СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку родной русской литературы "Крохотки" А.Солженицына

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая стихотворения в прозе А.Солженицына, размышляя над их содержанием, ученики попробовали и свои силы...

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной русской литературы "Крохотки" А.Солженицына»

 А . СОЛЖЕНИЦЫН: «КРОХОТКИ»  В МАЛОМ КРОЕТСЯ БОЛЬШОЕ   Вдовина Т.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г.Сосногорска

А . СОЛЖЕНИЦЫН: «КРОХОТКИ»

В МАЛОМ КРОЕТСЯ БОЛЬШОЕ

Вдовина Т.Ф.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» г.Сосногорска

«Всякое произведение – велико оно или мало – всегда зависит от того, как оно плотно, то есть, как оно соответствует своему назначению. И крохотный рассказец может быть велик»   А. И. Солженицын

«Всякое произведение – велико оно или мало – всегда зависит от того,

как оно плотно, то есть, как оно соответствует своему назначению.

И крохотный рассказец может быть велик»

А. И. Солженицын

Рассказы-миниатюры “Крохотки” условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Впервые первая часть “Крохоток” была опубликована в журнале “Грани” во Франкфурте в 1964 году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале “Новый мир”. В письме в “Новый мир” автор писал: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…”.

Рассказы-миниатюры “Крохотки” условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Впервые первая часть “Крохоток” была опубликована в журнале “Грани” во Франкфурте в 1964 году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале “Новый мир”. В письме в “Новый мир” автор писал: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…”.

 С чего начать разговор о рассказах-миниатюрах Солженицына? Думается, с определения жанровой формы “Крохоток”. Часто литературоведы называют “Крохотки” стихотворениями в прозе.  Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь.

С чего начать разговор о рассказах-миниатюрах Солженицына? Думается, с определения жанровой формы “Крохоток”. Часто литературоведы называют “Крохотки” стихотворениями в прозе.

Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь.

В рассказах-миниатюрах, стихотворениях в прозе – «Крохотках» - автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она, наша Россия . … Они самые обыкновенные, но это только на первый взгляд. Ничто не ускользает от пристального взгляда писателя. Жизненные ситуации, положенные в основу миниатюр, приводят к глубоким философским раздумьям…  

В рассказах-миниатюрах, стихотворениях в прозе – «Крохотках» - автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она, наша Россия .

Они самые обыкновенные, но это только на первый взгляд. Ничто не ускользает от пристального взгляда писателя. Жизненные ситуации, положенные в основу миниатюр, приводят к глубоким философским раздумьям…

 

Наступает время, когда человек сам за себя отвечает. И, даже если он этого не осознает, он строит свой характер ежедневными мелкими поступками, ежедневными маленькими решениями — дома, в классе, на улице. Так, выбор за выбором, мы формируем свой характер…

Наступает время, когда человек сам за себя отвечает. И, даже если он этого не осознает, он строит свой характер ежедневными мелкими поступками, ежедневными маленькими решениями — дома, в классе, на улице. Так, выбор за выбором, мы формируем свой характер…

При изучении «Крохоток» Солженицына учащимся было предложено самим сочинить «крохотку»…

При изучении «Крохоток» Солженицына

учащимся было предложено

самим сочинить «крохотку»…

Выбор  Сидела я как- то на скамейке в парке. Идёт мимо меня бабушка старенькая, на палочку опирается, а позади её мужичок идёт. Смотрю: у бабушки из сумки тысячная купюра выпадает, а мужичок хвать её - и в карман.  Вот так люди поступают: лишь бы им хорошо было...  Андреуца Наталья

Выбор

Сидела я как- то на скамейке в парке. Идёт мимо меня бабушка старенькая, на палочку опирается, а позади её мужичок идёт. Смотрю: у бабушки из сумки тысячная купюра выпадает, а мужичок хвать её - и в карман.

Вот так люди поступают: лишь бы им хорошо было...

Андреуца Наталья

 Случай с мячом Жил обычный мальчик по имени Вова , рос, как все обычные дети в его возрасте. Как - то раз пошёл он гулять со своими друзьями. И решил Вовочка взять свой новый мяч, который ему подарили на день рождения. Идёт он по тротуару, несёт мяч , но внезапно падает , и мяч катится прямо на проезжую часть. Не думая, мальчик побежал за мячом. Но тут он видит, что на него мчится машина . К счастью, водитель успел затормозить. А если он бы не успел... ... Как часто от одного движения может зависеть вся жизнь.  Сухоновская Анастасия

Случай с мячом

Жил обычный мальчик по имени Вова , рос, как все обычные дети в его возрасте.

Как - то раз пошёл он гулять со своими друзьями. И решил Вовочка взять свой новый мяч, который ему подарили на день рождения. Идёт он по тротуару, несёт мяч , но внезапно падает , и мяч катится прямо на проезжую часть. Не думая, мальчик побежал за мячом. Но тут он видит, что на него мчится машина . К счастью, водитель успел затормозить. А если он бы не успел...

