Конспект урока по истории в 5 классе: «Древнейшие люди»
Дата:
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что именно благодаря труду человек смог эволюционировать.
Планируемые результаты :
Предметные результаты
Находить отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
Умение проследить эволюцию древнейших людей;
Научиться объяснять определения: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;
Проанализировать тот факт, что именно трудовая деятельность помогла древнейшему человеку считаться отличительным от животных.
Метапредметные результаты
Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
Умение извлекать информацию из учебной литературы и наглядных источников и иллюстраций;
Уметь анализировать и логически выстраивать ответ;
Грамотно строить свои умозаключения, давая исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Личностные результаты
Осознание культурного многообразия мира;
Уважение и интерес к истории Древнего мира.
Оборудование: карта мира.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Форма урока:общеклассная (фронтальная).
Организация учебной работы:
I этап - Оргмомент. Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к работе: наличие на столах учебников, атласов, тетрадей.
II этап- Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вопросы для беседы с классом:
-Что изучает история Древнего мира?
-Как вы думаете, с чего мы начнется изучение истории Древнего мира? Что мы будем рассматривать на первых уроках?
Обобщая, говорим ученикам что: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.
Записываем тему урока: Первобытные люди.
-Как вы думаете, кого называют первобытными людьми?
-Какими отличительными признаками они обладают на ваш взгляд?
Ваши варианты верны, давай то обобщим и запишем новое понятие в словарик:
Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств.
Первобытность была самым долгим периодом в истории, так как человек и человеческого общества вначале своего развития шло очень медленно.
Давайте запишем план нашего урока:
Происхождение человека.
Облик первобытного человека.
Орудия труда.
Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.
Овладение огнем.
III этап- Изучение нового материала.
Изучение новой темы начинаем с беседы:
-Как появился человек? Как вы думаете ?
-А как на ваш взгляд появление человека можно объяснить с исторической точки зрения?
Версии:1.божественная(создал бог),2.научная(произошел от обезъяны)
Подводим учащихся к выводу, что человек – прямой потомок обезьяны( запись в тетрадь)
Учитель сообщает, что учение о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.
Ученым точно неизвестно как жили наши древние предки, но у них есть множество предположений.
- А почему нам так мало известно об истории первобытного общества?
-С помощью чего историки узнают о жизни первобытных людей?
-Как вы думаете, насколько давно появился древнейший человек?
Учитель сообщает, что согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2 млн лет назад ( запись в тетрадь)
Давайте откроем учебники на стр. и узнаем : о расселении древнейших людей.
Итак давайте ответим на вопросы :
- Где же жили древнейшие люди?
- Как вы думаете, каковы причины появления первых людей?
- Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?
Давайте предположим как же выглядел первый древний человек( варианты учеников), Давайте посмотрим иллюстрации на стр.которые помогут составить словесный портрет первых древних людей:
Все эти характеристики говорят нам об облике первых древних людей.
В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:
Первый этап
Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке, жил 3-4млн.лет назад
Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам
Второй этап:
Питекантроп (обезъяна-человек),прямоходящий, облик их больше походил на человека, жил 1 млн.лет назад
Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны,речь,кисть руки гибкая и развитая.
Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.
Пользовались огнем
Третий этап:
Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.
Откройте карту на , ответьте на вопросы:
Где жили древнейшие люди?
Где следы их жизни не обнаружены?
Чем древние люди отличаются от людей нашего времени?
Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?
Особенности животных | Особенности человека |
Звероподобные черты Отсутствие речи Небольшой объем головного мозга | Руки освобождены для изготовления для орудий труда Объем мозга больше, чем у обезьян |
Динамическая пауза
Прародина-первоначальное место обитания рода, потомки которого заселяли потом и др-е места.
Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке
Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.
-Что такое орудия труда?
Давайте запишем определение в словарик: Орудия труда – то, чем человек работает.
Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг и умения развивались. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.
Работа с иллюстрациями- рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:
1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?
2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?
Подводим учащихся к умозаключению , что главным отличием древнейших людей от животных было умение изготавливать орудия труда.( запись в тетрадь)
3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.
Первые орудия труда древних людей:дубинка, рубило, палка-копалка, копье,скребок,каменный нож(дерево,камень(кремень)
-Как же древние люди добывали себе пищу?
Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.
Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.
-Как вы думаете, почему?
Подводим учащихся к умозаключению , что древний человек мог выжить только в группе.
Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.
Ребята, давайте запишем еще один термин в словарик: Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
- Без чего человеку было сложно прожить?( без огня)
- Как человеку можно было добыть огонь?(1.высекание искры от удара кремня о кремний,2. Трение палочки о кусок древесины,3.молния,4.пожар,5.извержение вулкана)
Потрите ладошки, что ,вы, чувствуете? тепло? что-то подобное испытывал человек, когда тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь…но на это будет нескоро ,а пока ему предстояло приручить огонь.. и непрерывно дежурить у костра…если «дежурный не справлялся, происходило страшное..
Сунешь ветку в огонь и он твой..это природный огонь.И запылали на стоянках костры.Огонь согревал,отпугивал зверей,а мясо стало вкуснее сырого.
-Что нам дает огонь?(Пища, орудия, свет, тепло, защита)
IV этап-Первичное закрепление, изученного материала.
1. Когда появились первые древние люди? ( 2млн. назад)
2. Где появились австралопитеки (в южной Америке)
3.Что первобытным людям давал огонь? (Пища, орудия, свет, тепло, защита)
VI этап - Рефлексия.
Продолжите предложения:
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»
VII этап- Объяснение домашнего задания.
Пересказ параграфа,знать определения понятий,в тетради нарисовать орудия труда:
Палка-копалка,рубило,дубина.