СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто музыки не носит сам в себе Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником,лгуном… Темны, как ночь, души его движенья И как Эреб, черна его приязнь Такому человеку ты не доверяй. У. Шекспир Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Можно ли на уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Первые упоминания о музыкальной психологии можно найти в работах античных философов. Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как "такт", античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов. Одним из самых известных подвигов Пифагора на музыкальном поприще является усмирение им некоего разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом своей неверной возлюбленной. Он приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в спондеистском ладу, чем и успокоил клокотавшую страсть страдальца. По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Музыку как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьезный. Много писали о целебных свойствах различных звуков, в том числе об исцелении с помощью прекрасной музыки. Известно, что любая мелодия состоит из нот. Как известно, европейская музыка состоит из магического, «волшебного» количества нот - семи. Почему мы называем число семь «волшебным»? Да потому, что оно занимает серьезное место в природе и жизни человека – семь цветов радуги, семь дней недели, семь нот гаммы. Греческие философы считали, что когда семь небес поют вместе, они создают полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца. Многие древние инструменты имели семь струн, которые соотносились с семью органами человеческого тела и семью планетами. Египтяне ограничивали свои священные песни семью привычными звуками, запрещая произносить в храме иные звуки. Каждая нота непосредственно связана с тем или иным органом чувств, а также с определенными органами и системами организма. Поэтому, слушая и пропевая отдельные нотки, мы можем помочь своему телу и своей душе быстрее восстановить силу и гармонию, а значит и здоровье. Наиболее разработанная область музыкальной психологии - это психология музыкального восприятия. восприятие - не только пассивный отклик слушателя на те переживания, которые ему удается почерпнуть из музыки. Мир музыкальных образов не может быть до конца понят "сам из себя". Поэтому, для того чтобы понять музыкальное произведение, правильно его воспринять и хорошо исполнить, любитель музыки и музыкант должны поинтересоваться тем временем, в котором жил данный композитор, и каковы были его взгляды на жизнь, отношение к людям, к природе, к искусству. Когда композитор создавал свое произведение, он сопереживал проблемам своего времени, он восхищался и негодовал, печалился и страдал, и если человек будет знать конкретную причину этих переживаний, то и музыку он будет глубже чувствовать, понимать и исполнять. Восприятие активно, и слушатели, равно как и исполнитель, имеющий опыт общения с искусством, сами вкладывают в воспринимаемое произведение нечто от своего личного жизненного опыта, свои радости, тревоги и надежды, и тогда процесс музыкального восприятия превращается в захватывающий диалог двух личностных миров, один из которых принадлежит слушателю, а другой - композитору. Нота ДО Как мы уже сказали, каждая из нот связана с одним из органов чувств. Нота ДО отвечает за обоняние. Вибрации ноты ДО непосредственно связаны с костной системой, мышцами нижней части спины, с ногами, в частности, бедрами, лодыжками и ступнями, с ягодицами, седалищным нервом, нижней частью кишечника. Нота ДО увеличивает гемоглобин в крови и добавляет энергию эгоцентризма человеку. Это и понятно, ведь ДО – первая нота из семи. Соответственно, лечение нотой ДО является прекрасным лекарством при неподвижности суставов, распухших лодыжках, параличе, при плохом кровообращении и анемии по причине недостатка железа, других болезнях крови, а также при меланхоличности или трусости. Нота РЕ С этой нотой связано чувство вкуса. Кроме того, данная нота помогает связать между собой физическую и умственную энергии, что может помочь при вялости и апатии. Нота МИ имеет отношение к такому органу чувств, как зрение. нота МИ восстанавливает клетки, стимулирует протекание энергии по мышцам и интеллектуальную активность.Полезно пропевать и прослушивать эту ноту при склонности к скуке и неряшливости. Нота ФА влияет на осязание. Ее вибрации сродни вибрациям сердца и легких, гипофиза и других гормональных желез, иммунной системы. Нота СОЛЬ связана со слухом. Также она отвечает за кровь и кровообращение, нервную систему и спинной мозг, за обмен веществ и температурный контроль в организме, за горло, шею, уши, иммунную систему и обновление тканей. Эта нота помогает человеку посмотреть вглубь себя, отключившись от внешнего мира.СОЛЬ повышает внимание и успокаивает. Нота ЛЯ отвечает за интуицию человека, за его «шестое чувство». Она положительно вибрирует со всеми органами чувств, отвечает за мышечные реакции и координацию движений, за контролирование боли и за здоровье крови. Нота СИ Вибрации этой ноты оказывают влияние не на какой-то один орган чувств, а на весь организм в целом. Эта нота помогает поддерживать нужный баланс калия и натрия, кальция и фосфора, железа, йода и других минералов, она отвечает за кровь в целом, стимулирует работу селезенки. Очень хорошо использовать СИ для медитаций.Нота СИ помогает восстановить самоуважение человека. Исцеление нотами – простой, приятный и безопасный способ. Ведь можно просто петь понравившийся тебе звук, погружаясь в него и наслаждаясь им, чтобы избавление от недуга пошло быстрее.

