СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: “СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ” (Тең байланыштуу сүйлөм)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: “СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ”

(Тең байланыштуу сүйлөм)

Предмет:  Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---3-----------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с  содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.

 

 

 

Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

 

 

 

Этапы урока и время:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

 

Организационный этап:

Здравствуйте, ребята.  Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

            Давайте ребята,  вспомним, как называется такая связь между словами, когда одно слово зависит от другого?

 

 

Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Так же, как слова в составе простого предложения, простые предложения, входящие  в состав сложного предложения, могут быть связаны по способу сочинительной связи или по способу подчинительной связи.

Сложное предложение, состоящее из равноправных простых предложений, соединенных сочинительными союзами, называется сложносочиненным предложением.

Например: Труд кормит, а лень портит. (пословица). Река разлилась широко, и домик лесника оказался в воде.

Надо различать сложносочинённые предложения и простые предложения с одними и теми же союзами. В сложных предложениях союзы соединяют отдельные простые предложения, а в простых предложениях сочинительные союзы употребляются между однородными членами предложения.

Сравните:

Ваня и Маша пошли              Ваня ушёл в школу,

                                                и Маша пошла в школу. Петя не пишет  на уроке.   Петя пишет, а Ваня                                                                 

а читает.                              читает.

В левом столбике – простые предложения с однородными членами, соединёнными союзами, а в правом – сложные предложения, в которых те же союзы соединяют простые предложения.

          Простые предложения, составляющие сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятой. Запятая ставится перед союзом. Например: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

          Если в сложносочинённом предложении с союзом и имеется общий второстепенный член предложения, относящийся к обоим предложениям, то запятая между простыми предложениями не ставится. Например: По улицам двигались трамваи  и мчались легковые автомобили. В этом предложении обстоятельство места по улицам относится к обоим простым предложениям, поэтому запятая между ними не ставится.

Задание. Образуйте сложносочинённые предложения, соединив при помощи союза и два простых предложения.

  1. Буйно заколосилась пщеница. Первые комбайны поплыли по золотой ниве.
  2. Киномеханик включил киноаппарат. На экране появились первые кадры новой кинокомедии.
  3. Чабан открыл ворота. Отара овец вышла из кошары.
  4. Подул сильный ветер. С высоких тополей посыпались жёлтые листья.
  5. Закончились вступительные экзамены. Многие выпускники сельских школ стали студентами.
  6. Самолет пошел на посадку. Пассажиры пристегнули ремни.
  7. Ася открыла окно. Комната наполнилась запахом цветов.
  8. Профессор вошел в аудиторию. Лекция началась.

 

Выполнение упр. №   281

Выпишите сложносочинённые предложения. Подчеркните союзы, которыми связаны простые предложения.

Выполнение упр. №   282

При помощи союзов и, а, но составьте сложные предложения из данных простых предложений.

1. Водитель сел в кабину, и огромный самосвал подъехал к экскаватору. В почтовом ящике лежали сегодняшние газеты, но телеграммы не было. Между близнецами было большое сходство, а мы их всё-таки различали. Николай Островский тяжело заболел, и врачи направили его на лечение в Крым. Учитель привёл   доказательство, но вывод мы сделали сами. Мы в разных странах рождены,  и  все мы не хотим войны. Камчыбеку досталось спелое яблоко, а мне –зелёное. Сестра посоветовала Айше поступить в техникум, и она выбрала торговый техникум.

Выполнение упр. №   283, 285

 

4.Словарная работа:

Сизый – көгүлтүрсегодняшний - бүгүнкү

Впечатление – таасир этүүблизнецы - эгиздер

Церковь – чиркөөвывод - корутунду

Нисколько – таптакырдостаться – энчисине тийүү

Смутиться– ыңгайсыздануусходство – окшоштук

Доказательство – далил                                  откликнуться - унчугуу

Советовать – кеңеш айтуу                              совещание - кеңешме

Торговый – соода                                            

золотистый – алтын түстүү

Визг – каңшылоо                                             неприятность – жагымсыз иш

Одичавший – жапайы болуп кеткен

Шакал– чөө

 

Переведите на кыргызский язык.

Учитель объяснил урок, а ученики слушали внимательно.

Мы поехали к дедушке на джайлоо в гости, и папа поехал тоже с нами.

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы,  и выполняют упр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики знакомятся с новыми словами

 

 

 

 

 

20мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Рефлекция

1. Что такое сложносочинённое предложение?

2. Как называется такая связь между словами, когда одно слово зависит от другого?

3. Как называется такая связь между словами, когда слова равноправны, не зависят один от другого?