... Как часто от одного движения может зависеть вся жизнь.

Сухоновская Анастасия

 Своя высота - у каждого  В природе существует много птиц. Многие рождены для полета. Разница между ними в том, что одни летают низко над землей, а другие взлетают высоко, в самое небо. Все они летают, но каждая видит с той высоты, на которую поднялась.  И та, низкая птица, рано или поздно становится жертвой высоко летающих птиц. Шевченко Дарья

Своя высота - у каждого

В природе существует много птиц. Многие рождены для полета. Разница между ними в том, что одни летают низко над землей, а другие взлетают высоко, в самое небо. Все они летают, но каждая видит с той высоты, на которую поднялась.

И та, низкая птица, рано или поздно становится жертвой высоко летающих птиц. Шевченко Дарья

 Лисёнок  Гуляя по лесу, я случайно встретил беспомощного лисёнка. Он был один. Ну я и отнёс его домой.  Целыми днями его кормил бумажками, так моя сестра делала куклам кашу. А сам при этом жевал бабушкины пирожки. Очень вкусные, кстати! Только вот не понимаю, почему лисёнок на меня смотрит щенячьими глазами? Да вообще перестал на это обращать внимание!  Как-то в один прекрасный летний день взял я свой большущий игрушечный танк, посадил туда лисёнка и погнали на прогулку. Всё было хорошо. Но это я так думал, пока не обернулся и не увидел вдалеке силуэт: мама белка прыгает по веткам со своими детёнышами. Только тогда я вдруг почувствовал какую-то лёгкость при передвижении танка. Тут меня осенило, что лисёнок убежал.. И внезапно услышал:

Лисёнок Гуляя по лесу, я случайно встретил беспомощного лисёнка. Он был один. Ну я и отнёс его домой. Целыми днями его кормил бумажками, так моя сестра делала куклам кашу. А сам при этом жевал бабушкины пирожки. Очень вкусные, кстати! Только вот не понимаю, почему лисёнок на меня смотрит щенячьими глазами? Да вообще перестал на это обращать внимание! Как-то в один прекрасный летний день взял я свой большущий игрушечный танк, посадил туда лисёнка и погнали на прогулку. Всё было хорошо. Но это я так думал, пока не обернулся и не увидел вдалеке силуэт: мама белка прыгает по веткам со своими детёнышами. Только тогда я вдруг почувствовал какую-то лёгкость при передвижении танка. Тут меня осенило, что лисёнок убежал.. И внезапно услышал: "Я хотел лишь от тебя свободы!"

Интересно, кто это сказал?

Прилипухова Катя

 Случай в лесу  Однажды осенью мы с папой пошли в лес. Я взяла корзинку для грибов и ягод, а папа взял с собой ружье для охоты.  Через некоторое время, проходя лесную опушку, мы услышали шуршание в кустах. Приглядевшись, мы увидели крольчиху. Она недоверчиво посмотрела на нас, но, к нашему удивлению, не убежала. Отец стал заряжать ружье в то время, как я увидела, что кто-то прячется за зайчихой.  Я в ужасе остановила папу, а зайчиха даже не шелохнулась. Пройдя ближе, я увидела за спиной маленьких зайчат. Зайчиха с благодарностью смотрела на меня. Именно в этот момент я поняла, что зайчиха была готова жертвовать собой ради своих детей.  Я была счастлива, что мне удалось спасти заячью семью, и была поражена отвагой зайчихи.  Смирнова Мария

Случай в лесу Однажды осенью мы с папой пошли в лес. Я взяла корзинку для грибов и ягод, а папа взял с собой ружье для охоты. Через некоторое время, проходя лесную опушку, мы услышали шуршание в кустах. Приглядевшись, мы увидели крольчиху. Она недоверчиво посмотрела на нас, но, к нашему удивлению, не убежала. Отец стал заряжать ружье в то время, как я увидела, что кто-то прячется за зайчихой. Я в ужасе остановила папу, а зайчиха даже не шелохнулась. Пройдя ближе, я увидела за спиной маленьких зайчат. Зайчиха с благодарностью смотрела на меня. Именно в этот момент я поняла, что зайчиха была готова жертвовать собой ради своих детей.

Я была счастлива, что мне удалось спасти заячью семью, и была поражена отвагой зайчихи.

Смирнова Мария

«Судьба — это характер . Не верьте тем, кто говорит, что судьбу определяют обстоятельства: одному повезло, другому нет. Обстоятельства, конечно, есть, и роль играют немалую. Но судьбу определяет характер. Каждому человеку только и можно пожелать не уклоняться от этой ответственности строить самого себя»  (из сочинения школьника)

«Судьба — это характер . Не верьте тем, кто говорит, что судьбу определяют обстоятельства: одному повезло, другому нет. Обстоятельства, конечно, есть, и роль играют немалую. Но судьбу определяет характер. Каждому человеку только и можно пожелать не уклоняться от этой ответственности строить самого себя»

(из сочинения школьника)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!