Рабочая карта урока ученика (цы) 11 класс _______________________________________________
Тема _________________________________________________________________________________
Знания | Умения | Ступени Критерии деятельности | Начало урока | Конец урока |
| | Хорошо знаю тему и могу помочь другим. Знаю тему, но затрудняюсь в применении. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю. Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней. | | |
1. Синтаксический разбор предложения
Любая влага влитая в кувшин
Сп…шит принять его литую форму
А слово проникая в глуш… души
Ей сообщает собстве….ую форму.
О. Сулейменов
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Распределительный диктант
Задание: распределить союзы по группам:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Соединительные Разделительные Противительные
И, зато, либо, не только… но и, также, то…то, ни…ни, или, как…так и, однако, тоже, то ли…то ли, все же.
3. Прочитайте предложения:
Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами. ___________________________
В небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. _______________________________
- Объясните (схематично), какие это предложения по структуре. Какую функцию в данных предложениях выполняет союз И?
4. Схематический диктант
Задание: составьте схемы предложений, определите роль союза И, а также определите структуру предложений и тип односоставных предложений.
Предложение | Схема |
1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет | |
2. Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком. | |
3. Тихо дышит зимний лес и постепенно пробуждается ото сна. | |
4. Весна и уже тепло. | |
5. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. | |
6. Уже смеркалось и в комнате стало темно. | |
7. Посидите на берегу с удочкой и почувствуете прилив сил. | |
8. Осень и листья опадают с деревьев. | |
9. В саду было тихо и лишь издалека доносился шум колес. | |
10. Я подошел к берегу моря и вдруг увидел корабль. | |
5. Творческая работа
Задание: продолжите предложения так, чтобы союз И соединял:
А) однородные члены [ О И О]. Б) простые предложения [ ], и [ ].
1. В лесу появились первые ягоды… ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2. На столе стоял букет цветов… ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
6. Прочитайте предложения:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Цифровой диктант
Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И, ИЛИ.
Предложения | Почему нет запятой? |
1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. | |
2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. | |
3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой. | |
4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил и гром гремел. | |
5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла. | |
6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. | |
7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика. | |
8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется. | |
9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды. | |
10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами. | |
8. Конструирование предложений
Задание: составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.
Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.
__________________________________________________________________________________
Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.
__________________________________________________________________________________
Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.
__________________________________________________________________________________
III Проверка понимания материала
1. Лингвистический анализ текста
Гроза в горах
1) Горы! 2) Сверкающие пики пронизывали бездон(нн)ую глубину неба. 3) (Не) кошен(нн)ая трава густо покрывала склоны и теснины, поросшие яблоней и абрикосом, березовые и дубовые рощи багрянились осен(нн)ей листвой, а вечнозелен(нн)ые ели терялись в облаках.
4) Бе…числен(нн)ые тропки ручейками сбегали к водопою, однако самих животных не было видно. 5) Стремительная река грохотала по дну ущелья. 6) Каждую минуту вздрагивал краснотал и с листьев стекали прозрачные капли. 7) По теплу еще жужжали пчелы, и от медвяного запаха разнотравья кружилась голова, но в первоздан(нн)ой миротворящей гармонии таилась угроза.
8) Тучи наплывали на дальние остроги, носились тени, опускалась удушливая тяжесть. 9) Пахло дождем и сыростью, кромешн(нн)ый мрак опустился на землю. 10) В тишине вдруг загрохотали колесницы демонов, зашумели, заволновались деревья, ошалело закричали птицы. 11) Сверкнули золотые копья, небо лопнуло и обрушилось на горы. 12) Казалось, гроза ра…несет горы в клочья, сожжет их, до смерти оглушит всякое живое существо – и всё это в одну секунду, мгновен(нн)о. 13) Земля вздыбилась, как испуган(нн)ый конь, но в последнее мгновенье ангелы поддержали закачавшийся на краю мир, и тучи изошли обильным ливнем, и тысячи ручейков побежали в мутные воды бесновавшейся реки. 14) Последняя колесница прогрохотала над головой, и в наступившей тишине вся округа засияла первоздан(нн)ой чистотой и свежестью.
Грамматическое задание:
1. Выписать № предложений:
простые | сложные | сложносочиненные | СП с 3-мя основами |
| | | |
2. Записать № предложений, соответствующих схемам (на месте союзов – многоточие):
а) [двус.],…[безл.]________
б) [двус.],…[двус.],…[двус.]__________
в) [ О и О], [двус.]__________
г) [назывн.]___________
д) Вт.ч.[ двус.] и [двус.]_____________
е) [безл.], [О,О и О ] – и [двус.]_________
3. Составить схемы предложений:
№11
№13
4. Сделать синтаксический разбор СП № 3.
2. Итоговое тестирование
1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
1) тоже, либо, зато;
2) и, да, тоже;
3) да, не то…не то;
4) однако, или, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.
1) соединительный;
2) противительный;
3) разделительный.
4) присоединительный
3. Найдите предложение с однородными членами, связанными с союзом И:
1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.
2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.
3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.
4) Через полчаса мы сидели, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам.
4. Укажите сложносочиненное предложение:
1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
2) Снег такой, что не сыщешь друг друга.
3) Я проснулся оттого, что хотелось пить.
4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
5. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член предложения:
1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.
3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.
4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам.
6. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:
1) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке.
2) Маслята либо маринуют, либо сушат.
3) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.
4) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
7.Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении: Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
8.Укажите синтаксическую характеристику предложения: Мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки.
1) сложносочиненное предложение с союзом и
2) простое предложение с однородными членами.
9.Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:
1) Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела.
2) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору.
3) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
4) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Туман рассеялся и очертания предметов стали четче.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна;
2) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна;
3) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна;
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.