Тема урока: Базы данных. Классификация баз данных.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о сущности и разнообразии баз данных;
метапредметные – представление о сферах применения баз данных;
личностные – понимание роли баз данных в жизни современного человека.
Решаемые учебные задачи:
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка ранее изученного материала. Актуализация изученного материала.
Фронтальный опрос:
- Что такое информационная модель?
- Виды информационных моделей.
- Привести примеры разных моделей человека. Для каких задач они используются?
- В чем состоит удобство табличного представления информации?
Задание:
Составить информационную модель человека
1 вариант для библиотеки
2 вариант для медицинской карты
3 вариант для кадрового состава учреждения
3. Объяснение нового материала.
Проблема:
Как найти нужную книгу? | Как найти документ? | Как найти медицинскую карту? |
| | |
Вопрос :
- Как вы думаете, что изображено на рисунках? (коробка с бланками, картотека, база)
- Для чего они нужны? (для хранения информации, для быстрого нахождения информации)
Учитель: Еще совсем недавно базы данных создавались в основном на бумажных носителях: карточки в поликлинике, каталог в библиотеке, картотека в отделе кадров. И вы правы, что важно не только хранить информацию, но быстро ее находить.
Но постепенно такие БД вытесняются электронными, т.е. создающимися на компьютере и хранящимися на дисках. Именно такие базы данных мы и будем изучать на уроках информатики.
И тема нашего урока БАЗЫ ДАННЫХ
Сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться с понятием базы данных и классификацией баз данных.
- А как вы думаете, что такое база данных? (это какое-то хранилище информации в определенном порядке)
Учитель: Мы говорим, что в базе данных должно быть удобно искать информацию.
Что это значит?
Давайте проведем эксперимент:
1. Я раздам вам карточки с одной и той же информацией, но представленную в разном виде:
1 вариант - текст, 2 вариант - таблица.
2. Я задам один и тот же вопрос и первому и второму варианту. Вы должны найти ответ в карточках и ответить. Посмотрим, кто найдет ответ первым.
Карточка для 1 варианта
Расстояние до Полярной звезды - 780 световых лет. Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
Карточка для 2 варианта
Название звезды | Расстояние от Земли (световых лет) | Созвездие | Яркость (раз ярче Солнца) |
Пярная | 780 | Малая Медведица | 6 000 |
Акрукс | 260 | Южный Крест | 2 200 |
Бетельгейз | 650 | Орион | 22 000 |
Спика | 260 | Дева | 2 200 |
Денеб | 1600 | Лебедь | 72 500 |
Ригель | 820 | Орион | 55 000 |
Канопус | 181 | Стрекоза | 6 600 |
Капелла | 46 | Возничий | 150 |
Антарес | 425 | Скорпион | 6 600 |
Арктура | 36 | Волопас | 105 |
Альдебаран | 70 | Телец | 165 |
Вопрос:
Назовите какая звезда самая яркая?
Какая звезда самая близкая?
Какая звезда самая удаленная?
Какой вывод мы можем сделать? Какую информацию удобнее обрабатывать? (удобнее обрабатывать информацию, представленную в виде таблицы, то есть имеющую структуру)
Какие еще структуры вы можете назвать (из темы «Моделирование»)?
Учитель: А теперь мы с вами попробуем вывести научное определение "база данных"
Задание.
1. Используя различные источники информации (компьютер - выход в интернет, энциклопедии, учебники информатики различных авторов) давайте найдем , что называется базой данных.
2. Заполните таблицу.
ВИКИПЕДИЯ сводная энциклопедия | «Информатика и ИКТ» для 9 класса, авторы: И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова | «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса, автор: Н.Д. Угринович | «Информатика» учебник для 9 класса Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю |
| | | |
Итак, можем сформулировать определение:
База данных (БД) – это организованная совокупность данных о конкретном объекте, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти и постоянного применения.
Основное назначение БД хранение больших массивов данных, которыми можно манипулировать.
Примеры баз данных: записная книжка, словари, справочники, энциклопедии, архивы различных документов и пр.
Учитель: Базы данных классифицируются по разным признакам. А по каким именно признакам вы узнаете из учебника.
Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом учебника и заполняют следующую таблицу.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ |
по характеру хранимой информации | по способу хранения данных | по структуре организации данных |
1. 2. | 1. 2. | 1. 2. |
4. Первичное закрепление новых знаний.
Тест.
1. Наиболее распространенные в практике базы данных:
распределенные;
иерархические;
сетевые;
реляционные
2. Сетевая база данных – это?
БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц
БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;
БД, в которой записи расположены в произвольном порядке;
БД, в которой принята свободная связь между элементами разных уровней.
3. В реляционной базе данных информация организована в виде:
сети;
иерархической структуры;
дерева;
прямоугольной таблицы
4. Иерархическая база данных – это?
БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц;
БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;
БД, в которой записи расположены в произвольном порядке;
БД, в которой существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным иерархическим связям горизонтальные связи.
Задание. Описанную в тексте биологическую классификацию представьте в виде графа.
Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, кошачьих и др. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, фенеков, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др.
5. Домашнее задание.
Читать и учить конспект.
Найти, где еще применяются базы данных.
Создайте иерархическую модель родословной Вашей семьи.
Построить по следующему тексту таблицу.
Окончания прилагательных
Прилагательные мужского рода имеют в именительном падеже окончания -ой/-ый(-ей).
Прилагательные женского рода имеют в предложном падеже окончания -ой/-ей.
Прилагательные мужского рода имеют в дательном падеже окончания -ому/-ему.
Прилагательные среднего рода имеют в винительном падеже окончания -ое/-ее.
Прилагательные женского рода имеют в именительном падеже окончания -ой/-ый(-ей).
Прилагательные среднего рода имеют в родительном падеже окончания -ого/-его.
Прилагательные мужского рода имеют в творительном падеже окончания -ым/-им.
Прилагательные женского рода имеют в дательном падеже окончания -ой/-ей.
Прилагательные среднего рода имеют в именительном падеже окончания -ое/-ее.
Прилагательные мужского рода имеют в предложном падеже окончания -ом/-ем.
Прилагательные среднего рода имеют в творительном падеже окончания -ым/-им.
Прилагательные женского рода имеют в родительном падеже окончания -ой/-ей.
Прилагательные мужского рода имеют в винительном падеже окончания -ой/-ый(-ей).
Прилагательные среднего рода имеют в предложном падеже окончания -ом/-ем.
Прилагательные женского рода имеют в винительном падеже окончания -ую/-юю.
Прилагательные женского рода имеют в творительном падеже окончания -ой/-ей.
Прилагательные среднего рода имеют в дательном падеже окончания -ому/-ему.
Прилагательные мужского рода имеют в родительном падеже окончания -ого/-его.