «Пантомима».
Я вам описываю животное, а вы его не называя должны показать, с помощью действий.
Развитие этих животных проходит в несколько этапов. Сначала из яйца появляется гусеница, потом куколка, а потом взрослая особь с красивыми тоненькими крылышками. (Бабочка)
А у этого животного сначала из икринки появляется головастик, потом вырастают ноги и взрослая особь может выходить на сушу. (Лягушка)
4.Изучение новых знаний. (14 минут)
« Картотека»
-Так как мы с вами ученые, зоологи, я предлагаю создать с вами собственную картотеку животных. На партах у вас приготовлены таблички, колонки 2. «Название группы» , «Особенности». Изучая каждую группу животных , мы будем фиксировать их особенности. Рассмотрим, к примеру, уже изученный нами вид «Насекомые». Какие особенности у насекомых? (6 ног) . У нас уже зафиксировано в картотеке.
- Насекомые.
- Вспомните отличительный признак насекомых.(6 ног)
-Начинаем изучение нового вида. Прочтем название( Земноводные) . Не подглядывая в учебник, что мы исходя из названия уже можем сказать об этой группе( вспомним русский язык). Зем, вод.
- Где они обитают? (на суше и в воде).
-Познакомимся с информацией в учебнике, стр.89 находим ЗЕМНОВОДНЫЕ. Читает информацию …., все внимательно следим и слушаем.
-И так, исходя из информации в учебнике, что мы можем зафиксировать в табличку. Какие особенности? (Живут на суше и в воде, имеют голую нежную кожу). Вывешиваю.
Земноводные | Живут на суше и в воде, имеют голую нежную кожу |
Заполняем табличку .
- Пресмыкающиеся или рептилии.
-Учебник стр.90 , закрыли ушки и самостоятельно познакомились с этой группой.
- Какие особенности имеют пресмыкающиеся? (их тело покрыто сухими чешуйками, иногда панцирем).
Пресмыкающиеся или рептилии | Их тело покрыто сухими чешуйками, иногда панцирем. |
Как называется группа следующих животных? (иглокожие).
- Как вы думаете, почему они так называются? (на коже есть иголки). Прочитайте в учебнике об иглокожих.
-Что мы запишем в табличку? ( Имеют иголки)
Самостоятельная работа по рядам в парах. 1 ряд заполнит информацию о червях в парах. 2 ряд- моллюски, 3 ряд- ракообразные. И отдельно от всех поработает … , над группой Паукообразные.
- Группа следующих животных черви. Работал Первый ряд Какая особенность этих животных?(имеют мягкое тело)
- Зафиксируем в табличку.
- Моллюски .
- Какая особенность у Моллюсков? (Имею мягкое тело, панцирь)
- Запишите информацию.
Моллюски | Имеют мягкое тело, панцирь. |
-Следующая группа животных? (ракообразные) . Работал 3 ряд.
- Какая особенность у этих животных? (тело покрыто панцирем, имеется 2 клешни)
-Зафиксируем.
Ракообразные | Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни. |
- Следующая группа животных – паукообразные.
- Какая особенность паукообразных? (8 ног)
«Познавательная минутка»
-А вы знали, что латинское название паукообразных дано по имени рукодельницы Арахны (фото), одной из героинь древнегреческих мифов. Она была великой рукодельницей, и она считала ,что на свете нет равных ей. Но Богиня Афина, которую особо чтут в Древней Греции за её покровительство в рукоделии, решила ее проучить Архану за ее высокомерие. Арахна вызвала Афину на состязание в искусстве ткачетсва и была побеждена. Афина превратила в паука Архану. Вот так поплатилась за свое высокомерие и хвастливость. Захотела она возвыситься над величественной Афиной, а превратилась в противного паука. С тех пор вечно висит паук-Арахна на своей паутине, по-прежнему тянет нитку и ткет свое бесконечное полотно.
5.Закрепление. ( 4 мин+4 мин)
«Распредели животных»
- Огянитесь по классу, как вы уже заметили мы с вами находимся в фауне и нас окружают животные, но вот только проблема , они все потерялись, давайте поможем и определим их к группам, к которым они относятся исходя из нашей таблички их особенностей, внешнего вида.
-Умнички, вы отлично справились с этим заданием! Вы прекрасные зоологи!
Игра «Будь внимателен» (если успеваем)
-Распредели этих животных на 2 группы.(позвоночные и беспозвоночные) Возвращаемся к началу урока.
Червяк- Черви , беспозвоночные.
Пчела- Насекомое, беспозвоночное.
Крокодил- Рептилии, позвоночные.
Паук- Паукообразные, беспозвоночные.
Осьминог- Моллюск, беспозвоночные.
Рак- Ракообразные, беспозвоночные.
Морская звезда- Иглокожие, беспозвоночные.
Лягушки-Земноводные, позвоночные.
6.Итоги урока.Рефлексия. ( 2 минут)
Закончи предложение:
Я вспомнил - …
Я узнал - …
Я научился…
На этом изучение фауны мы не заканчиваем, на следующем уроке мы рассмотрим: ……………………………………………..
7.Домашнее задание.
Приложение для учителя.
Название группы | Особенности |
Насекомые | 6 ног. |
Земноводные | Живут на суше и в воде, имеют голую нежную кожу |
Пресмыкающиеся или рептилии | Их тело покрыто сухими чешуйками, иногда панцирем. |
Иглокожие | На коже иголки. |
Черви | Имеют мягкое тело. |
Моллюски | Имеют мягкое тело, панцирь. |
Ракообразные | Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни. |
Паукообразные | 8 ног. |
Название группы | Особенности |
Насекомые | 6 ног. |
Земноводные | |
Пресмыкающиеся или рептилии | |
Иглокожие | |
Черви | |
Моллюски | |
Ракообразные | |
Паукообразные | |