СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные предложения»

«Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ.
  • «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ.
Что это? Предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Такое предложение имеет только одну грамматическую основу.

Что это?

  • Предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Такое предложение имеет только одну грамматическую основу.
Найдите пример простого предложения Только на востоке, откуда сейчас вставало в огненном зареве солнце, ещё толпятся сизые предрассветные тучки. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. Жаворонки разливают свои весенние песенки над полями, над нивами. Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды.

Найдите пример простого предложения

  • Только на востоке, откуда сейчас вставало в огненном зареве солнце, ещё толпятся сизые предрассветные тучки.
  • С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
  • Жаворонки разливают свои весенние песенки над полями, над нивами.
  • Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды.
 Что это? Сложное предложение, в котором два (или более) простых предложения связаны сочинительным союзом и интонацией.

Что это?

  • Сложное предложение, в котором два (или более) простых предложения связаны сочинительным союзом и интонацией.
Найдите пример ССП? Только на востоке, откуда сейчас вставало в огненном зареве солнце, ещё толпятся сизые предрассветные тучки. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. Жаворонки разливают свои весенние песенки над полями, над нивами. Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды.

Найдите пример ССП?

  • Только на востоке, откуда сейчас вставало в огненном зареве солнце, ещё толпятся сизые предрассветные тучки.
  • С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
  • Жаворонки разливают свои весенние песенки над полями, над нивами.
  • Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды.
Что это? Сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой.  Части сложного предложения связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.

Что это?

  • Сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой.  Части сложного предложения связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Найдите пример СПП? Только на востоке, откуда сейчас вставало в огненном зареве солнце, ещё толпятся сизые предрассветные тучки. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. Жаворонки разливают свои весенние песенки над полями, над нивами. Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды.

Найдите пример СПП?

  • Только на востоке, откуда сейчас вставало в огненном зареве солнце, ещё толпятся сизые предрассветные тучки.
  • С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
  • Жаворонки разливают свои весенние песенки над полями, над нивами.
  • Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды.
познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;   показать различие между предложениями союзными и бессоюзными;   объяснить постановку запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении; формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;   формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.   тренировать внимательность.
  • познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;
  •  показать различие между предложениями союзными и бессоюзными;
  •  объяснить постановку запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении;
  • формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
  •  формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.
  •  тренировать внимательность.
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. Время было ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце. Я встал и подошёл к окну: за стёклами всё было снежно и безмолвно.  2.Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - мороз-воевода дозором обходит владенья свои. 
  • Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.
  • Время было ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце.
  • Я встал и подошёл к окну: за стёклами всё было снежно и безмолвно. 
  • 2.Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - мороз-воевода дозором обходит владенья свои. 
  Тире    Знаки препинания между частями БСП Точка с запятой   Двоеточие

Тире

Знаки

препинания

между частями

БСП

Точка с запятой

Двоеточие

Анализ предложений Восточный горизонт был затянут слоистыми облаками, сквозь них кое-где прорывались первые лучи утренней зари.  Чёрные тени и красные блики двигались по земле, сменяя друг друга; они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
  • Анализ предложений
  • Восточный горизонт был затянут слоистыми облаками, сквозь них кое-где прорывались первые лучи утренней зари.
  • Чёрные тени и красные блики двигались по земле, сменяя друг друга; они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
 Смысловые отношения между частями  БСП:   последовательность, перечисление,  одновременность событий –  ставится запятая. Метель не утихала, небо не прояснялось.  Двери и окна отворены настежь,  в саду не шелохнётся лист.  (И.Гончаров.)  ,  .

Смысловые отношения между частями

БСП:

последовательность, перечисление,

одновременность событий –

ставится запятая.

Метель не утихала, небо не прояснялось.

Двери и окна отворены настежь,

в саду не шелохнётся лист.

(И.Гончаров.)

, .

Смысловые отношения между частями БСП:   обычно если они значительно  распространены и имеют внутри себя  запятые – ставится точка с запятой. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля ;  запотели листья ; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.  (И.Тургенев)  ;  ;  ;   ;  ;  .

Смысловые отношения между частями БСП:

обычно если они значительно

распространены и имеют внутри себя

запятые – ставится точка с запятой.

Бледно-серое небо светлело, холодело,

синело; звёзды то мигали слабым

светом, то исчезали; отсырела земля ;

запотели листья ; кое-где стали

раздаваться живые звуки, голоса.

(И.Тургенев)

;

; ; ; ; .

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром. Она разливается кротким румянцем. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся; синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром. Она разливается кротким румянцем. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся; синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо.

Найдите БСП: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром.  Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся; синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо…
  • Найдите БСП:
  • Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся; синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо…

Запишите предложения. Расставьте знаки препинания в БСП. Постройте схему предложения. 1 группа   Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. 2 группа Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

Запишите предложения. Расставьте знаки препинания в БСП. Постройте схему предложения.

  • 1 группа Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью.
  • 2 группа

Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

1 группа    Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 2 группа Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
  • 1 группа Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.
  • 2 группа

Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Бессоюзное сложное предложение – это… 2. В бессоюзных сложных предложениях могут быть знаки препинания… 3. Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от….
  • Бессоюзное сложное предложение – это…
  • 2. В бессоюзных сложных предложениях могут быть знаки препинания…
  • 3. Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от….
 Вывод: Кроме сложносочиненных и сложноподчиненных предложений есть бессоюзные сложные предложения, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются.

Вывод:

Кроме сложносочиненных и сложноподчиненных предложений есть бессоюзные сложные предложения, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!