Анализ работы школьной библиотеки
за 2021-2022 учебный год
Информационная справка о библиотеке
Помещение библиотеки очень маленькое. Библиотека не имеет хранилища и читального зала. Учебники и художественная литература размещены на обновлённых стеллажах. Есть небольшая, на 4 посадочных места, читальная зона. Кадровое обеспечение: 0.5 ставки библиотекаря.
Техническое оснащение, его использование: 1 компьютер, 1 МФУ. Компьютер подключен к Интернету. Техника используется ежедневно. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Работа библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки на текущий учебный год.
Библиотечный фонд в течение учебного года не пополнялся. Приобретались только учебники. Недостающими учебниками учащиеся были обеспечены через обменный фонд школьных библиотек района. В течение года в библиотеке работал библиотечный совет. Члены РДШ в течение учебного года проводили совместно с библиотекарем беседы о сохранности учебной литературы, рейды по классам с проверкой состояния учебников.
Количество читателей библиотеки составляет 105 человек:
обучающиеся начального звена – 39 человек;
обучающиеся среднего звена – 41 человек;
обучающиеся старшего звена – 7 человек;
учителя – 12 человек;
технический персонал – 2 человека.
родители – 6 человек
Используемые в образовательном процессе учебно-методические комплекты соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Обеспеченность учащихся 1 – 11 классов учебной литературой в 2020-2021 учебном году составила 100%. Учебная литература закупается согласно заявкам ОУ. Недостающие учебники – «Родной язык», «География» 8 класс издательства «Полярная звезда» (не были закуплены), «ОБЖ» 9 класс (не были закуплены) и комплектов учебников для 2 и 4 класса (в прошлом году их поступило меньше, чем было заказано). При организации учебного процесса использовались учебники из обменного фонда библиотек Ялуторовского района.
Вся деятельность библиотеки направлена на реализацию поставленных задач:
обеспечение возможности наиболее полного доступа к информационным ресурсам,
формирование информационной культуры личности,
В библиотеке есть особая «книжная» атмосфера, которая подкрепляется интересными событиями: книжные выставки, библиотечные часы, выставки-досье, литературные вечера. Ведется пропаганда книг из списка «100 книг, рекомендованных подросткам», «А у нас, а у нас книга новая для вас», «Читаем книги о войне». Приняли активное участие во всероссийской благотворительной акции «Неделя детской книги-2022», организованной Союзом детских и юношеских писателей; общероссийской акции «Подари книгу библиотеке»; международной акции «Читаем детям о войне» (май 2022 г.), участие во Всероссийской акции "День поэзии", участие во всероссийской акции «Неделя живой классики»-2022 (06.12-12.12.2022).
С целью поддержки и развития чтения учащихся учащиеся принимают участие в различных конкурсах:
конкурс «Живая классика» - Загулин Михаил – 6 класс, Бородкина Софья – 9 класс, Бабинцева Виктория- 6 класс, Симаков Захар – 9 класс;
муниципальный конкурс «Джалильские чтения» - Латыпова Алина - класс, Загулин Михаил -6 класс;
муниципальный конкурс «Самый талантливый читатель» - Чумакова Екатерина – 5 класс, Ботнарюк Юлия – 3 класс, Фадеева Софья – 2 класс (2 место);
всероссийский конкурс чтецов «Шевченковские чтеня» - Елохин Кирилл – 3 класс, Богомолов Игнат – 3 класс.
Учителями начальных классов ежедневно используются пятиминутки чтения. А в рамках празднования Международного месячника школьных библиотек и Недели детской и юношеской книги в школе ежегодно проходят Громкие чтения художественных произведений. Так совместно с учителем русского языка и литературы Смарыгиной Ларисой Михайловной прошли Громкие чтения в 5 класса (В.Драгунский «Денискины рассказы») и в 8 классе повесть В.Осеевой «Динка»). В 1 классе дети читали книги К.И.Чуковского и рисовали рисунки, во 2, 4 классе - юмористические произведения М.Зощенко и заполняли читательские дневники.
