СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок-исследование в 11 классе «Крохотка» А.И. Солженицына ("Лихое зелье")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок-исследование. Комплексный анализ текста как этап подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку. «Крохотки» А.И. Солженицына ("Лихое зелье")

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 4»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ФИ учащегося __________________________ Дата_____________________

Исследование- анализ текста
Автор___________________________________ Название____________________________________

Тема (о чем?)(какую картинку вижу)




Идея(зачем?)(с какой целью рассказали историю)





Образы(которые есть в тексте)





Проблематика 1.



2.-3.



Образ автора(каким видишь автора)


Авторская позиция Отношение(он огорчен, обеспокоен, озабочен, обрадован и т.д.)



Замысел (что автор хотел добиться, после того, как прочтут его произведение)




Средства выразительности в тексте








Ваша позиция






Ваш аргумент (какие книги по этой проблеме еще читал)

1.






2.








Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЯ 2-6»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


  • Лихое зелье

  • Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против (курсив А.И. Солженицына) всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт.

  • Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?

  • Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, – понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.

  • До конца человечества.

  • И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Костер и муравьи

  • Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

  • Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил бревнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спаслись – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и - какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! И были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Молитва о России
Отче наш Всемилостивый!
Россиюшку Твою многострадную
не покинь в ошеломлении нынешнем,
в её израненности, обнищании
и в смутности духа.
Господи Вседержитель!
Не дай ей, не дай пресечься:
не стать больше быть.
Сколько прямодушных сердец
и сколько талантов
Ты поселил в русских людях.
Не дай им загинуть, погрузиться во тьму, —
не послуживши во имя Твоё!
Из глубин Беды —
вызволи народ свой неукладный.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВСТАВЬТЕ БУКВЫ И ОТКРОЙТЕ СКОБКИ

  • Лихое зелье

  • (1) Сколько(же) труда кладёт земл..делец: сохр..нить зёрна до срока посе..ть угодно, дохолить до пл..дов р..стения добрые. (2)Но с дикой резвост..ю взбрасывают..ся с..рняки – не только без ухода (досмотра) а против всякого ухода, (в)насмешку. (3)То(то) и пословица: лихое зелье – (не)скоро в землю уйдёт.

  • (4)(От)чего(ж) у добрых р..стений всегда сил меньше?

  • (5)Видя (не)вылазность человеческой истории что в дальнем(дальнем) давне что и в наисегодн..шнем сегодня, - понуро скл..няеш.. голову: да, знать таков закон всемирный. (6)И нам из него (не)выбиться – никогда, никакими благими издумками никакими земными прожектами.

  • (7)До конца человечества.

  • (8)И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока русского языка в 11 классе»

Самоанализ урока русского языка в 11 классе

ТЕМА Комплексный анализ текста как этап подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку. «Крохотки» А.И. Солженицына.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

• Воспитание уважительного отношения к родному языку; • Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ

• Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; • Развитие монологической речи учеников; • Умения анализировать свою деятельность.

3 ОБУЧАЮЩАЯ

  • • Подготовка к выполнению части С ЕГЭ

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

Вид : Интегрированный урок-исследование.

Как осуществлялась система моей работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

Методы : исследовательский метод, благодаря которому учащийся постепенно познает принципы и этапы научного исследования, изучает литературу по теме исследуемой проблемы, разрабатывает план исследования, проверяет гипотезы и оценивает полученные результаты.

Формы работы: фронтальная работа.

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся : осуществление самопроверки при работе с тестами и текстом А.И. Солженицына, для визуального восприятия информации (портреты, эпиграф), при подачи справочного материала.

Приемы :

был использован дидактический материал на нравственную тему; задания , побуждающие к выявлению авторской позиции , высказыванию собственного мнения. Ребята пользовались дедактическим материалом . Вся работа выполнялась на рабочем листе.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка :

Текстоориентированный :Монологический ответ, рецензия, работа с текстом публицистического стиля.

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)

Коммуникативно- деятельностный: Работа над частичным комплексным анализом текста, с тестами.

Интегрированный подход. Связь с литературой через текст публицистического стиля. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.

Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

Цели урока ставились совместно с учащимися , использованы на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная , фронтальная, парная работы .

