СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету "Профильный труд (столярное дело)", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету "Профильный труд (столярное дело)", 5 класс»

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области

«Верхнесалдинская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР И.о. директора школы

__________ К.С. Шутов __________ К.С. Шутов











Адаптированная образовательная рабочая программа

по профильному труду (столярное дело)

5 класс.





Составил учитель: Котосова Е.И.








Рассмотрено на заседании школьного методического объединения Протокол от « » _20 г. №

Руководитель ШМО /





2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного предмета «Профильный труд (столярное дело)» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся пятого класса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) адаптивной школы разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012г., № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации», авторской программы по столярному делу (С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв) из сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Сб.2. - 304 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РФ- М: Просвещение, 2017.

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.

Профильное обучение в специальной (коррекционной) школе является одним из важных предметов. Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Цель изучения предмета по профильному труду «Профильный труд (столярное дело)» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры.

Изучение этого учебного предмета в V классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и трудовых умений, и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Учебный предмет «Профильный труд (столярное дело)» способствует решению следующих задач:

  • развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

  • ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

  • ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

  • формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном труде;

  • совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности;

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности.

Основные направления коррекционной работы:

  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки;

  • развитие деятельности сравнения, обобщения;

  • совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

  • коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Формы организации обучения:

  • урок (40 минут) — основная форма;

  • фронтальные занятия,

  • комбинированное занятие

  • групповые занятия,

  • индивидуальные занятия.

Основные технологии, применяемые на уроках столярного дела:

  • личностно-ориентированное,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • ИКТ,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Для учащихся характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом или минимальном уровне, на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации. Основное время отводится на темы, цель которых - не только ознакомление обучающихся с приемами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение. Программа составлена с учетом возрастных психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. предусматривается практическое повторение учебного материала, для совершенствования общетрудовых умений, навыков, повышение уровня трудового и нравственного и эстетического воспитания. Это способствует физическому и интеллектуальному развитию обучающихся.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии.

Занятия по столярному делу проводятся в специальном кабинете (мастерской), в котором отведены места для обучающихся, для станков и оборудования обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Большое внимание уделяется правилам безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиене.

В программу обучения по предмету добавлена тема «Работа с бумагой, картоном», для ознакомления с умениями и навыками учащихся, их психо-физиологических особенностей при переходе в среднее звено обучения. В процессе обучения, обучающиеся знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, обучающихся учатся работать на сверлильном станке, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Основной формой организации учебного процесса по предмету «Профильный труд (столярное дело)» является - урок. Согласно Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение столярному делу в объеме 6 часов в неделю, три раза по два часа.

В классе обучается 4 человека: Вася Д., Арсений Б., Витя С., Витя Л., двое их них инвалиды (Вася Д., Витя С.). Для детей характерная низкая познавательная активность, недостаточная сформированность умственных действий, быстрая утомляемость. Практические действия выполняют только после неоднократного показа и повторения действия учителем, вслед за учителем, постоянного контроля выполнения практических операций. Самостоятельно работать не могут, не воспринимают групповые объяснения материала, а только индивидуальные.

Витя С. имеет не сформированные умения по работе с линейкой, ножницами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в учебном плане ГБОУ СО «Верхнесалдинская школа», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учебного предмета «Профильный труд (столярное дело)»:

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

6

34

204


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Планируемые результаты освоения предмета «Профильный труд (столярное дело)».

В процессе реализации программы у обучающихся будут формироваться следующие базовые учебные действия.

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу; контролировать свои действия.

  • Умение извлекать необходимую информацию из разных источников; наблюдать объекты труда, сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов, анализировать (понимать изображение.)

  • Умение формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя.

  • Проявляют интерес к предметно-практической деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат

  • Умение обращаться за помощью и принимать помощь.

  • Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.