В своей работе использую инновационные формы. Это электронные познавательные игры, буктрейлеры, акции, выставки-инсталляции, виртуальные выставки, медиа презентации и т.д. Буктрейлеры очень понравились старшеклассникам. Они с удовольствием снимали короткие видеоролики. Также учащиеся 9, 11 классов участвовали в дебатах «Плюсы и минусы электронной книги», «Что читает молодёжь». В большинство мероприятий я включаю игровые элементы: литературные игры, викторины, путешествия, конкурсы, брейн-ринги, КВНы и другие. Арт-встреча — встреча с искусством. Встреча с местными поэтессами Чумаковой Т.В. и Егоровой Г.Н. Встреча с фотографом Долгих И.А. Встреча с Хабаровой К.Г.- руководителем театральной студии «APRIORI»
Поэтическая горница – поэтическая встреча в обстановке народного быта. Разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйка вечера - народная сказительница-мероприятие в рамках Диалога поколений.
Рекламная акция «Книжное конфетти» На столах в библиотеке рассыпаны конфеты, шоколадки, к которым прикрепляются фантики с цветными рекламками книг и журналов для молодежи, отзывами о прочитанных книгах, слоганами с приглашением к чтению, адресом библиотеки. Конфеты с рекламой участники акции уносят с собой, чтобы предложить своим друзьям и знакомым «попробовать сладкий вкус книги и чтения».
«Библиотечный бульвар». Мероприятие проводилось на улице с целью рекламы книги и чтения. Дети иллюстрировали эпизод понравившейся книги. Мы выходили на улицу, подходили к прохожим. Ребёнок рекламировал книгу и приглашал взрослых и детей в библиотеку.
«Мастер-классы». К праздничным датам. Обязательно проводим беседу об этом празднике, оформляем книжную выставку, делаем поделки.
«Поэтический звездопад». Громкие чтения стихотворений поэтов-юбиляров или книг-юбиляров. Снимаем небольшие видеоролики. Наглядно – информационной формой является Библиотечный квилт.
Информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование, СПИД, рукоделие, исторические события, праздники, знаменательные даты и др.
Зимние сюжеты» – библиотечный квилт, который включает зимние рассказы, стихи, песни, «морозные воспоминания» читателей.
«Почитай, не пожалеешь!» – содержит рекомендуемые читателями книги.
«Интересное о родном крае» – квилт из ответов на вопросы, которые читатели оставляют в течение недели: «Что для вас значит «Малая Родина», «Какие достопримечательности края вы знаете», Библиотечный квилт можно использовать в наглядной и массовой формах работы.
«Летний читальный зал». У нас нет возможности организовать летние читальные залы в удобных людных местах, мы просто выходим на улицу. В школьном дворе проводили конкурс стихов «Здравствуй, осень!», «На солнечной поляночке». Возле памятника читали произведения к дню Победы.
«Я рисую книгу». Создание своей первой книги, когда участники сами выбирают формат, оформляют обложку, иллюстрации и сочиняют свою историю. Все созданные книги ребята демонстрируют друг другу, а желающие декламируют свои истории.
Среди акций в помощь продвижению чтения и книги можно выделить флешмоб – заранее спланированная массовая акция. Эту акцию мы проводим с активистами РДШ. «Перемена с книгой».
На определенной перемене в руках у участников акции появились книги, литературные журналы, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Учащиеся, кто вслух, кто про себя читают свою любимую книгу, при этом то, выстраиваясь в
круг, то просто бродя по коридору. Всё действие было направлено на привлечение внимания других учащихся к читающим.
Каждый библиотекарь стремится к тому, чтобы к нему шли дети. Сюда входит все – и умение себя показать, и быть эрудированным, тактичным и справедливым. Надо, чтобы у детей возникла потребность общения с библиотекарем, чтобы для них всегда была открыта дверь в школьную библиотеку.
Совершенствование профессионального мастерства (курсы, участие в работе МО, конкурсах, размещение материалов в печати и т.д.)
Участие в районных МО библиотекарей;
Выступление на МО по теме «Массовые формы работы с читателями ( из опыта работы)».
Заполнение страницы «школьная библиотека» на сайте «Инфоурок»
Участие в семинаре – презентации «Создание электронной библиотеки в общеобразовательной организации от проекта до реализации». (9.11.2021 г.)
Участие в научно-практической конференции «Реализация ФГОС ОО».
Участие в онлайн-конференциях:
«ВнеКлассные чтения» – 23.11 – 25.11.2021 г.
«Библиотека в цифровую эпоху 2022 г. – 28.04.2022 г.
Участие в онлайн-собрании «Адаптация детей к детскому саду и школе через книги» - 28.04.2022 г.
Участие во всероссийском конкурсе «Словарный урок»
Участие во всероссийской олимпиаде «Особенности работы педагога-библиотекаря в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС» - диплом победителя.
Участие в муниципальном конкурсе «Лучщий библиотекарь» - диплом лауреата.