Недочеты в работе:

Урок направлен на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся .

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта изучения темы урока»

Технологическая карта изучения темы урока.

Предмет

Русский язык и литература

Класс

11

Тип урока

Интегрированный урок-исследование

Тема

Комплексный анализ текста как этап подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку. «Крохотки» А.И. Солженицына

Цели

  • Подготовка к выполнению части С ЕГЭ

  • Развитие такой базовой способности, как мышление.

  • Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация

Задачи

  • Исследовательская деятельность по овладению алгоритмом мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста.

  • Создание плана-конспекта сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

  • Овладение лексикой анализа художественного текста

  • Воспитание диалоговых отношений посредством анализа художественного текста

Планируемый результат

Предметные:

Знание терминологии анализа текста,

Умение определять тему, идею, проблематику, авторскую позицию, замысел

Личностные: развитие индивидуального творческого подхода к учебным задачам урока и способность аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами

Основные термины и понятия

Текст, тема, идея, проблема, проблематика, образ, авторская позиция, замысел, аргумент

Оборудование

компьютер, проектор, сенсорная интерактивная доска

Дидактические материалы к уроку

презентация , раздаточный материал (карты анализа текста), корточки с деформированным текстом «крохотки» «Лихое зелье»



Технологическая карта урока

 Название  этапа

Дидактическая  задача

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Планируемый  результат

Методическое  обеспечение

Организационный  момент (1мин)

Настроить  учащихся  на  работу

Создает положительную  мотивацию

Эпиграф урока (на доске):

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой, 
Всего и дела, что помедлить над строкою - 
Не пролистнуть нетерпеливою рукою, 
А задержаться, прочитать и перечесть. 
Ю. Левитанский    (Слайд 1 )

Слушают  учителя

Создание  положительной  мотивации

 

Разминка (5 мин)

Комплексное экспресс-повторение

1. жалюзИ, знАчимость, Иксы, каталОг, квартАл, кОнусы, кОнусов, корЫсть

2. Лексика. Объяснить значение слова «жокей».

3. Составить словосочетания или предложения со словами «коренной»,

«корневой».

4. Определить 4-е лишнее:

- варенье, тяжѐлый, октябрь, плясун;

- растение, выращенный, расти, отрасль;

- заходящий, золотящийся, уходящий, плывущий.

5. Расставить знаки препинания.

И я хочу на свете белом

Чтоб слово снова стало делом

Чтоб мир светлее стал и шире

И не пускался в распри вновь

Чтоб вечно царствовали в мире

Надежда Вера и Любовь. (М. Дудин)

(Слайд 2 )

Отвечают на вопросы

Повторение правил заданий КИМов.

Слайды презентации

(Приложение 1)

Постановка целей урока

(2 мин)

Развивать  умения  формулировать  цели  урока

Учитель знакомит учеников с темой, целями и задачами урока. (Слайды 3-4 )

Учащиеся высказывают гипотезу мотивации (зачем нужно рассмотреть текст «Крохоток»), а также предполагают планируемые  результаты: знания терминов и понятий анализа текста, умения определять тему, идею, проблематику, авторскую позицию, замысел, навыки аргументации своей позиции.

Сформулировать  цели  урока

Слайды презентации

Операционно-познавательный  этап

Ознакомить с биографическими данными А.И.Солженицына (3 мин)

Сообщает сведения о жизни и деятельности А.И.Солженицына. (Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918Кисловодск — 3 августа 2008, Москва) — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.)

(Связь имени А.И.Солженицына с Кубанью. Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (ныне Ставропольский край).