Планируемые личностные результаты освоения программы:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы (художественная обработка древесины, ремёсла); уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • Бережное отношение к материалу и инструменту;

  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения обучающегося;

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Предметными результатами изучения предмета являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о трудовых профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой деятельности.

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

  • приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки древесины; усвоение правил техники безопасности;

  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации

Предметные результаты освоения программы представлены двумя уровнями требований к усвоению содержания учебного материала.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Знание правил организации рабочего места; знание видов трудовых работ; знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при; знание названий инструментов, необходимых на уроках, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знать устройство пилящих, строгающих инструментов знание приемов работы с ними, приёмов разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия, используемые на уроках. Умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; умение составлять стандартный план работы по пунктам; умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; умение работать с доступными материалами (лакокрасочные, древесные, декоративные)

Знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, знать устройство и назначение пилящих, строгающих инструментов, знание приемов работы с ними. Соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении практических работ; умение осознанно подбирать материалы их по декоративно-художественным и конструктивным свойствам; умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки древесины; экономно расходовать материалы; умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, неаккуратное)

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; использовать усвоенные трудовых операции (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.




















Учебный план



п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила техники безопасности.

8


Работа с бумагой, картоном

14

2.

Промышленная заготовка древесины

10

3.

Пиление столярной ножовкой.

20

4.

Игрушки из древесного материала

40

5.

Сверление отверстия на станке

10


Выжигание

14

6.

Строгание рубанком

12

7.

Пиление лучковой пилой, ручным лобзиком

22

8.

Изготовление кухонной утвари

24

9.

Соединение рейки с бруском врезкой

16

10.

Самостоятельная работа

6

11.

Подведение итогов за четверть, год

8


Итого

204



Содержание учебного предмета


I четверть

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Раздел: Работа с картоном и бумагой

Изделия. 1. Прямоугольная коробочка из картона (выполняется из прямоугольной заготовки). Разметка по чертежу и образцу развертки. Линии сгиба рисуются. Углы соединяются полосками бумаги на клею. 2. Прямоугольная коробочка с отогнутыми кромками. Материал - плотная бумага или тонкий картон. Разметка по шаблону. Боковые стороны соединяются с помощью клапанов на клею.

Дополнительное изделие. Модель настольных часов из картона.

Теоретические сведения. Бумага, картон, клей. Их свойства и применение.

Угольник чертежный, ножницы канцелярские. Их устройство, назначение и применение. Технические требования к качеству изделий. Правила безопасной работы ножницами.

Умения. Ориентировка в задании по образцу, чертежу развертки и рисунку изделия (их анализ проводит учитель). Групповое планирование по предметной технологической карте.

Раздел: Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойное, лиственное). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, не обрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Раздел: Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Раздел: Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Контрольная работа.

(разметка и изготовления из бруска ножек для игрушечного стола).

II четверть.

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.

Раздел: Сверление отверстий на станке

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления.

Раздел: Игрушки из древесины и других материалов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Раздел: Выжигание

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Контрольная работа.

(сверление отверстий на станке по лини разметки).

III четверть.

Вводное занятие

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.

Раздел: Пиление лучковой пилой, ручным лобзиком

Изделие. Заготовка будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила, ручной лобзик. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски пилы. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лучковой пилой, ручным лобзиком.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы, ручного лобзика к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности отпила угольником.

Раздел: Строгание рубанком

Изделие. Заготовка изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Раздел: Соединение деталей с помощью шурупов

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линии, видимый контур, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Контрольная работа.

(строгание рейки под размер).

IV четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на IV четверть.

Раздел: Изготовление кухонной утвари

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Раздел: Соединение рейки с бруском врезкой

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).

Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Контрольная работа

Изготовление ножек, сиденья и спинки игрушечного стула.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М: Просвещение, 1982.

  2. Арданский А.С. Столярные работы. – М.: Гос. изд. литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.

  3. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.: Высшая школа, 1989.

  4. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Жданова Т.А. Технология: Поурочные планы. – Волгоград, 2003.

