СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе "Базы данных. Системы управления базами данных."

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный урок является основным в разделе базового курса «Информатики и ИКТ», он относится к современной области компьютерных информационных технологий – технологии работы с базами данных. Ученики подробно знакомятся с основными объектами базы данных. Используя приобретенные знания, занимаются практической деятельностью. Цель урока: формирование основных понятий и умений по теме «Базы данных».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, с классификацией БД;

  • показать практическое применение теоретического материала;

  • дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.

Развивающие:

  • способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;

  • развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

  • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы;

  • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

  • воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе

Средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, набор ЦОР.

Программное обеспечение: Ms Access, Ms PowerPoint 2007, Media Player Classic (или Adobe Flash Player).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе "Базы данных. Системы управления базами данных."»

Предмет: Информатика и ИКТ.

Тема: Базы данных. Системы управления базами данных.

Продолжительность: 2 урока (по 45 минут).

Класс: 9

Аннотация: Данный урок является основным в разделе базового курса «Информатики и ИКТ», он относится к современной области компьютерных информационных технологий – технологии работы с базами данных. Ученики подробно знакомятся с основными объектами базы данных. Используя приобретенные знания, занимаются практической деятельностью.


Тема: Базы данных. Системы управления базами данных.

Тип урока: комбинированный урок.

Изучаемые вопросы:

  1. Определение информационной системы.

  2. Определение БД И СУБД.

  3. Типы СУБД.

  4. Реляционная СУБД. Таблица, запись, поле.

  5. Знакомство с СУБД Ms Access.

    • Основные объекты СУБД Ms Access.

    • Создания таблиц.

    • Типы данных и их свойства.

  6. Выполнение практических работ.

  7. Закрепление нового материала.

  8. Итоги урока.

Цель урока: формирование основных понятий и умений по теме «Базы данных».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, с классификацией БД;

  • показать практическое применение теоретического материала;

  • дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.

Развивающие:

  • способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;

  • развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

  • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы;

  • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

  • воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе

Средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, набор ЦОР.

Программное обеспечение: Ms Access, Ms PowerPoint 2007, Media Player Classic (или Adobe Flash Player).



Основные этапы урока:

Ход урока

Время (мин.)

1 урок

1. Организационный момент
(приветствие и проверка отсутствующих)



2

2. Цель и план работы на уроке

3

3. Введение знаний.

37

4. Домашнее задание.

3

2 урок

5. Выполнение практических работ на компьютере



35

6. Подведение итогов обучения

6

7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

4



Содержание:



Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть!

- Садитесь.

- Есть ли отсутствующие?

- Здравствуйте!

Садятся.

Называют отсутствующих.

  1. Цель и план работы на уроке

- Мы сегодня с вами познакомимся с одним из средств хранения большого объема информации.

- Давайте запишем дату и тему сегодняшнего урока «Базы данных. СУБД».

- Сегодня мы познакомимся с новым методом применения компьютера при обработке информации




Записывают дату и тему урока.

  1. Введение знаний





















Показ презентации «Урок с использованием ИКТ».


Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы запомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников? А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива?



С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.

Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора.
Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков.

Что вы считаете для учеников признаками?



Поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.


Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо вручную, либо автоматически



Информационно-поисковая система состоит из двух частей:

  • большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных);

  • программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных)












(Комментарии из интерактивных слайдов)


























(В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)


























(Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)





Записать определение ИПС.


БД классифицируются:

  1. по характеру хранимой информации

    1. фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)

    2. документальные (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)

  2. по способу хранения данных

    1. централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)

    2. распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)

  3. по структуре организации данных

  1. реляционные – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)

  2. иерархические

  3. сетевые


Запись – информация об одном объекте.

Поле – характеристика объекта (атрибут)

Имя поля – название поля (заголовок)


Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.


Первичный ключ в БД – это поле или совокупность полей, значение которого не повторяется у разных записей.


Основные объекты БД:

1.Таблицы – основная часть любой БД (состоит из строк – записей и столбцов – полей).

2. Запросы – используются для выборки, поиска, сортировки данных.

3. Формы – используются для удобного представления и ввода информации на экране.

4. Отчеты – предназначены для вывода данных на печать.


Основные типы данных:

- текстовый – алфавитно-цифровые данные;

- МЕМО – текст любого размера;

- числовой – числовые данные;

- дата/время;

- денежный;

- счетчик – автоматическая нумерация записей;

- логический («да», «нет», «true», «False», 0 или 1)


Запуск MS Access: Пуск – Все программы -Microsoft Office – Microsoft Access 2003.

  1. Первичное закрепление знаний в виде выполнения практической работы.

- А сейчас я вам предлагаю закрепить полученные сегодня знания, выполнив две практических работы.



Выполняют практические работы за компьютерами.

5. Подведение итогов обучения

Просмотр презентации (продолжение).

Итак, вы научились создавать и заполнять таблицы, вносить информацию через форму. Давайте подведем итог сегодняшнего занятия.

  • Что понимают под ИПС?

  • Что такое БД и СУБД?

  • Какой тип базы данных мы сегодня изучили? Что для него характерно?

  • Назовите основные объекты базы данных Ms ACCESS.

Отвечают на поставленные вопросы.


6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Задание: Определите структуру (состав полей), ключи, типы и формат полей для реляционных баз данных под такими названиями:

  1. Страны мира

  2. Мои одноклассники

  3. Кинофильмы

  4. Телефонный справочник

  5. Мои посещения врача

Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!