1.1. Тренировочные предложения.
1.2. Контролируй себя.
Этапы урока | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. «Организация». | Доброе утро, ребята! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок! | |
II. «Вызов». | - Откройте тетради. Запишите число. | Открывают тетради, записывают число. |
-
Актуализация знаний. | Мы продолжаем изучать раздел «Сложное предложение». Вспомните, какие предложения называются сложными? Основными средствами связи простых предложений в сложные являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) или союзные слова (относительные местоимения). В зависимости от средств связи сложные предложения делятся… Продолжите? Какие предложения называются сложносочинёнными? Какие предложения называются сложноподчинёнными? Какие предложения называются бессоюзными? Какими знаками препинания может отделяться одно предложение от другого в сложном бессоюзном предложении? Объясните постановку знаков препинания в СБП: Федя пожелал мне доброй ночи, дверь заскрипела и захлопнулась. Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на неё зарычала; свинья прошла мимо, задумчиво хрюкая; лошадь где-то вблизи стала жевать сено и фыркать… | Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными. … на союзные (сочинительные и подчинительные) и бессоюзные. Сложносочинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Сложноподчинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами и союзными словами. Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов. Запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире. Значение последовательности действий. Перечисление событий. Части СБП осложнены однородными сказуемыми, деепричастным оборотом. |
-
Работа с предложениями | Прочитайте предложения, которые записаны на карточке. Стремиться вперёд – вот цель жизни. (М. Горький) Наша дружба – солнца яркий свет. (Л. Ошанин) «Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К. Паустовский. Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К. Боуви) Жить – Родине служить. Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать. Назовите знак препинания, который присутствует во всех предложениях Объясните постановку тире в этих предложениях. Тире находится внутри каких предложений? Может ли находиться тире в сложных предложениях? Каких? Мы подошли к теме сегодняшнего урока. Назовите её. Запишите тему в тетрадь. | Читают предложения: Стремиться вперёд – вот цель жизни. (М. Горький) Наша дружба – солнца яркий свет. (Л. Ошанин) «Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К. Паустовский. Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К. Боуви) Жить – Родине служить. Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать. Тире. Объясняют постановку тире. Простых. Может. СБП Тире в СБП. |
-
Мотивирование к учебной деятельности | Заполним таблицу «Знаю-Узнал-Хочу узнать» |
Заполнение таблицы «Знаю-Узнал-Хочу узнать»
Знаю | Узнал | Хочу узнать | Постановку тире в простом предложении | Тире может быть СБП | 1)Правила постановки тире в СБП. 2)Уметь читать СБП. |
|
III. «Осмысление». | | |
Постановка учебной задачи. |
- Посмотрите внимательно на заполненную таблицу «Знаю-Узнал-Хочу узнать» - Сформулируйте учебные задачи на урок.
| Знать значения постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения. Уметь интонационно читать СБП, передавая голосом отношения между частями СБП и пунктуационно оформлять СБП. |
IV. «Открытие». Заполнение таблицы. (Приём «ИНСЕРТ») | Знак препинания | Значение | Как проверить | | | | | Знак препинания | Значение | Как проверить | Тире | 1.Противопоставление. 2.В первом предложении время или условие. 3.Во втором предложении следствие | Союзами а, но и др. Союзами когда и если Союзом так что | |
-
Открытие. | - Назовите значения постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения. (Схемы предложений). - Как нужно читать СБП с тире? Прочитайте предложения из теории. | Используя таблицу, учащиеся отвечают на проблемный вопрос. Тире требует повышения голоса в первой части предложения, продолжительной паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй части. |
V. «Размышление». 1. Тренировочные предложения. | - Внимание на слайд. - Прочитайте задание. Спишите предложения. Объясните постановку тире. Устно произведите синонимическую замену сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Настанет вечер – загорятся на небе звёзды. Май холодный – год хлебородный. Труд кормит – лень портит. Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть. Назвался груздем – полезай в кузов. В суд ногой – в карман рукой. | Выполняют по заданию: читают предложение, объясняют постановку тире, устно производят синонимическую замену. Когда настанет вечер, загорятся на небе звёзды. Если май холодный, то год хлебородный. Труд кормит, а лень портит. Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. Если назвался груздем, то полезай в кузов. В суд ногой, а в карман рукой. |
2.Контролируй себя. | Организует выполнение упражнения 177 (Практика стр.85). Проверка. | 1, 2 предложения у доски, остальные самостоятельно. |
| | |
VI. «Рефлексия». Обобщение результатов урока, подведение итогов. | Обратите внимание на поставленные задачи в начале урока: Знать значения постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения. Уметь интонационно читать СБП, передавая голосом отношения между частями СБП и пунктуационно оформлять СБП. Задачи выполнены? | Отвечают на вопросы. |
Самоанализ | 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
легким / трудным интересно / не интересно | | Дают самоанализ уроку по данным вопросам. |
VII. Домашнее задание. | §216. Выбор: Упр. 180. Упр. 178. | |