  6. Журавлёв Б.А. Столярное дело, 5-6 класс. – М.: Просвещение, 1984.

  7. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997.

  8. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1992.

  9. Мальковский Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1986.

  10. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.

  11. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1980.

  12. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1988.









Календарно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

1 четверть

48


Вводное занятие

2


Знакомство с профессией столяр. План работы на четверть

1


Правила техники безопасности

1


Работа с бумагой, картоном

14


Свойства и применение бумаги, картона, клея.

2


Инструменты, их устройство, назначение и применение.

2


Технические требования к качеству изделия. Правила безопасной работы ножницами.

2


Изготовление прямоугольной коробочки.

2


Разметка по чертежу и образцу развертки.

2


Изготовление домика из бумаги.

2


Изготовление коробочки с отогнутыми бортами.

2


Промышленная заготовка древесины

10


Заготовка и переработка древесины

1


Строение древесины

1


Строение древесины (поперечный, радиальный, разрезы)

1


Строение древесины мягких пород и их промышленное применение

1


Хвойные породы

1


Лиственные породы

1


Применение древесины и транспортировка.

1


Пиломатериалы: виды, использование. Доска. (обрезная, необрезная).

1


Брусок: грани и ребра , их взаимное расположение, торец

1


Практическая работа по пиломатериалам.

1


Пиление столярной ножовкой

20


Основные виды пиломатериалов

1


Столярные инструменты и приспособления

1


Планирование работы

1


Пиление в стусле поперек волокон

1


Устройство ножовки и правила безопасности

1


Виды разметки

1


Миллиметровая линейка

1


Столярный угольник. Устройство и работа с ним

1


Понятие «припуск на обработку»

1


Разметка куба и бруска

1


Разметка измерение линейкой

1


Разметка и измерение линейкой

1


Разметка деталей с острыми углами

1


Разметка деталей с круглой формой

1


Разметка деталей с острыми углами и круглой формы

1


Выпиливание деталей в стусле после разметки

1


Выпиливание деталей под углом 45 градусов

1


Шлифование наждачной бумагой готовых изделий

1


Покраска деталей. Сушка. Сдача изделия.

1


Анализ ошибок выполненных работ

1


Подведение итогов за четверть

2


2 четверть

48


Вводное занятие

2


План работы на четверть

1


Правила техники безопасности в мастерской

1


Игрушки из древесного материала.

18


Верстак и его устройство и назначение.

2


Изготовление мебели. Стол. План работы.

1


Техника безопасности при пилении.

1


Выбор и пиление заготовок по длине.

2


Разметка столешницы.

2


Выпиловка столешницы.

2


Опиливание столешницы

2


Шило, назначение и пользование. Правила безопасной работы с шилом.

1


Виды соединения (клеевые, гвозди, проволока). Склеивание и закрепление деталей столешницы.

1


Шлифование наждачной бумагой.

2


Сборка стола из готовых деталей. Анализ ошибок выполненного изделия

2


Сверление отверстия на станке

10


Сверлильный настольный станок

1


Техника безопасности при работе на станке.

1


Разметка деталей для сверления отверстий. Шило. Подготовка станка к работе.

1


Практическая работа на станке.

2


Сверление сквозных и несквозных отверстий.

1


Изготовление подставки для карандашей. Разметка для отверстий.

1


Сверление на станке.

1


Шлифование наждачной бумагой деталей. Художественное оформление (краски, карандаши)

2


Выжигание

14


Электровыжигатель. Его устройство и назначение.

2


ТБ в работе с выжигателем и подготовка места работы.

2


Подготовка доски и перевод рисунка на доску.

2


Выжигание рисунка.

6


Раскраска рисунка гуашью.

1


Лакирование. Анализ работы.

1


Самостоятельная работа

2


Головоломка. Подготовка полосок фанеры.

1


Выжигание рисунка. Покрытие лаком. Сдача изделия.

