СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является анализом работы школьной библиотеки. Это ежегодный анализ о своей работе, о деятельности библиотеки. Данная работа представлена на методическом совете  в мае 2016 года.

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 учебный год»

Анализ работы школьной библиотеки

МОУ «Помарская СОШ»

за 2015– 2016 учебный год


    

Школьная библиотека в течение учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.

     В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была:

  - создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения;

    Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:

  - обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда;

   - обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;

  - совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.

  В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.



Показатели библиотечной статистики за 2015-2016 учебный год

  1. Количество читателей: всего-388

в т. ч. обучающихся-357

учителя и родители-31

2. Книжный фонд: всего-19868

в т. ч. худ.-14988

метод.-1290

мар. лит.-1358

3. Книговыдача: всего-3175

4. Число посещений: - 3550



Обслуживание читателей

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы,

Обеспеченность учебниками составила 82%.

В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Большую помощь в сохранности и бережном отношении к учебникам оказывали учителя. Систематически проводились рейды по сохранности учебников обучающихся.

В конце учебного года  проходит сдача учебни­ков по классам.

Основные формы индивидуального обслуживания:

  • беседа при записи в библиотеку,

  • беседа при выдаче документов,  

  • беседа о прочитанном;

  • анализ читательских формуляров,



Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.

В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой:

Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году для пользователей библиотеки были проведены следующие мероприятия:

Книжные выставки:

Сентябрь

  • «Это интересно знать»;

  • 7 сентября - 145 лет со дня рождения Александра Ивановича КУПРИНА, русского писателя;

  • 22 сентября -115 лет со дня рождения Сергея Ивановича ОЖЕГОВА, русского языковеда, лексикографа;

  • «Ваши мудрые и добрые друзья»;

Октябрь

  • 4 октября - Всемирный день защиты животных;

  • 3 октября - 120 лет со дня рождения Сергея Александровича ЕСЕНИНА, русского поэта;

  • 22 октября -145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича БУНИНА, русского писателя;

  • 23 октября - 95 лет со дня рождения Джонни РОДАРИ, итальянского писателя;

  • «Золотая осень»;


Ноябрь

  • «Цвети, расти наш край родной!»;

  • 28 ноября - 35 лет со дня рождения Александра Александровича БЛОКА, русского поэта;

  • «Гордое имя - МАТЬ»;

Декабрь

  • 4 декабря - 190 лет со дня рождения Алексея Николаевича ПЛЕЩЕЕВА, русского поэта;

  • 5 декабря - 195 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича ФЕТА, русского поэта;

Январь

  • «Ах ты, зимушка-зима!»;

  • 27 января – 190 лет со дня рождения Михаила Евграфовича САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, русского писателя, журналиста;

Февраль

  • 17 февраля – 110 лет со дня рождения Агнии Львовны БАРТО, детского поэта;

  • «Время помнить…»

Март

  • «Мамин праздник»;

Апрель

  • «Дорога в космос»

  • «Книги – юбиляры 2016 года»

  • «Весна красна»;

  • 15 апреля – 130 лет со дня рождения Николая Степановича ГУМИЛЕВА, русского писателя;

Май

  • «Вы живы вечно…»;

Мероприятия:


  • 1. Игру «Путешествие в страну сказок» 1кл. – сентябрь;

  • 2. Поэтическое соревнование «Пушкинские строки» 4кл. – октябрь;

  • 3. Урок-викторину «Басни дедушки Крылова» 5кл. –октябрь;

  • 4. Викторину «Сказки гуляют по свету» 2кл. – октябрь;

  • 5. Игру «Что-то? Где-то? Когда-то?» 3кл. – ноябрь;
    6. Игру «По сказочным тропинкам» 1кл. – декабрь;

  • 7. Игру «Новогодний калейдоскоп» 6кл. - декабрь;

  • 8. Викторину «Зимние загадки» 4кл. – январь;

  • 9. Интеллектуальную игру «Горе от Ума» 9кл. –январь;

  • 10. Литературную игру «В мире стихов Барто» 3кл. - февраль;

  • 11. Викторину «В мире загадок» 1кл. – апрель;

