Анализ работы школьной библиотеки
МОУ Останинской основной общеобразовательной школы
за 2011/2012 учебный год
Библиотекарь Тестова Виктория Александровна
В новом учебном году в школе обучаются 23 учащихся, из них (1-4 классы), (5-9 классы), работают 12 учителей и 3 технических работников
В течение 2011 – 2012 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы.
Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана. Основными задачами библиотеки являлись:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
- формирование у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя информационной культуры и
культуры чтения;
- совершенствование традиционных и освоение новых технологий;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, развитие творческого потенциала обучающегося.
Школьная библиотека прививала у обучающихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.
Школьная библиотека — это информационный центр для наших обучающихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: книг, журналов, газет, справочной литературы, источников сети Интернет.
Состояние книжного фонда
Общий фонд библиотеки составляет – 1653 экз.
Количество читателей - 40.
Фонд библиотеки 1658
Фонд учебников 145
Посещаемость 100
Читаемость 100
Книговыдача 243
Электронные пособия 40
В библиотеке имеется научно-популярная, справочная, художественная литература для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 9 классы);
• педагогическая и методическая литература для педагогических работников;
также учебниками и учебными пособиями.
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка производится по классам. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников.
Сделан заказ на новые учебники на 2012-2013 учебный год для первого класса – 5 комплектов
Списанные учебники сданы в макулатуру.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников.
В конце учебного года по графику прошла сдача учебников по классам.
Перечень учебников на 2012-2013 учебный год планируется выставить на сайте школы.
В конце года был проведен анализ читательской активности обучающихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.
Читательская активность наиболее высокая в начальной школе - 60% детей являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения читательская активность падает до 38% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов.
Если сравнивать с прошлым учебным годом, то читательская активность снизилась, возможно из-за пассивных читателей, пользующихся в школьной библиотеке только учебной литературой. Однако, появились читатели библиотеки, активно использующие ресурсы сети Интернет.
Справочно-библиографическая работа
В течение всего года велась работа по редактированию справочно- библиографического аппарата. Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители.
Пропаганда чтения как форма культурного досуга
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные книжные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: ко Дню Учителя - «Гордое имя Учитель», «У опасной черты» (по профилактике наркомании и табакокурения), выставка ко Дню народного единства «Россия – великая страна», к Новому году и Рождеству «Новогодний калейдоскоп», к полету первого человека в космос - «Он первым покорил космос». Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, викторины, праздники.
В марте прошла традиционная «Книжкина неделя». В рамках этой недели состоялось награждение активных читателей школьной библиотеки.
За 2011-2012 учебный год были проведены следующие мероприятия
Выставочная работа
| |
| «В здоровом теле – здоровый дух» - «Учениками славится Россия» «Он первым покорил космос» «Скажи нет наркотикам» «Курение - вред» «Вино губит людей больше, чем вода» «Строки, опалённые войной» «Все работы хороши…» (профориентация выпускника) |
Мероприятия
Беседа «Он первым покорил космос»
Беседа «Скажи нет наркотикам»
Беседа «Курение - вред»
Беседа «Вино губит людей больше, чем вода»
Викторина «В страну сказок»
Индивидуальная работа с читателями
1. Беседы о прочитанных книгах
2. Беседы при записи в библиотеку
3. Консультирование при выборе книг
4. Рекомендации
Методическая и инновационная деятельность
Посещала совещания РМО библиотекарей в течение года.
Повышала свою компетентность путем самообразования.
По составленному плану велась следующая работа:
- знакомство с фондом (т.е. расстановкой книг по разделам) для того, чтобы самим можно было правильно поставить книги на свои места;
- при поступлении новых изданий учебной и художественной литературы активисты проставляли библиотечный штамп;
– обслуживание читателей на абонементе.
. Взаимодействие с другими службами и другими организациями
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с МКУК централизованной библиотечной системой филиалом №8 и библиотекарем Ковган А.В. Совместно проведены библиотечные уроки и мероприятия. На следующий год планируется продолжить совместную работу, утверждается план мероприятий на 2011/2012 учебный год.
Сведения о подписке
Директор сельской школы.
Управление современной школой. Завуч.
Справочник заместителя директора.
Нормативные документы
Педсовет
Дошкольное образование (группа дошкольного образования)
Анализируя работу школьной библиотеки за 2011/2012 учебный год, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2011/2012 учебный год.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2014/2015 учебном году:
1. Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.
2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.
3. Реклама деятельности библиотеки находится на низком уровне.
Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:
1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».
3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу