СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по информатике на тему: База данных.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Дать понятие баз данных, структуры баз данных, классификации базы данных.

Задачи:

  • Показать основные приемы обработки баз данных.

 формировать правильные представления, связанные с организацией хранения информации на компьютере и доступа к ней, формирование знаний о классификации базы данных.

  • Развивать умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли,
  • понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека. Расширять связи с другими учебными дисциплинами, способствовать формированию чувства коллективизма и здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды;

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Форма работы: фронтальня, индивидуальная групповая

Прогназируемый результат:

Должны знать: назначение базы данных, структуру БД, классификации и их назначение.

Должны уметь: пострить схемы базы данных, выделять главное, логически излогать мысли, преобразовать информацию в таблицу.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по информатике на тему: База данных.»

Открытый урок по информатике в 11 «А» классе.

Дата 17.10.2016

Учитель Бердибаева Д.Б.

Тема урока: База данных.

Цель урока:

Дать понятие баз данных, структуры баз данных, классификации базы данных.

Задачи:

  • Показать основные приемы обработки баз данных.

 формировать правильные представления, связанные с организацией хранения информации на компьютере и доступа к ней, формирование знаний о классификации базы данных.

  • Развивать умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли,

  • понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека. Расширять связи с другими учебными дисциплинами, способствовать формированию чувства коллективизма и здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды;

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Форма работы: фронтальня, индивидуальная групповая

Прогназируемый результат:

Должны знать: назначение базы данных, структуру БД, классификации и их назначение.

Должны уметь: пострить схемы базы данных, выделять главное, логически излогать мысли, преобразовать информацию в таблицу.



Структура урока:

  1. Орг.момент.

  2. Фронтальный опрос. Актуализация знаний.

  3. Новая тема

  4. Закрепление урока

  5. Практическая работа

  6. Итог урока

  7. д/з

  8. Выставление оценок




Ход урока

  1. Орг.момент.

Проверка отсутствующих учащихся.



Кто не смотрит вперед, тот остается в позади

Д.Герберт.



  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

  1. Необходимо ли определение совместимости программ и оборудования для установки на новый компьютер?

  2. Опишите порядок удаления программ в ОС Windows

  3. Какие проблемы в работе ОС встречаются чаще всего?

  4. Какие меры нужно предпринимать при медленной работе операционной системе?

  5. В каких случаях может понадобиться восстановление системы?

  6. Опишите порядок создания точки восстановления системы.


Хорошо ребята

Представьте себя в роли директора вашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведение учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояния здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива. 
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников)
С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с одной из баз данных – Microsoft Access.
Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам.

3. Объяснение нового материала

– Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора.
Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков.
Что вы считаете для учеников признаками? (Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)
Для каждого ученика мы можем конкретизировать наши признаки и будем получать значения признаков.
Разобрать пример с книгами.
Итак, поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.

Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо в ручную, либо автоматически (определение записать в тетрадь).
Информационно-поисковая система состоит из двух частей:

  • большой, специально организованной совокупности данных (она называется базой данных);

  • программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных) (записать в тетрадь).

В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных.





Определение БД И СУБД

База данных (БД) – это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных.

 

Информация, которая хранится в БД, как правило, относится к некоторой конкретной предметной области.

Например, базы данных:

  • книжного фонда библиотеки,

  • кадрового состава предприятия,

  • 09,

  • законодательных актов уголовного права,

  • современной музыки.

БД делятся на фактографические и документальные.

Фактографические БД содержат короткие сведения об объектах, поданные в точно определенном формате (1-3), например, Автор, название, год издания …

В документальных БД содержится информация разного типа: текстовая, звуковая, графическая, мультимедийная (4, 5). Например, БД современной музыки может содержать тексты и ноты песен, фотографии авторов, звуковые записи, видеоклипы.