Отец — Исаакий Семёнович Солженицын (1891—1918), русский крестьянин с Северного Кавказа (станица Саблинская). Мать — Таисия Захаровна Щербак, украинка, дочь хозяина богатейшей на Кубани экономии, умом и трудом поднявшегося на эту ступень таврического чабана-батрака.Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились. Исаакий Солженицын во время Первой мировой войны пошёл на фронт добровольцем и был офицером. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после демобилизации в результате несчастного случая на охоте. В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.) (Слайды 5-10 )

Слушают краткий очерк о жизни и деятельности А.И.Солженицына

Краткий конспект о жизни и деятельности А.И.Солженицына

Слайды презентации

(20 мин)

 Решение учебной задачи

Организовывает  целенаправленную  познавательную  деятельность  учащихся, их  тренировку  в  тех действиях, которые  являются  целью  урока. Задает наводящие вопросы ученикам. (Слайды 11-25 )

 

 Учащиеся заполняют карту анализа текста «Лихого зелья», отвечая на вопросы. Работа выполняется на основе поисково-исследовательской и эвристической деятельностей. Поисково-исследовательская деятельность строится на интеллектуальных процессах (анализе, сравнении, обобщении, классификации и др.) и организует работу учеников над текстом по выявлению темы, идеи, проблематики, авторской позиции, замысла. Элементом эвристической деятельности является процесс поиска (выдвижение гипотез, обсуждение разных точек зрения)

Используя термины анализа текста, определяют тему, идею, проблематику, авторскую позицию, замысел, аргументируют свое мнение.

Карты анализа текста на  каждого  ученика (Приложение 3 и 4)

Усвоение новых знаний, умений и навыков

Знакомит учеников с навыками анализа произведения для дальнейшего написания сочинения с учетом критериев оценивания на ЕГЭ. (Слайды 26-36 )

Ученики получают навыки анализа произведения для дальнейшего написания сочинения с учетом критериев оценивания на ЕГЭ.

Заполнение карты анализа текста

Карты анализа текста на  каждого  ученика

Контрольно-коррекционный  этап (8мин)

Создание устного сочинения по карте анализа текста

Создать  условия  для  самоконтроля, коррекции  и  самооценки  знаний, умений  и  деятельности  учащихся.

 Учащиеся составляют устное сочинение по карте анализа текста

 Создание устного сочинения по карте анализа текста

Карты анализа текста на  каждого  ученика

 Контроль и коррекция ответов 

Корректировка и комментирование всех выступлений

Ученики дают краткую рецензию на устное сочинение одноклассников

Контроль и коррекция устного сочинения

Карты анализа текста на  каждого  ученика

Рефлексивный  этап (1 мин)

Развитие  умений  обсуждать  и  анализировать  сам  учебный  процесс, который  привел  к  полученным  результатам

Учитель сообщает общие и индивидуальные ошибки, уточняет суть пунктов анализа и возможность использования выявленных сведений в сочинении.

Участвуют  в  беседе

Подведение итогов работы над анализом текста


Рефлексия

Проводит  беседу по  вопросам: достигнуты  ли  цели; пригодятся  ли  полученные  знания; каким  образом  можно  узнать  непонятное  и  т.д. (Слайд 37 )

Ученики отвечают на вопросы учителя: 1. Чему вы научились на этом уроке? 2.Что вызвало затруднения? 3.Почему были затруднения?

Учащиеся  осознают  успешность  восприятия  и  осмысления  объектов  изучения

Карты анализа текста на  каждого  ученика


Учитель сообщает оценки за урок




Домашнее задание (1 мин)


Учитель дает задание написать 3 части сочинения(Вступление, Проблемма, Комментарий) по «крохотке» «Лихое зелье». А также выучить «крохотку» «Молитва» для последующего использования в аргументации при написании сочинения-рассуждения с патриотической тематикой (Слайд 17-20)

Ученики получают задание проанализировать текст «крохотки» «Костер и муравьи» и заполнить карту анализа текста и определяют возможные затруднения по выполнению задания

Определение затруднения по выполнению задания

Карты анализа текста на  каждого  ученика и тексты «крохотки» «Костер и муравьи» и «Молитва» (Приложение 4-6)

















Просмотр содержимого презентации
«ПРИЛОЖЕНИЕ 1»

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать. Пословица

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

Пословица

Разминка 1 . жалюзИ, знАчимость, Иксы, каталОг, квартАл, кОнусы, кОнусов, корЫсть 2. Лексика. Объяснить значение слова «жокей». 3. Составить словосочетания или предложения со словами «коренной», «корневой». 4. Определить 4-е лишнее: - варенье, тяжѐлый, октябрь, плясун; - растение, выращенный, расти, отрасль; - заходящий, золотящийся, уходящий, плывущий. 5. Расставить знаки препинания. И я хочу на свете белом Чтоб слово снова стало делом Чтоб мир светлее стал и шире И не пускался в распри вновь Чтоб вечно царствовали в мире Надежда Вера и Любовь. (М. Дудин)

