СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы библиотеки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы библиотеки»

Анализ  работы школьной библиотеки

за 2021-2022 учебный год

Информационная справка о библиотеке

Помещение библиотеки очень маленькое. Библиотека не имеет хранилища и читального зала. Учебники и художественная литература размещены на обновлённых стеллажах. Есть небольшая, на 4 посадочных места, читальная зона. Кадровое обеспечение: 0.5 ставки библиотекаря.

Техническое оснащение, его использование: 1 компьютер, 1 МФУ. Компьютер подключен к Интернету. Техника используется ежедневно. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. 

Работа библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки на текущий  учебный год.

Библиотечный фонд в течение учебного года не пополнялся. Приобретались только учебники. Недостающими учебниками учащиеся были обеспечены через обменный фонд школьных библиотек района. В течение года в библиотеке работал библиотечный совет. Члены РДШ в течение учебного года проводили совместно с библиотекарем беседы о сохранности учебной литературы, рейды по классам с проверкой состояния учебников.

 Количество читателей библиотеки составляет 105 человек:

  • обучающиеся начального звена – 39 человек;

  • обучающиеся среднего звена – 41 человек;

  • обучающиеся старшего звена – 7 человек;

  • учителя – 12 человек;

  • технический персонал – 2 человека.

  • родители – 6 человек

Используемые в образовательном процессе учебно-методические комплекты соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.                                                                                                                                          

 Обеспеченность учащихся 1 – 11 классов учебной литературой в 2020-2021 учебном году составила 100%. Учебная литература закупается согласно заявкам ОУ. Недостающие учебники – «Родной язык», «География» 8 класс издательства «Полярная звезда» (не были закуплены), «ОБЖ» 9 класс (не были закуплены) и комплектов учебников для 2 и 4 класса (в прошлом году их поступило меньше, чем было заказано). При организации учебного процесса использовались учебники из обменного фонда библиотек Ялуторовского района.

Вся деятельность библиотеки направлена  на реализацию поставленных задач:

  • обеспечение возможности наиболее полного доступа к информационным ресурсам,

  • формирование информационной культуры личности,

В библиотеке есть особая «книжная» атмосфера, которая подкрепляется интересными событиями: книжные выставки, библиотечные часы, выставки-досье, литературные вечера. Ведется пропаганда книг из списка «100 книг, рекомендованных подросткам», «А у нас, а у нас книга новая для вас», «Читаем книги о войне». Приняли активное участие во всероссийской благотворительной акции «Неделя детской книги-2022», организованной Союзом детских и юношеских писателей; общероссийской акции «Подари книгу библиотеке»; международной акции «Читаем детям о войне» (май 2022 г.), участие во Всероссийской акции "День поэзии", участие во всероссийской акции «Неделя живой классики»-2022 (06.12-12.12.2022).

          С целью поддержки и развития чтения учащихся учащиеся принимают участие в различных конкурсах:

конкурс «Живая классика» - Загулин Михаил – 6 класс, Бородкина Софья – 9 класс, Бабинцева Виктория- 6 класс, Симаков Захар – 9 класс;

муниципальный конкурс «Джалильские чтения» - Латыпова Алина - класс, Загулин Михаил -6 класс;

муниципальный конкурс «Самый талантливый читатель» - Чумакова Екатерина – 5 класс, Ботнарюк Юлия – 3 класс, Фадеева Софья – 2 класс (2 место);

всероссийский конкурс чтецов «Шевченковские чтеня» - Елохин Кирилл – 3 класс, Богомолов Игнат – 3 класс.

Учителями начальных классов ежедневно используются пятиминутки чтения. А в рамках празднования Международного месячника школьных библиотек и  Недели детской  и юношеской книги в школе ежегодно проходят  Громкие чтения художественных произведений. Так совместно с учителем русского языка и литературы Смарыгиной Ларисой Михайловной прошли Громкие чтения в 5 класса (В.Драгунский «Денискины рассказы») и в 8 классе  повесть В.Осеевой «Динка»). В 1 классе дети читали книги К.И.Чуковского и рисовали рисунки, во 2, 4 классе - юмористические произведения М.Зощенко и заполняли читательские дневники.