Индивидуальная и массовая работа с читателями
Выставка учебных и методических пособий к предметным неделям, научно-практическим конференциям
Размещение информации, заметок, объявлений на сайте школы.
Выступление на родительских собраниях по теме: «Права и обязанности пользователей библиотеки», «О сохранности учебников»
Игра «Путешествие в страну сказок»
2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Библиотека начала работать над проектом «культурное наследие народов России». Прошли мероприятия «Рождественские посиделки», «Масленица». Оформлена выставка «Народные игрушки» ребята 1-5 классов приняли участие в сетевой онлайн-викторине «Богатство русского фольклора».
Неделя детской книги:
К 140-летию со дня рождения К.И.Чуковского:
громкие чтения книг этого замечательного писателя;
участие во всероссийском конкурсе рисунков.
«Народные и авторские сказки- кладовая ума, добра и мудрости». Викторины.
1 апреля для учащихся - обзор юмористических книг, которые поступили в библиотеку.
Онлайн-встречи Союза детских и юношеских писателей с современными детскими писателями Василисой Кошкиной (Ириной Черновой), Светланой Горевой, Евгенией Бахуровой, Майей Лазаринской.
Участие во Всероссийской благотворительной акции "Неделя детской книги - 2022".
Библиотечные уроки
Первое посещение библиотеки. Правила обращения с книгой. – 1 класс.
Правила пользования библиотекой.Что читать второкласснику. – 2 класс.
Роль книги в жизни человека. История создания Книги. - 3 класс.
История алфавита. Иллюстраторы детских книг. – 4 класс.
История книги. Дневник читателя. – 5 класс.
В гости с книгой. Самый смешной рассказ. – 6 класс
Поэты и писатели земли Тюменской. Справочная литература. – 7 класс.
Периодические издания для подростков и молодежи. Жизнь замечательных людей. – 8 класс.
Удивительный мир поэзии. Далекому мужеству поклон . Я - выбираю профессию. – 9 класс.
Вести со всей планеты. Жизнь прекрасна-не трать ее напрасно . Ах, эта классика. – 11 класс.
Книжные выставки
К знаменательным и юбилейным датам
Посвящённые книгам-юбилярам.
Социальная активность.
Учительский сайт infourok.ru - страница Школьная библиотека.
Сотрудничество с сельской библиотекой, РШБА, Российский учебник, Союзом детских и юношеских писателей
Участие в акциях и мероприятиях:
https://vk.com/wall511593565_196 https://vk.com/wall511593565_201 https://vk.com/wall511593565_203 https://vk.com/wall511593565_204 https://vk.com/wall511593565_209 https://vk.com/wall511593565_211 https://vk.com/wall511593565_212 https://vk.com/wall511593565_216 https://vk.com/wall511593565_221 https://vk.com/wall511593565_222 https://vk.com/wall511593565_225 https://vk.com/wall511593565_226 https://vk.com/wall511593565_227 https://vk.com/wall511593565_228 https://vk.com/wall511593565_229 https://vk.com/wall511593565_236 https://vk.com/wall511593565_239 https://vk.com/wall511593565_240 | https://vk.com/wall511593565_241 https://vk.com/wall511593565_243 https://vk.com/wall511593565_247 https://vk.com/wall511593565_255 https://vk.com/wall511593565_256 https://vk.com/wall511593565_259 https://vk.com/wall511593565_260 https://vk.com/wall511593565_261 https://vk.com/wall511593565_263 https://vk.com/wall511593565_266 https://vk.com/wall511593565_269 https://vk.com/wall511593565_271 https://vk.com/wall511593565_272 https://vk.com/wall511593565_273 https://vk.com/wall511593565_281 https://vk.com/wall511593565_282 |
Анализ посещаемости и читаемости показал, что по сравнению с предыдущим учебным годом, не зафиксировано повышение количества читателей и посещений библиотеки. Обучающиеся 6-11 классов школьную библиотеку посещают мало и повышенного интереса к чтению не проявляют.
Это зависит от ряда причин:
Библиотечный фонд обновляется редко. Библиотека не полностью удовлетворяет читательские запросы учащихся. Недостаточно художественной литературы для прочтения по интересам.
Обучающиеся пользуются книгами домашних библиотек и сельской библиотеки, в большей степени, чем библиотекой школы.
Наличие Интернета дома тоже ведёт к снижению посещаемости и читаемости в библиотеке.
Библиотекарь Мясоедова Н.П.