Разминка

  • 1 . жалюзИ, знАчимость, Иксы, каталОг, квартАл, кОнусы, кОнусов, корЫсть
  • 2. Лексика. Объяснить значение слова «жокей».
  • 3. Составить словосочетания или предложения со словами «коренной»,
  • «корневой».
  • 4. Определить 4-е лишнее:

- варенье, тяжѐлый, октябрь, плясун;

- растение, выращенный, расти, отрасль;

- заходящий, золотящийся, уходящий, плывущий.

  • 5. Расставить знаки препинания.

И я хочу на свете белом

Чтоб слово снова стало делом

Чтоб мир светлее стал и шире

И не пускался в распри вновь

Чтоб вечно царствовали в мире

Надежда Вера и Любовь. (М. Дудин)

Интегрированный урок-исследование  Урок русского языка и литературы в 11 классе Комплексный анализ текста как этап подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20 Лакштанова Ирина Владимировна

Интегрированный урок-исследование Урок русского языка и литературы в 11 классе

Комплексный анализ текста как этап подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20 Лакштанова Ирина Владимировна

Цель урока: Подготовка к выполнению части С ЕГЭ Развитие такой базовой способности, как мышление. Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация Задачи урока: Исследовательская деятельность по овладению алгоритмом мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста. Создание плана-конспекта сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) Овладение лексикой анализа художественного текста Воспитание диалоговых отношений посредством анализа художественного текста

Цель урока:

  • Подготовка к выполнению части С ЕГЭ
  • Развитие такой базовой способности, как мышление.
  • Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация
  • Задачи урока:
  • Исследовательская деятельность по овладению алгоритмом мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста.
  • Создание плана-конспекта сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
  • Овладение лексикой анализа художественного текста
  • Воспитание диалоговых отношений посредством анализа художественного текста

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын   ( 11 декабря   1918 ,  Кисловодск  —  3 августа 2008,   Москва ) — русский писатель,  публицист , поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат  Нобелевской премии по литературе  ( 1970 ).  Диссидент , в течение нескольких десятилетий ( 1960-е  —  1980-е  годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя  СССР  и политики его властей. Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.  (Материал из Википедии )

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын

  •   ( 11 декабря   1918Кисловодск  —  3 августа 2008,   Москва ) — русский писатель,  публицист , поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат  Нобелевской премии по литературе  ( 1970 ).  Диссидент , в течение нескольких десятилетий ( 1960-е  —  1980-е  годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя  СССР  и политики его властей.
  • Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.
  • (Материал из Википедии )

Связь имени А.И.Солженицына с Кубанью Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился  11 декабря   1918 года  в  Кисловодске  (ныне  Ставропольский край ). Отец  — Исаакий Семёнович Солженицын (1891—1918),  русский   крестьянин  с  Северного Кавказа  (станица Саблинская). Мать  — Таисия Захаровна Щербак,  украинка , дочь хозяина богатейшей на  Кубани   экономии , умом и трудом поднявшегося на эту ступень  таврического   чабана - батрака . Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились. Исаакий Солженицын во время  Первой мировой войны  пошёл на фронт добровольцем и был  офицером . Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после  демобилизации  в результате несчастного случая  на  охоте . В результате  революции  и  гражданской войны  семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону , с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

Связь имени А.И.Солженицына с Кубанью

  • Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился  11 декабря   1918 года  в  Кисловодске  (ныне  Ставропольский край ).
  • Отец  — Исаакий Семёнович Солженицын (1891—1918),  русский   крестьянин  с  Северного Кавказа  (станица Саблинская). Мать  — Таисия Захаровна Щербак,  украинка , дочь хозяина богатейшей на  Кубани   экономии , умом и трудом поднявшегося на эту ступень  таврического   чабана - батрака .
  • Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились.
  • Исаакий Солженицын во время  Первой мировой войны  пошёл на фронт добровольцем и был  офицером . Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после  демобилизации  в результате несчастного случая  на  охоте .
  • В результате  революции  и  гражданской войны  семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону , с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

