СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И. Солженицын . "Крохотки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.И. Солженицын . "Крохотки"»

Александр Исаевич Солженицын «крохотки »

Александр Исаевич Солженицын

«крохотки »

Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) -известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной рукописи «Архипелаг ГУЛАГ».
  • Александр Исаевич
  • Солженицын (1918 – 2008)
  • -известный советский писатель, историк,
  • общественный и политический деятель,
  • член Российской АН, диссидент.
  • Нобелевский лауреат, автор известной
  • рукописи «Архипелаг ГУЛАГ».
Детские годы и образование Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения. В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.

Детские годы и образование

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в

городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая

семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926

года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он

создает свои первые эссе и стихотворения.

В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на

физико-математический факультет, продолжая при этом

заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель

окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году,

Солженицын поступил на заочное отделение факультета

литературы в Московский Институт философии, литературы и

истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «КРОХОТОК» А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА  Рассказы-миниатюры «Крохотки» условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Попытки напечатать их в России в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в самиздате. Впервые первая часть «Крохоток» была опубликована в журнале «Грани» во Франкфурте в 1964году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале «Новый мир». В письме в «Новый мир» автор писал: «Только вернувшись в Россию, я оказался снова способен их писать, там – не мог…»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «КРОХОТОК» А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА

Рассказы-миниатюры «Крохотки» условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Попытки напечатать их в России в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в самиздате. Впервые первая часть «Крохоток» была опубликована в журнале «Грани» во Франкфурте в 1964году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале «Новый мир». В письме в «Новый мир» автор писал: «Только вернувшись в Россию, я оказался снова способен их писать, там – не мог…»

 «Крохотки». Так назвал А.И. Солженицын произведения самой малой прозы- около тридцати «крохоток». Это прозаические философские этюды-раздумья , которые образуют 2 цикла, каждый завершён молитвой. От молитвы о себе к молитве о России. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры , замечательные образцы которой созданы И.Тургеневым, В.Короленко, И.Буниным.

«Крохотки».

Так назвал А.И. Солженицын произведения самой малой прозы- около тридцати «крохоток». Это прозаические философские этюды-раздумья , которые образуют 2 цикла, каждый завершён молитвой. От молитвы о себе к молитве о России. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры , замечательные образцы которой созданы И.Тургеневым, В.Короленко, И.Буниным.

«КРОХОТКИ» 1958-1963  РАССКАЗЫ «Дыхание», «Озеро Сегден», «Утенок», «Прах поэта», «Вязовое дерево», «Отраженье в воде», «Гроза в горах», «Город на Неве», «Шарик», «Способ двигаться», «Старое дерево», «На Родине Есенина», «Колхозный рюкзак», «Костёр и муравьи», «Мы-то не умрем», «Приступая ко дню», «Путешествия вдоль Оки», «Молитва».

«КРОХОТКИ» 1958-1963 РАССКАЗЫ

«Дыхание», «Озеро Сегден», «Утенок», «Прах поэта», «Вязовое дерево», «Отраженье в воде», «Гроза в горах», «Город на Неве», «Шарик», «Способ двигаться», «Старое дерево», «На Родине Есенина», «Колхозный рюкзак», «Костёр и муравьи», «Мы-то не умрем», «Приступая ко дню», «Путешествия вдоль Оки», «Молитва».

 ЛИСТВЕННИЦА Что за диковинное дерево! Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь — и люди такие есть.

ЛИСТВЕННИЦА

Что за диковинное дерево!

Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

Ведь — и люди такие есть.

Стихотворение “Лиственница” построено на сравнении: дерево сравнивается с определённым типом людей. Лиственница осенью опадает вместе с лиственными деревьями (“Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр”), хотя “сколько видим её – хвойная, хвойная”. А весной она снова к своим, хвойным, возвращается через шелковистые иголочки… Поведение “диковинного дерева” очеловечено: автор размышляет о нём как о живом существе. Рассказ завершается неожиданно – сравнением с людьми (“Ведь – и люди такие есть”).

Стихотворение “Лиственница” построено на сравнении: дерево сравнивается с определённым типом людей. Лиственница осенью опадает вместе с лиственными деревьями (“Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр”), хотя “сколько видим её – хвойная, хвойная”. А весной она снова к своим, хвойным, возвращается через шелковистые иголочки… Поведение “диковинного дерева” очеловечено: автор размышляет о нём как о живом существе. Рассказ завершается неожиданно – сравнением с людьми (“Ведь – и люди такие есть”).

 Дыхание Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей – и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью. Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!

Дыхание

Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.

Я стою под яблоней отцветающей – и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше.

Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.

Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!

Рассказ “Дыхание”. Писатель описывает раннее утро, свои ощущения, чувство счастья от того, что имеет возможность вдыхать воздух, “напоённый цветением, сыростью, свежестью”. И пока человек может ещё дышать “после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!”. Солженицыну удаётся нарисовать такую картину, потому что он умеет наблюдать, любит и знает природу, понимает, что, возможно, смысл жизни человека заключается именно в умении радоваться каждому мгновенью.