В своей работе использую инновационные формы. Это электронные познавательные игры, буктрейлеры, акции, выставки-инсталляции, виртуальные выставки, медиа презентации и т.д. Буктрейлеры очень понравились старшеклассникам. Они с удовольствием снимали короткие видеоролики. Также учащиеся 9, 11 классов участвовали в дебатах «Плюсы и минусы электронной книги», «Что читает молодёжь». В большинство мероприятий я включаю игровые элементы: литературные игры, викторины, путешествия, конкурсы, брейн-ринги, КВНы и другие. Арт-встреча — встреча с искусством. Встреча с местными поэтессами Чумаковой Т.В. и Егоровой Г.Н. Встреча с фотографом Долгих И.А. Встреча с Хабаровой К.Г.- руководителем театральной студии «APRIORI»

Поэтическая горница – поэтическая встреча в обстановке народного быта. Разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйка вечера - народная сказительница-мероприятие в рамках Диалога поколений.

Рекламная акция «Книжное конфетти» На столах в библиотеке рассыпаны конфеты, шоколадки, к которым прикрепляются фантики с цветными рекламками книг и журналов для молодежи, отзывами о прочитанных книгах, слоганами с приглашением к чтению, адресом библиотеки. Конфеты с рекламой участники акции уносят с собой, чтобы предложить своим друзьям и знакомым «попробовать сладкий вкус книги и чтения».

«Библиотечный бульвар». Мероприятие проводилось на улице с целью рекламы книги и чтения. Дети иллюстрировали эпизод понравившейся книги. Мы выходили на улицу, подходили к прохожим. Ребёнок рекламировал книгу и приглашал взрослых и детей в библиотеку.

«Мастер-классы». К праздничным датам. Обязательно проводим беседу об этом празднике, оформляем книжную выставку, делаем поделки.

«Поэтический звездопад». Громкие чтения стихотворений поэтов-юбиляров или книг-юбиляров. Снимаем небольшие видеоролики. Наглядно – информационной формой является Библиотечный квилт.

Информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование, СПИД, рукоделие, исторические события, праздники, знаменательные даты и др.

Зимние сюжеты» – библиотечный квилт, который включает зимние рассказы, стихи, песни, «морозные воспоминания» читателей.
«Почитай, не пожалеешь!» – содержит рекомендуемые читателями книги.

«Интересное о родном крае» – квилт из ответов на вопросы, которые читатели оставляют в течение недели: «Что для вас значит «Малая Родина», «Какие достопримечательности края вы знаете», Библиотечный квилт можно использовать в наглядной и массовой формах работы.

«Летний читальный зал».  У нас нет возможности организовать летние читальные залы в удобных людных местах, мы просто выходим на улицу. В школьном дворе проводили конкурс стихов «Здравствуй, осень!», «На солнечной поляночке». Возле памятника читали произведения к дню Победы.

«Я рисую книгу». Создание своей первой книги, когда участники сами выбирают формат, оформляют обложку, иллюстрации и сочиняют свою историю. Все созданные книги ребята демонстрируют друг другу, а желающие декламируют свои истории.

Среди акций в помощь продвижению чтения и книги можно выделить флешмоб – заранее спланированная массовая акция. Эту акцию мы проводим с активистами РДШ. «Перемена с книгой».

На определенной перемене в руках у участников акции появились книги, литературные журналы, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Учащиеся, кто вслух, кто про себя читают свою любимую книгу, при этом то, выстраиваясь в

круг, то просто бродя по коридору. Всё действие было направлено на привлечение внимания других учащихся к читающим.

Каждый библиотекарь стремится к тому, чтобы к нему шли дети. Сюда входит все – и умение себя показать, и быть эрудированным,  тактичным и справедливым. Надо, чтобы у детей возникла потребность общения с библиотекарем, чтобы для них всегда была открыта дверь в школьную библиотеку.

Совершенствование профессионального мастерства (курсы, участие в работе МО, конкурсах, размещение материалов в печати и т.д.)

  1. Участие в районных МО библиотекарей;

  2. Выступление на МО по теме «Массовые формы работы с читателями ( из опыта работы)».

  3. Заполнение страницы «школьная библиотека» на сайте «Инфоурок»

  4. Участие в семинаре – презентации «Создание электронной библиотеки в общеобразовательной организации от проекта до реализации». (9.11.2021 г.)

  5. Участие в научно-практической конференции «Реализация ФГОС ОО».

  6. Участие в онлайн-конференциях:

  • «ВнеКлассные чтения» – 23.11 – 25.11.2021 г.

  • «Библиотека в цифровую эпоху 2022 г. – 28.04.2022 г.

  1. Участие в онлайн-собрании «Адаптация детей к детскому саду и школе через книги» - 28.04.2022 г.

  2. Участие во всероссийском конкурсе «Словарный урок»

  3. Участие во всероссийской олимпиаде «Особенности работы педагога-библиотекаря в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС» - диплом победителя.

  4. Участие в муниципальном конкурсе «Лучщий библиотекарь» - диплом лауреата.