  • Награды и премии
  • 15 августа 1943 года —  орден Отечественной войны  II степени
  • 12 июля 1944 года —  орден Красной Звезды
  • 1957 год —  медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1958 год —  медаль «За взятие Кенигсберга»
  • 1969 год, зима — награждён Премией французских журналистов за лучшую иностранную книгу.
  • 1970 г од —  Нобелевская премия по литературе  «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»(предложено  Франсуа Мориаком ). Получил диплом и денежную часть премии 10 декабря  1974 года , после высылки из СССР.
  • 31 мая 1974 года — вручение премии Союза итальянских журналистов « Золотое клише ».
  • декабрь 1975 года — французский журнал « Пуэн » объявил Солженицына «человеком года».
  • 1983 год —  Темплтоновская премия за успехи в исследовании или открытия в духовной жизни
  • 20 сентября   1990 года  — присвоено звание  Почётного гражданина города Рязани .
  • декабрь 1990 года —  Государственная премия РСФСР в области литературы  — за «Архипелаг ГУЛАГ»
  • Весной 1995 года вручена Литературная премия имени итальянского писателя-сатирика Виталиано Бранкати
  • 1998 год —  Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова  — «за выдающийся вклад в развитие русской литературы, русского языка и российской истории» (вручена 2 июня 1999 года)
  • 1998 год —  Орден Святого апостола Андрея Первозванного  (высшая государственная награда Российской Федерации) — «за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой вклад в мировую литературу» От награды отказался («… от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу »).
  • 1998 год — от имени  РПЦ  писатель награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского
  • декабрь 2000 года — награждён  Большой премией Французской академии нравственных и политических наук  (Института Франции)
  • 2003 год — Почётный доктор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова [
  • 2004 год —  орден Святого Саввы  Сербского 1-й степени (высшая награда  Сербской православной церкви ); вручена  16 ноября  2004 года
  • 2004 год — лауреат национальной премии  «Россиянин года»  в номинации «Духовный лидер»
  • 2006 год —  Государственная премия Российской Федерации  — «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности».
  • 2006 год — Национальная премия «Россиянин года»
  • 2007 год — Премия  Фонда « Живко и Милица Топалович »  (Сербия) (вручена 7 марта 2008 года): «великому писателю и гуманисту, чья христианская правдивость дарит нам храбрость и утешение».
  • 2008 год —  Ботевская премия  (Болгария) «за творчество и гражданскую позицию в защите нравственных и этических принципов цивилизации»
  • 2008 год — Большой крест  ордена Звезды Румынии  (посмертно)

Президент Д.А. Медведев возлагает цветы на могилу А.И.Солженицына (август 2008 г.)

Президент Д.А. Медведев возлагает цветы на могилу А.И.Солженицына (август 2008 г.)

Крохотки  А.И. Солженицын    - автор самой малой прозы, трёх десятков «Крохоток», которые после  И. С.Тургенева естественно назвать «Стихотворения в прозе». Это свободные прозаические этюды-раздумья, которые образуют 2 цикла, каждый завершён «Молитвой». От молитвы о себе к молитве о России. Несколько «Крохоток» из раннего цикла (1958-1963) связаны с велосипедными поездками автора по Средней России, позднего цикла(1996-1999) – с возвращением из изгнания через всю страну, от Владивостока до Москвы, с путешествием по Волге, через Калязин и Углич. 

Крохотки

А.И. Солженицын

  - автор самой малой прозы, трёх десятков «Крохоток», которые после  И. С.Тургенева естественно назвать «Стихотворения в прозе». Это свободные прозаические этюды-раздумья, которые образуют 2 цикла, каждый завершён «Молитвой». От молитвы о себе к молитве о России. Несколько «Крохоток» из раннего цикла (1958-1963) связаны с велосипедными поездками автора по Средней России, позднего цикла(1996-1999) – с возвращением из изгнания через всю страну, от Владивостока до Москвы, с путешествием по Волге, через Калязин и Углич. 

Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог... (из письма в “Новый мир”) (11.12.1918 – 03.08.2008)

Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог...