1


Подведение итогов за четверть

2


3 четверть

60


Вводное занятие

2


План работы на четверть

1


Правила техники безопасности в мастерской

1


Игрушки из древесины и других материалов

22


Рашпиль, напильник драчевый. Устройство применение и техника безопасности при работе.

2


Коловорот и его устройство. Техника безопасности при работе.

2


Изготовление игрушки «Кораблик». План работы.

2


Разбор изделия и подбор материала.

2


Выпиловка корпуса кораблика после разметки.

2


Обработка корпуса напильником и наждачной бумагой.

4


Разметка и выпиловка надпалубных настроек и мачты.

4


Шлифование и крепление деталей с корпусом.

2


Анализ проделанной работы. Оценка.

2


Строгание рубанком

12


Понятие о волнистом строгании древесины. Техника безопасности при строгании.

2


Рубанок: основные его части, его назначение

2


Линейка- как разметочный и контрольный инструмент.

1


Разбор чертежей и составление плана работы на изготовление короба.

1


Строгание досок в количестве 4-х штук. Строгание пластей.

2


Выпиливание дна из фанеры. Соединение дна с боковыми стенками гвоздями

2


Шлифование. Анализ ошибок выполненной работы.

2


Пиление лучковой пилой, ручным лобзиком

22


Виды пил. Общее понятие о форме зубьев пилы

1


Лучковая пила, ручной лобзик. Устройство и особенность конструкции.

1


Техника безопасности при пилении.

1


Фанера. Ее свойства и назначение.

1


Приемы обработки фанеры различными инструментами.

2


Пиление поперек волокон

2


Приемы распиловки вдоль волокон.

2


Изготовление лопаты для уборки снега. Разбор чертежа

1


План работы. Подбор материала.

1


Изучение технологической карты на изготовление ручки, лотка.

2


Строгание бруска в размер 600 х 25 х25 мм.

2


Округление бруска ручек.

2


Выпиливание лотка. Обработка кромок наждачной бумагой.

2


Соединение лотка с ручкой саморезом.

1


Окантовка кончика лопаты. Сдача изделия. Анализ работы.

1


Подведение итогов за четверть

2


4 четверть

48


Вводное занятие

2


План работы на четверть

1


Правила техники безопасности в мастерской

1


Изготовление кухонной утвари

24


Какие породы древесины должны быть использованы для кухонной доски, лопаточки.

2


Разделочная доска. Подбор материала по размерам.

План работы. Чертеж.

2


Черчение по размерам.

2


Отпиливание по размерам

2


Шлифование доски. Сдача изделия.

2


Кухонная лопаточка. План работы. Чертеж.

2


Подбор материала.

Отпиливание по размерам

2


Выпиливание ручки лопатки.

2


Зачистка и закругление напильником.

2


Заострение лопатки

2


Сверление лопатки. Зачистка и шлифование.

2


Сдача изделия. Анализ.

2


Соединение рейки с бруском врезкой

16


Назначение и устройство стамески. ТБ при работе со стамеской. Применение, размеры стамесок.

2


Врезка как способ соединения деталей.

1


Соединение в паз. Паз: назначение, ширина, глубина. Его особенности.

1


Плотная подгонка соединений. Требования к качеству разметки.

1


Составление плана работы для изготовления брусков для подставки.

1


Опиливание лицевых сторон брусков.

2


Разметка брусков в размер.

1


Запиливание бруска на определенную глубину.

2


Разметка пазов на двух брусках.

1


Зачистка пазов стамеской, напильником.

2


Соединение, сборка, отделка. Сдача изделия. Анализ работы.

2


Самостоятельная работа

4


Подготовка заготовок. Строгание пласти и кромки. Подготовка заготовок. Строгание пласти и кромки

1


Разметка бруска 30х 40мм.Строгание в размер.

1


Разметка шипов. Выпиловка.

1


Зачистка шипов. Подгонка. Склеивание. Подведение итогов за год. Объявление оценок

1


Подведение итогов за четверть, год

2


Итого

204






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!