Рассказ “Дыхание”. Писатель описывает раннее утро, свои ощущения, чувство счастья от того, что имеет возможность вдыхать воздух, “напоённый цветением, сыростью, свежестью”. И пока человек может ещё дышать “после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!”. Солженицыну удаётся нарисовать такую картину, потому что он умеет наблюдать, любит и знает природу, понимает, что, возможно, смысл жизни человека заключается именно в умении радоваться каждому мгновенью.

 Костёр и муравьи Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

Костёр и муравьи

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

 Небольшая прозаическая зарисовка с не менее прозаическим названием “Костёр и муравьи”. Герой, не заметив, что “гнилое брёвнышко изнутри густо населено муравьями”, бросил его в костёр. И хотя он откатил брёвнышко на край, муравьи не убегали от огня (“Едва преодолев свой ужас, они заворачивали … и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -… и погибали…”). Кажется, что может здесь поэтического? Но признаки поэзии скрыты здесь в глубоком эмоциональном заряде. Автор предоставляет возможность читателю понять очень важную истину: чувство родины, дома сильнее даже ужаса смерти.

Небольшая прозаическая зарисовка с не менее прозаическим названием “Костёр и муравьи”.

Герой, не заметив, что “гнилое брёвнышко изнутри густо населено муравьями”, бросил его в костёр. И хотя он откатил брёвнышко на край, муравьи не убегали от огня (“Едва преодолев свой ужас, они заворачивали … и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -… и погибали…”). Кажется, что может здесь поэтического? Но признаки поэзии скрыты здесь в глубоком эмоциональном заряде. Автор предоставляет возможность читателю понять очень важную истину: чувство родины, дома сильнее даже ужаса смерти.

КРОХОТКИ» А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА – КЛАДЕЗЬ ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ, ТРЕБУЮЩИЙ КРОПОТЛИВОГО, ДЛИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. «КРОХОТКИ» - ФИЛОСОФСКИЕ МИНИАТЮРЫ, ГДЕ В МАЛОМ КРОЕТСЯ БОЛЬШОЕ «КРОХОТКИ» ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКА О СВОБОДЕ, О СУДЬБЕ РОССИИ, О РАДОСТИ ЖИТЬ, ДЫШАТЬ, О КРАСОТЕ, О ТВОРЧЕСТВЕ, О ЕДИНЕНИИ С ПРИРОДОЙ, О ДОБРЕ И ЗЛЕ…

КРОХОТКИ» А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА – КЛАДЕЗЬ ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ, ТРЕБУЮЩИЙ КРОПОТЛИВОГО, ДЛИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

«КРОХОТКИ» - ФИЛОСОФСКИЕ МИНИАТЮРЫ, ГДЕ В МАЛОМ КРОЕТСЯ БОЛЬШОЕ

«КРОХОТКИ» ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКА О СВОБОДЕ, О

СУДЬБЕ РОССИИ, О РАДОСТИ ЖИТЬ, ДЫШАТЬ, О КРАСОТЕ, О ТВОРЧЕСТВЕ, О ЕДИНЕНИИ С ПРИРОДОЙ, О ДОБРЕ И ЗЛЕ…

«КРОХОТКИ» НАСЫЩЕНЫ ПРИЕМАМИ «РАСШИРЕНИЯ» СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЛЕКСИКИ, СОЛЖЕНИЦЫН – НОВАТОР В ОБЛАСТИ СЛОВОТВОРЧЕСТВА (БОГАТСТВО НЕОЛОГИЗМОВ -ОККАЗИОНАЛИЗМОВ). СОЛЖЕНИЦЫН ИСПОЛЬЗУЕТ «СЛЫШИМЫЕ» СЛОВА, ЗВУКОПИСЬ. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ФОНЕТИЧЕСКИЕ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ, СИНТАКСИЧЕСКИЕ), ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В «КРОХОТКАХ», СОЗДАЮТ ЯРКИЕ ОБРАЗЫ РОДИНЫ, РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕКА, РАСКРЫВАЮТ АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ. «КРОХОТКИ» ЗАСТАВЛЯЮТ ДУМАТЬ О ЖИЗНИ, О ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ…

«КРОХОТКИ» НАСЫЩЕНЫ ПРИЕМАМИ «РАСШИРЕНИЯ» СОВРЕМЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРНОЙ ЛЕКСИКИ, СОЛЖЕНИЦЫН – НОВАТОР В ОБЛАСТИ

СЛОВОТВОРЧЕСТВА (БОГАТСТВО НЕОЛОГИЗМОВ -ОККАЗИОНАЛИЗМОВ).

СОЛЖЕНИЦЫН ИСПОЛЬЗУЕТ «СЛЫШИМЫЕ» СЛОВА, ЗВУКОПИСЬ.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ФОНЕТИЧЕСКИЕ,

ЛЕКСИЧЕСКИЕ, СИНТАКСИЧЕСКИЕ), ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В «КРОХОТКАХ»,

СОЗДАЮТ ЯРКИЕ ОБРАЗЫ РОДИНЫ, РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,

ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕКА, РАСКРЫВАЮТ АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ.

«КРОХОТКИ» ЗАСТАВЛЯЮТ ДУМАТЬ О ЖИЗНИ, О ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!