(из письма в “Новый мир”)

(11.12.1918 – 03.08.2008)

Лихое зелье Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт. Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше? Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, – понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами. До конца человечества. И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.
  • Лихое зелье
  • Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт.
  • Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?
  • Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, – понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.
  • До конца человечества.
  • И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.

Содержательный анализ:  Тема  - Идея  Образы  - Проблематика  - Образ автора (тип повествователя)  Авторская позиция отношение замысел средства выразительности

Содержательный анализ:

  • Тема - Идея
  • Образы - Проблематика - Образ автора (тип повествователя) Авторская позиция
  • отношение
  • замысел
  • средства выразительности

Основной принцип анализа – учёт единства формы и содержания художественного произведения Содержание Форма Размышление писателя о мире, о различных явлениях действительности Система средств и приёмов, в которой эти размышления находят своё воплощение Внутренняя, духовная сторона текста Внешняя, материальная сторона текста Это то, ЧТО сказал писатель своим произведением.  Это то, КАК автор это сделал. Сюжет, характеры, обстоятельства, идейно-тематическое содержание. Система изобразительных средств, композиция. Сущность литературного произведения. Способ существования произведения, «плоть» содержания.

Основной принцип анализа – учёт единства формы и содержания художественного произведения

Содержание

Форма

Размышление писателя о мире, о различных явлениях действительности

Система средств и приёмов, в которой эти размышления находят своё воплощение

Внутренняя, духовная сторона текста

Внешняя, материальная сторона текста

Это то, ЧТО сказал писатель своим произведением.

Это то, КАК автор это сделал.

Сюжет, характеры, обстоятельства, идейно-тематическое содержание.

Система изобразительных средств, композиция.

Сущность литературного произведения.

Способ существования произведения, «плоть» содержания.

Идея В.П. Астафьев считал: «Чтобы выразить философию нашего времени, философию подвига, человеческой жизни, любви, смерти, мало одних рассуждений на эти темы, литератору необходимо создать «знак», «образ», что в буквальном переводе с греческого означает идею». Дайте свое определение идее художественного текста.

Идея

В.П. Астафьев считал: «Чтобы выразить философию нашего времени, философию подвига, человеческой жизни, любви, смерти, мало одних рассуждений на эти темы, литератору необходимо создать «знак», «образ», что в буквальном переводе с греческого означает идею».

Дайте свое определение идее художественного текста.

Почему для выражения своих мыслей А.И. Солженицын выбирает жанр крохотки?  В чем его особая выразительность?

Почему для выражения своих мыслей А.И. Солженицын выбирает жанр крохотки?

В чем его особая выразительность?

Определение особенностей жанра миниатюры: небольшой объём, необычная яркость образов, глубокий смысл, параллелизм, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного переживания, лирическое начало, повторение ритмически подобных синтаксических конструкций, «отточенность» средств языковой выразительности. Это дает насыщение предельно малого объема значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется, что и позволяет наиболее лаконично выразить главную мысль.   «Крохотки» - «это чаще всего «сгущенные» до грани афоризма рассказы, самый малый эпос». Колобаева Л.А. «Крохотки» // Литературное обозрение. - 1999. - №1.

Определение особенностей жанра миниатюры:

небольшой объём,

необычная яркость образов,

глубокий смысл,

параллелизм,

повышенная эмоциональность,

установка на выражение субъективного переживания,

лирическое начало,

повторение ритмически подобных синтаксических конструкций, «отточенность» средств языковой выразительности.

Это дает насыщение предельно малого объема значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется, что и позволяет наиболее лаконично выразить главную мысль.

«Крохотки» - «это чаще всего «сгущенные» до грани афоризма рассказы, самый малый эпос». Колобаева Л.А. «Крохотки» // Литературное обозрение. - 1999. - №1.

Символ (от греческого оицроХюу — злак, опознавательная примета) — это художественный образ, с одной стороны, и знак и аллегория — с другой .  По словам С.С.Аверинцева, символ «есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. ... Переходя в символ, образ становится

Символ (от греческого оицроХюу — злак, опознавательная примета) — это художественный образ, с одной стороны, и знак и аллегория — с другой .