 

Сама по себе БД содержит только информацию – «Информационный склад» –и не может обслуживать запросы пользователя на поиск и обработку информации. Обслуживание пользователя осуществляетСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ ДАННЫХ.СУБД – Это ПО, которое позволяет создавать БД, обновлять и дополнять информацию, обеспечивать гибкий доступ к информации. СУБД создает на экране компьютера определенную среду для работы пользователя (интерфейс), и имеет определенные режимы работы и систему команд. Именно на основе СУБД создаются и функционируют информационно-поисковые системы( WWW).

3. Типы СУБД

Известны 3 способа организации информации в БД и связей между ними:

  • Иерархические (в виде дерева),

  • Сетевые,

  • Реляционные.

 

  • Иерархические. Существует строгая подчиненность элементов: один главный, остальные подчиненные. Например, система каталогов на диске.


















 

  • Сетевая БД более гибкая: нет явно выраженного главного элемента и существует возможность установления горизонтальных связей. Например, организация информации в Интернете ( WWW).

 















  • Наиболее распространенными являются реляционные БД.

 

4. Реляционная СУБД. Таблица, запись, поле.

Реляционной (от английского “ relation” - отношение) называется БД , которая содержит информацию, организованную в виде прямоугольной таблицы.

























Каждая строка таблицы содержит информацию об одном конкретном объекте БД (книге, сотруднике, товаре), а каждый столбец – конкретную характеристику этого объекта (фамилия, название, цена). Строки такой таблицы называются записями, столбцы – полями.

Каждая запись должна отличаться от другой значением хотя бы одного поля, которое называется ключом.Ключевое поле – это поле или группа полей, которые однозначно определяют запись. Например, табельный номер сотрудника, код изделия, номер автомобиля.

 

Таб_№

ФИО

Дата_рожд

Дата_приема

Должность

Оклад

001

Иванов И.И.

12.05.65

1.02.80

директор

1000

002

Петров П.П.

30.10.75

2.03.95

бугалтер

500

003

Сидоров С.С

4.01.81

4.06.00

исполнитель

100

 

Каждое поле имеет свой формат и тип. Реальные БД состоят, как правило, из нескольких таблиц, связанных между собой каким-нибудь полем и, при запросе к такой БД можно использовать информацию из разных таблиц.

Задание

Какому типу БД можно отнести эту таблицу


Таблица №1.


Аэропорт

назначения

Номер

рейса

Тип

самолета

Дни

отправления

Время

Отправления

Астана

320

ТУ-154

1,3,5

16-20

Алматы

308

АН-24

4,7

17-35

Караганда

3107

Ту-134

1,3,5,7

8-40


Ответ: Данная структура имеет форму прямоугольной таблицы. База данных, поддерживающая такой вид структуры, называется реляционной (записывают виды баз данных). Каждая строка этой таблицы есть совокупность значений признаков, относящихся к конкретному объекту. Такую строку называют записью, а столбцы – полями записи.
















Схема №2

Какому типу БД можно отнести эту схему




























Ответ

Дерево на этой схеме содержит несколько классов: Каждый из этих классов также описывается своипризнаки, например: 11 класс (литеры, фамилия); 10 класс (литеры, фамилии учеников);
База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется иерархической 






Схема 3



Ответ:

Проиллюстрировано, по какому предмету занимаются какие ученики.
База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется сетевой (ученики записывают в тетрадь).

Закрепление темы


Поанализируйте текст «Реки Казахстана». Преобразуйте информацию в таблицу базы данных. Подпишите тип БД.


Задание

Перетащить правильные ответы

База данных – это файл специального формата, содержащий информацию, которая имеет заданную структуру.

Сетевая база данных – это набор узловы, в которых каждый может быть связан с каждым.

Реляционная БД – это основана на отношениях между таблицами, которые содержат информацию.

Иерархическая БД – совокупность объектов различного уровня, причем объекты нижнего уровня подчинены объектами верхнего уровня.


Итог урока

На этом уроке вы познакомились с базами данных, их назначением, областями применения, типами, моделями СУБД, этапами проектирования БД.


Д/з подготовить ответ на тест стр. 65



Задания

Баллы



1




2




3




4




5




6





















Лист самооценки ____________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!