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся

 

2

Домашнее задание

 

Упр. №    286

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2

 

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: “СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ” (Тең байланыштуу сүйлөм)»

ТЕМА: “СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ”

(Тең байланыштуу сүйлөм)

Предмет: Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---3-----------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.





Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.







Этапы урока и время:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


Организационный этап:

Здравствуйте, ребята. Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Давайте ребята, вспомним, как называется такая связь между словами, когда одно слово зависит от другого?



Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Так же, как слова в составе простого предложения, простые предложения, входящие в состав сложного предложения, могут быть связаны по способу сочинительной связи или по способу подчинительной связи.

Сложное предложение, состоящее из равноправных простых предложений, соединенных сочинительными союзами, называется сложносочиненным предложением.

Например: Труд кормит, а лень портит. (пословица). Река разлилась широко, и домик лесника оказался в воде.

Надо различать сложносочинённые предложения и простые предложения с одними и теми же союзами. В сложных предложениях союзы соединяют отдельные простые предложения, а в простых предложениях сочинительные союзы употребляются между однородными членами предложения.

Сравните:

Ваня и Маша пошли Ваня ушёл в школу,

и Маша пошла в школу. Петя не пишет на уроке. Петя пишет, а Ваня

а читает. читает.

В левом столбике – простые предложения с однородными членами, соединёнными союзами, а в правом – сложные предложения, в которых те же союзы соединяют простые предложения.

Простые предложения, составляющие сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятой. Запятая ставится перед союзом. Например: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Если в сложносочинённом предложении с союзом и имеется общий второстепенный член предложения, относящийся к обоим предложениям, то запятая между простыми предложениями не ставится. Например: По улицам двигались трамваи и мчались легковые автомобили. В этом предложении обстоятельство места по улицам относится к обоим простым предложениям, поэтому запятая между ними не ставится.

Задание. Образуйте сложносочинённые предложения, соединив при помощи союза и два простых предложения.

  1. Буйно заколосилась пщеница. Первые комбайны поплыли по золотой ниве.

  2. Киномеханик включил киноаппарат. На экране появились первые кадры новой кинокомедии.

  3. Чабан открыл ворота. Отара овец вышла из кошары.

  4. Подул сильный ветер. С высоких тополей посыпались жёлтые листья.

  5. Закончились вступительные экзамены. Многие выпускники сельских школ стали студентами.

  6. Самолет пошел на посадку. Пассажиры пристегнули ремни.

  7. Ася открыла окно. Комната наполнилась запахом цветов.

  8. Профессор вошел в аудиторию. Лекция началась.


Выполнение упр. № 281

Выпишите сложносочинённые предложения. Подчеркните союзы, которыми связаны простые предложения.

Выполнение упр. № 282

При помощи союзов и, а, но составьте сложные предложения из данных простых предложений.

1. Водитель сел в кабину, и огромный самосвал подъехал к экскаватору. В почтовом ящике лежали сегодняшние газеты, но телеграммы не было. Между близнецами было большое сходство, а мы их всё-таки различали. Николай Островский тяжело заболел, и врачи направили его на лечение в Крым. Учитель привёл доказательство, но вывод мы сделали сами. Мы в разных странах рождены, и все мы не хотим войны. Камчыбеку досталось спелое яблоко, а мне –зелёное. Сестра посоветовала Айше поступить в техникум, и она выбрала торговый техникум.

Выполнение упр. № 283, 285


4.Словарная работа:

Сизый – көгүлтүрсегодняшний - бүгүнкү

Впечатление – таасир этүүблизнецы - эгиздер

Церковь – чиркөөвывод - корутунду

Нисколько – таптакырдостаться – энчисине тийүү

Смутиться– ыңгайсыздануусходство – окшоштук

Доказательство – далил откликнуться - унчугуу

Советовать – кеңеш айтуу совещание - кеңешме

Торговый – соода

золотистый – алтын түстүү

Визг – каңшылоо неприятность – жагымсыз иш

Одичавший – жапайы болуп кеткен

Шакал– чөө


Переведите на кыргызский язык.

Учитель объяснил урок, а ученики слушали внимательно.

Мы поехали к дедушке на джайлоо в гости, и папа поехал тоже с нами.


Ученики слушают учителя






















Ученики слушают учителя





















Ученики отвечают на вопросы, и выполняют упр.

















Ученики выполняют упражнение






















Ученики знакомятся с новыми словами






20мин.






















3







Рефлекция

1. Что такое сложносочинённое предложение?

2. Как называется такая связь между словами, когда одно слово зависит от другого?

3. Как называется такая связь между словами, когда слова равноправны, не зависят один от другого?

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся


2

Домашнее задание


Упр. № 286

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!