По словам С.С.Аверинцева, символ «есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. ... Переходя в символ, образ становится "прозрачным"; смысл "просвечивает" сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива».

По мысли С.С.Аверинцева, «сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира». 

  (Символ /  Аверинцев С. С.  София-Логос : Словарь. — 2-е изд., испр. — Киев: Дух i Лiтера, 2001.)

Н. А. Струве: «Язык у него бесподобный по энергии стиля, по богатству словаря, по взрывчатости синтаксиса. И какая поучительная сжатость! Сжаты многие фразы, нигде нет лишнего глагола. Вот урок, вот писатель. Какое крепкое мастерство». (Солженицын А. Прах поэта // Новый мир. - 1997. - №10)

Н. А. Струве: «Язык у него бесподобный по энергии стиля, по богатству словаря, по взрывчатости синтаксиса. И какая поучительная сжатость! Сжаты многие фразы, нигде нет лишнего глагола. Вот урок, вот писатель. Какое крепкое мастерство».

(Солженицын А. Прах поэта // Новый мир. - 1997. - №10)

Окказионализм – это индивидуально-авторский неологизм   Определите лексическое значение окказионализмов крохотки «Лихое зелье».

Окказионализм

это индивидуально-авторский неологизм

Определите лексическое значение окказионализмов крохотки «Лихое зелье».

Композиция сочинения  1. Вступление.  2. Проблема, над которой размышляет автор.  3. Комментарий.  4. Авторская позиция  5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).  6. Первый аргумент.  7. Второй аргумент.  8. Вывод (заключение).

Композиция сочинения

1. Вступление. 2. Проблема, над которой размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение).

Вступление (1-2 предложения) Задачи: вступить в контакт с читателем; подготовить его к восприятию текста; подвести к формулировке проблемы. О чем писать: сообщение о теме (о чем текст); сообщение об авторе (если знаем); цитата, связанная с проблематикой темы; риторический вопрос, восклицание, именительный темы. Можно начать сразу с формулировки проблемы .

Вступление (1-2 предложения)

Задачи:

  • вступить в контакт с читателем;
  • подготовить его к восприятию текста;
  • подвести к формулировке проблемы.

О чем писать:

  • сообщение о теме (о чем текст);
  • сообщение об авторе (если знаем);
  • цитата, связанная с проблематикой темы;
  • риторический вопрос, восклицание, именительный темы.

Можно начать сразу с формулировки проблемы .

Формулировка проблемы Проблема – это  сложный вопрос, требующий изучения, разрешения  ( Толковый словарь ) Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него. Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы .

Формулировка проблемы

Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения

( Толковый словарь )

Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.

Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы .

Проблема может быть  сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая.

Проблема может быть

сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая.

Категории (виды) проблем Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни общества. Политические проблемы  связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Категории (виды) проблем

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы касаются устройства жизни общества.

Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

В комментарии нужно (можно) указать категорию проблемы, используя следующие определения: •  социальная •  философская •  общественно-политическая •  психологическая •  идеологическая •  нравственная •  морально-этическая •  международная •  межнациональная и т.п. •  эстетическая •  культурная •  научная и др.

В комментарии нужно (можно) указать категорию проблемы, используя следующие определения:

• социальная

• философская

• общественно-политическая

• психологическая

• идеологическая

• нравственная

• морально-этическая

• международная

• межнациональная и т.п.

• эстетическая

• культурная

• научная и др.

Проблема может быть сформулирована  двумя способами:  Проблема чего, какая? – Одним словом или словосочетанием: В форме вопроса: Одиночества Милосердия Экологии Воспитания Взаимоотношений «отцов и детей» И т.д.

Проблема может быть сформулирована двумя способами:

Проблема чего, какая?Одним словом или словосочетанием:

В форме вопроса:

  • Одиночества
  • Милосердия
  • Экологии
  • Воспитания
  • Взаимоотношений «отцов и детей»
  • И т.д.