Ритмотерапия. Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки Используя на своих уроках музыкально-ритмические движения, я выяснила, что они активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Вот только несколько высказываний о роли движения в музыке: “Простым жестом – взмахом руки – можно гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это и не противоречит природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест…” (Г.Г.Нейгауз). “Музыка испытывает на себе воздействие “немой интонации” пластики и движения человека, включая язык руки” (Б.В.Асафьев).Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения. Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки. На своих уроках музыки я использую простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся: - марширование; - движение рук (фразировка); - элементарные танцевальные движения; - игра на воображаемых музыкальных инструментах; - условное (графическое)изображение музыки; - “свободное дирижирование”. В основе этих движений лежат следующие музыкально-двигательные задания: - показ пульса (одной из сторон метра); - размера (пульса, организованного метром); - ритмического рисунка (чередование различных длительностей); - фразировки. С помощью этих заданий дети на моих уроках определяют темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития: - усвоение основных тем программы; - осмысление закономерностей музыкального искусства; - постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение; - развитие музыкальности; - активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках; - формирование двигательной сферы и т.п. Говоря о роли музыкально-ритмических движений на уроке, нужно отметить, что их применение чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации уроков, а, следовательно, исключает на занятиях равнодушие. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект. Следующая здоровьесберегающая технология, используемая мною на уроках музыки –Вокалотерапия и Фольклорная арттерапия. 1.Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции; 2.Массирует гортань, щитовидную железу; 3.Влияет на работу сердца; 4.Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека; 5.Пение помогает человеку развивать интеллект, воздействуя на подкорку головного мозга. Арттерапевтические методы и приемы, применяемые на уроках музыки, направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. Дети на моих уроках с удовольствием рисуют, придумывают элементы костюмов, создают свои варианты, периодически устраиваем народные праздники, концерты с участием родителей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности, и тут вступает в силу еще одна здоровьесберегающая технология – Терапия творчеством. Как учитель музыки, я считаю, что выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» мною используются нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты, музыкальное лото, песенная перестрелка, большой хоровод (урок-загадка) и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап - награждение учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение Замечательна на уроках музыки следующая технология – Сказкотерапия - это технология, которая развивает творческое воображение и креативное мышление, что необходимо для интеллектуального развития младших школьников. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. На своих уроках мы с детьми не только инсценируем сказки, которые есть по программе, но и придумываем свои, разыгрывая целые спектакли. Дети с удовольствием готовят роли, костюмы и музыкальные номера. Самая приятная и разряжающая атмосферу здоровьесберегающая технология – Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. На своих уроках музыки я уделяю улыбке очень большое внимание, так как при пении на улыбке развивается правильная мускулатура лицевых мышц, пение «на улыбке» является наиболее правильным для исполнения песен, а также является необходимым для выступлений в качестве артистов. Кроме того, улыбка - это просто здорово и приятно, она поднимает настроение и способствует повышению настроения и улучшению показателей здоровья. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Цель моих уроков музыки состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции. Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капли, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком. Литература: 1. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С-Петербург, Питер, 2003 2. Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985 3. С.А.Карцева. Музыкальная фонетика в школе. Москва «Просвещение» 1976 4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004. 5. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» М. «Вако». 2007 г. 6. Е. А. Лобанова «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе». 2006 г. 7. М.А.Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1997 8. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000 9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г. 10. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике // Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 11. Б. Д. Райгородский «Что может музыка?» журнал «Музыка в школе». 12. Садыкова Р.Ш., Шепаева С.А. – Возможности музыкального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. – ЮКГУ, Шимкент, 2006 г. 13. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г. 14. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя» М. АРКТИ – 2003 г. 15. Е. А. Смолина «Современный урок музыки» Ярославль Академия развития 2006 г. 16. А.Н. Слажнёв, А.Н. Шадрин Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007. 17. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” Н.К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2002. 18. Игровые оздоровительные технологии” О.А.Степанова, 2012.

Категория: Музыка
10.11.2017 17:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!