Индивидуальная и массовая работа с читателями

  • Выставка учебных и методических пособий к предметным неделям, научно-практическим конференциям

  • Размещение информации, заметок, объявлений на сайте школы.

  • Выступление на родительских собраниях по теме: «Права и обязанности пользователей библиотеки», «О сохранности учебников»

  • Игра «Путешествие в страну сказок»

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Библиотека начала работать над проектом «культурное наследие народов России». Прошли мероприятия «Рождественские посиделки», «Масленица». Оформлена выставка «Народные игрушки» ребята 1-5 классов приняли участие в сетевой онлайн-викторине «Богатство русского фольклора».

Неделя детской книги:

  1. К 140-летию со дня рождения К.И.Чуковского:

  • громкие чтения книг этого замечательного писателя;

  • участие во всероссийском конкурсе рисунков.

  1.  «Народные и авторские сказки- кладовая ума, добра и мудрости». Викторины.

  2. 1 апреля для учащихся - обзор юмористических книг, которые поступили в библиотеку.

  3.  Онлайн-встречи Союза детских и юношеских писателей с современными детскими писателями Василисой Кошкиной (Ириной Черновой), Светланой Горевой, Евгенией Бахуровой, Майей Лазаринской.

  4. Участие во Всероссийской благотворительной акции "Неделя детской книги - 2022".

Библиотечные уроки

  1. Первое посещение библиотеки. Правила обращения с книгой. – 1 класс.

  2. Правила пользования библиотекой.Что читать второкласснику. – 2 класс.

  3. Роль книги в жизни человека. История создания Книги. - 3 класс.

  4. История алфавита. Иллюстраторы детских книг. – 4 класс.

  5. История книги. Дневник читателя. – 5 класс.

  6. В гости с книгой. Самый смешной рассказ. – 6 класс

  7. Поэты и писатели земли Тюменской. Справочная литература. – 7 класс.

  8. Периодические издания для подростков и молодежи. Жизнь замечательных людей. – 8 класс.

  9. Удивительный мир поэзии. Далекому мужеству поклон . Я - выбираю профессию. – 9 класс.

  10. Вести со всей планеты. Жизнь прекрасна-не трать ее напрасно . Ах, эта классика. – 11 класс.



Книжные выставки

  • К знаменательным и юбилейным датам

  • Посвящённые книгам-юбилярам.





Социальная активность.

  1. Учительский сайт infourok.ru - страница Школьная библиотека.

  2. Сотрудничество с сельской библиотекой, РШБА, Российский учебник, Союзом детских и юношеских писателей

  3. Участие в акциях и мероприятиях:

https://vk.com/wall511593565_196

https://vk.com/wall511593565_201

https://vk.com/wall511593565_203

https://vk.com/wall511593565_204

https://vk.com/wall511593565_209

https://vk.com/wall511593565_211

https://vk.com/wall511593565_212

https://vk.com/wall511593565_216

https://vk.com/wall511593565_221

https://vk.com/wall511593565_222

https://vk.com/wall511593565_225

https://vk.com/wall511593565_226

https://vk.com/wall511593565_227

https://vk.com/wall511593565_228

https://vk.com/wall511593565_229

https://vk.com/wall511593565_236

https://vk.com/wall511593565_239

https://vk.com/wall511593565_240

https://vk.com/wall511593565_241

https://vk.com/wall511593565_243

https://vk.com/wall511593565_247

https://vk.com/wall511593565_255

https://vk.com/wall511593565_256

https://vk.com/wall511593565_259

https://vk.com/wall511593565_260

https://vk.com/wall511593565_261

https://vk.com/wall511593565_263

https://vk.com/wall511593565_266

https://vk.com/wall511593565_269

https://vk.com/wall511593565_271

https://vk.com/wall511593565_272

https://vk.com/wall511593565_273

https://vk.com/wall511593565_281

https://vk.com/wall511593565_282



             Анализ посещаемости и читаемости показал, что по сравнению с предыдущим учебным годом, не зафиксировано повышение количества читателей и посещений библиотеки.  Обучающиеся 6-11 классов школьную библиотеку посещают мало и повышенного интереса к чтению не проявляют. 


Это зависит от ряда причин:

  1. Библиотечный фонд обновляется редко. Библиотека не полностью удовлетворяет читательские запросы учащихся. Недостаточно художественной литературы для прочтения по интересам.

  2.  Обучающиеся пользуются книгами домашних библиотек и сельской библиотеки, в большей степени, чем библиотекой школы.

  3. Наличие Интернета дома тоже ведёт к снижению посещаемости и читаемости в библиотеке.

Библиотекарь Мясоедова Н.П.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!