  • Что важнее – закон или совесть?
  • Может ли прогресс быть человечным?
  • Необходимо ли милосердие в нашей жизни?
  • Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?
  • И др.
Типовые конструкции Автор поднимает проблему… Автор затрагивает очень важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.. Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение (1-2 предложения)

Типовые конструкции

  • Автор поднимает проблему…
  • Автор затрагивает очень важную проблему…
  • Автора текста волнует проблема…
  • Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
  • Текст … заставил меня задуматься над проблемой…

Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение

(1-2 предложения)

Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо    ( Толковый словарь ) Задачи: разъяснить, охарактеризовать проблему; показать ее актуальность; объяснить интерес автора к проблеме; показать ход мыслей автора. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст! (6-8 предложений)

Прокомментировать проблему

Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо ( Толковый словарь )

Задачи:

  • разъяснить, охарактеризовать проблему;
  • показать ее актуальность;
  • объяснить интерес автора к проблеме;
  • показать ход мыслей автора.

Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

(6-8 предложений)

Прокомментировать проблему можно опираясь на следующие вопросы: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Внимание! Комментарий не пересказ ! Комментируя, мы говорим о том, что делает автор, а не герои.

Прокомментировать проблему можно опираясь на следующие вопросы:

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чем заостряет внимание?
  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому?

Внимание!

Комментарий не пересказ ! Комментируя, мы говорим о том, что делает автор, а не герои.

Типовые конструкции:

Типовые конструкции:

  • Автор раскрывает проблему на примере…
  • В центре внимания автора…
  • Автор обращает внимание на…
  • Автор особо подчеркивает, что…
  • Желая рассказать о проблеме, автор приводит в пример…
Рефлексия 1. Что вы узнали нового на уроке? 2.Что вызвало затруднения? 3.Почему были затруднения?

Рефлексия

  • 1. Что вы узнали нового на уроке?
  • 2.Что вызвало затруднения?
  • 3.Почему были затруднения?

Домашнее задание Написать «Вступление» и «Комментарий к проблеме» по крохотке «Лихое Зелье» Выучить «крохотку» «Молитва о России»

Домашнее задание

  • Написать «Вступление» и «Комментарий к проблеме» по крохотке «Лихое Зелье»
  • Выучить «крохотку» «Молитва о России»

Молитва о России  Отче наш Всемилостивый!  Россиюшку Твою многострадную  не покинь в ошеломлении нынешнем,  в её израненности, обнищании  и в смутности духа.  Господи Вседержитель!  Не дай ей, не дай пресечься:  не стать больше быть.  Сколько прямодушных сердец  и сколько талантов  Ты поселил в русских людях.  Не дай им загинуть, погрузиться во тьму, —  не послуживши во имя Твоё!  Из глубин Беды —  вызволи народ свой неукладный.

Молитва о России Отче наш Всемилостивый! Россиюшку Твою многострадную не покинь в ошеломлении нынешнем, в её израненности, обнищании и в смутности духа. Господи Вседержитель! Не дай ей, не дай пресечься: не стать больше быть. Сколько прямодушных сердец и сколько талантов Ты поселил в русских людях. Не дай им загинуть, погрузиться во тьму, — не послуживши во имя Твоё! Из глубин Беды — вызволи народ свой неукладный.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Дополнительные  материалы к уроку.

Дополнительные материалы к уроку.

ВСТАВЬТЕ БУКВЫ И ОТКРОЙТЕ СКОБКИ
  • ВСТАВЬТЕ БУКВЫ И ОТКРОЙТЕ СКОБКИ
  • Лихое зелье
  • (1) Сколько(же) труда кладёт земл..делец: сохр..нить зёрна до срока посе..ть угодно, дохолить до пл..дов р..стения добрые. (2)Но с дикой резвост..ю взбрасывают..ся с..рняки – не только без ухода (досмотра) а против всякого ухода, (в)насмешку. (3)То(то) и пословица: лихое зелье – (не)скоро в землю уйдёт.
  • (4)(От)чего(ж) у добрых р..стений всегда сил меньше?
  • (5)Видя (не)вылазность человеческой истории что в дальнем(дальнем) давне что и в наисегодн..шнем сегодня, - понуро скл..няеш.. голову: да, знать таков закон всемирный. (6)И нам из него (не)выбиться – никогда, никакими благими издумками никакими земными прожектами.
  • (7)До конца человечества.
  • (8)И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!