  • 12. Викторину «В гостях у сказки» 2кл. – апрель;

  • 13. Литературную игру «Великие сказочники» 3кл. – апрель;

  • 14. Литературное путешествие «Чудесный мир книги» 4кл. – апрель;

  • 15. Игру «Книжные посиделки» 5кл. –апрель;

  • 16. Игру «Давайте сразимся…» 6кл. –апрель;

  • 17. Викторину «Литературная шкатулка» 7кл. –апрель;

  • 18. Литературную игру «Что? Где? Когда?» 9кл. –апрель;

  • 19. Интеллектуальную игру «Литературная перестрелка» 10-11кл. апрель

Библиотечно-библиографические уроки

  • «Первое посещение библиотеки». 1кл. -сентябрь;

  • «Структура книги. Как создаются книги». 2кл. –октябрь;

  • «История создания книг» 3кл. –ноябрь;

  • «Твои первые энциклопедии» 3-4кл. –декабрь;

  • «Наши друзья-энциклопедии» 5-6кл. – январь;

  • Помогать обучающимся 9-11 кл. в подборе материала для подготовки к ГИА и ЕГЭ; - в течение года;

Все запланированные библиотечно-библиографические уроки были проведены согласно плану.  

Самообразование:

Повышаю свое педагогическое мастерство через посещение и анализ мероприятий своих коллег, участвую в районных семинарах, педсоветах.

  • Выступление на семинаре педагогов-библиотекарей «Работа школьной библиотеки в условиях ФГОС» 17 декабря 2015

  • Проведение внеклассного мероприятия на семинаре «Интегрированная работа среднего и дополнительного образования» 27 января 2016

  • Выступление на методическом совете «Формирование речевой деятельности обучающихся в условиях работы школьной библиотеки» 15 марта 2016

  • Проведение мастер-класса на семинаре педагогов-библиотекарей «Формирование речевой деятельности обучающихся в условиях работы школьной библиотеки» 19 апреля 2016

  • Участие в районном конкурсе школьных библиотек «Моя библиотека» - февраль 2016 -2 место

  • Участие в Межрегиональном литературном конкурсе «Волшебное русское слово» 14 мая 2016 –диплом участника

    Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. После проведения таких мероприятий в библиотеке увеличивалось посещение и книговыдача литературы.

В сотрудничестве с МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека» проводились такие мероприятия: «Литературная игра «Волшебная страна под названием «Книга»», «Путешествие в мир природы» по произведениям В. В. Бианки», «Полет вокруг Земли» и др.



Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

- книга суммарного учёта учебного фонда;

-инвентарные книги;

-папка «Акты на списание»;

- картотека учета учебников;

- накладные на учебники по классам;

- журнал учёта выдачи учебников по классам;

-читательские формуляры.

    Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в специальных читательских формулярах, и отражается в Дневнике библиотеке.

    Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

• младшего школьного возраста (1-4классы);
• среднего школьного возраста (5-8классы);
• старшего школьного возраста (9-11классы);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

    Расстановка осуществлена по возрастным группам в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

     Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Марийские сказки», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.

     Фонд учебников расположен в книгохранилище. Расстановка произведена по предметам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.

    На сайте школы размещен «Перечень учебников на 2015-2016 учебный год».

    Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.



Работа по сохранности фонда

   Особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся на отдельном стеллаже. Один раз в полугодие провожу проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяю читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками веду соответствующую работу. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. В библиотеке работает читательский зал, где учащиеся работают с ценными изданиями.

     Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а также опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии.

    Анализируя работу школьной библиотеки за 2015/2016 учебный год, можно сделать следующий вывод:

    Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

    Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.

Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2015/2016 учебный год.

    Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.

     Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2016/2017 учебном году:

  • Снизилась читательская активность обучающихся, книгу заменил Интернет.

  • Нет на сайте школы библиотечной странички.

  • Устаревший фонд художественной литературы.

     Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:

  1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению.

  2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».

  3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

  4. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

  5. Создать страничку школьной библиотеки на сайте школы.











Педагог-библиотекарь: /Средина А. Н./


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!