СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи цифрового дизайна урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог-разработчик цифрового дизайна урока должен решить ряд задач. Рассмотрим их.

1. Определение целевой аудитории, ее возрастных, психологических, социальных характеристик.

Для кого создается цифровой урок: дети дошкольного возраста, школьники, студенты, учащиеся сферы дополнительного образования, взрослые. Аудитория может быть «узкоспециализированной», например: цифровой урок «Как писать резюме» для безработных; первый урок для школьников по теме «Производная» – для всех учащихся, а цифровой урок «Производная сложной функции», скорее всего, для учащихся, интересующихся математикой, желающих знать больше, имеющих мотивацию к изучению дополнительных тем, более глубоким знаниям по математике. Предполагаемая аудитория «задает», определяет содержание и дизайн урока.

2. Анализ потребностей целевой аудитории, ее наличных компетенций и ожидаемых результатов обучения, формируемых компетенций в результате обучения.

Исходя из определения целевой аудитории, мы предполагаем уровень компетенций, с которым слушатель входит в наш урок. В разработке урока рекомендуется делать акцент на 1–2 компетенции, которые планируется формировать или развить. Для этого до создания урока можно опросить предполагаемых слушателей о ожидаемых результатах, и провести опрос по завершении обучения. Такая коммуникация повысит эффективность разработанных уроков.

3. Выбор, подбор учебного материала.

Разработчик, исходя из предполагаемой аудитории, цели урока и собственных научных и практических интересов подбирает учебный материал. Каждый урок по любой теме можно создать с совершенно разным содержанием, примерами.

4. Определение целей и задач учебного материала.

Здесь необходимы четкие формулировки целей, задач. Этот этап имеет место и в традиционных уроках, и в цифровых.

5. Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.

Можно разбить учебный материал на части, проанализировав каждую на предмет достижения компетенций. Структурирование материалов для цифровых уроков рекомендуется более детальное, чем для традиционных уроков.

6. Выбор средств и методов учебной работы.

Методы цифрового урока такие же, как традиционного: словесные, наглядные, упражнения, лабораторные и др. Основываясь на методологии целостного подхода к учебно-воспитательному процессу, можно выделить следующие группы методов: методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы); методы стимулирования и мотивации (интереса к учению, ответственности и долга в учении); методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический). В цифровых уроках обычно используются наглядные методы.

Формы организации обучения также из традиционной педагогики: индивидуальные; коллективные; индивидуально-групповые; классные; внеклассные. Основной структурной единицей классно-урочной системы обучения является урок. К общим формам организации обучения относятся: лекции, лабораторные и практические занятия, семинарские занятия, конференции, диспуты, экзамены, зачеты, консультации и факультативные занятия. К формам внеклассной внеаудиторной работы относятся различные предметные кружки, научные общества, студии, конкурсы, олимпиады и т. д. Все эти формы учебной работы трансформируются в условиях цифрового обучения, также могут быть созданы цифровой урок-лекция, урок-олимпиада и т. д.

Средства обучения также являются одним из важнейших составляющих педагогики. В настоящее время существуют разные подходы к классификации средств обучения: По трем основным признакам: по отношению средств обучения к использующему их субъекту и объема охвата, выполняемых ими функций; по видам опосредуемых деятельностей; по природе объектов, которые непосредственно используются в качестве средств (Т. В. Габай). Отождествление средств обучения и средств учебной деятельности. Средства учебной деятельности необходимо рассматривать как: интеллектуальные действия, лежащие в основе исследовательской и познавательной функции учебной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.); языковые, знаковые, вербальные средства, позволяющие усваивать знание, рефлексировать и производить личный опыт; фоновые знания, позволяющие структурировать индивидуальный опыт (И. А. Зимняя). С учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности: вещественные средства познания (машины, приборы); функциональные внешние средства, характерные для субъекта; вещественные средства воздействия, используемые в социальных, технических и природных системах; внутренние функциональные средства труда (словесно-логические и несловесные) (Е. А. Климов). Определяя средства обучения как идеальные и материальные объекты, можно выделить следующие основания: по отношению к учебной информации; по субъектам учебной деятельности; по составу объектов их функций в процессе обучения (А. Ф. Меняев). Традиционно в процессе обучения используют такие средства обучения, как идеальные: языковые системы знаков; произведения искусства, достижения культуры (литература, музыка, живопись); средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото и др.), учебные компьютерные программы; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи; технические средства обучения и т. д. Перечисленные средства обучения могут быть использованы в цифровом уроке.

7. Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.

Эта задача условно может быть названа «внешнее оформление». Для цельного восприятия всего курса рекомендуется единый стиль для всех цифровых уроков. Дизайн зависит от творческого начала самого автора уроков, от его вкуса, опыта. Не стоит забывать о влиянии содержания курса на его внешнее оформление. Цифровые уроки о войне, например, не оформляют в стиле романтизма, с цветочками и бабочками. Задача внешнего оформления самая творческая, здесь фантазии автора не ограничены.

8. Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.

Практически к каждому цифровому уроку можно разработать тесты, задания для проверки и самопроверки усвоения знаний, контрольные вопросы, опросы, анкеты и т. п. Выбор средства проверки усвоенных знаний зависит от темы, целей урока, аудитории и т. д.

9. Создание курса с помощью соответствующих инструментов либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.

Если создается целый учебный цифровой курс, то, скорее всего, необходима команда создателей, т. к. объем работы достаточно большой. Курс структурируется исходя из темы, часов, отведенных на изучение темы, исходных компетенций слушателей и т. д.

10. Загрузка курса в систему управления обучением (Learning Management System, LMS).

Система управления обучением в учебных заведениях различная. Например, в АГУ – система MOODLE; Itslearning, SCORM, ATutor – некоторые другие платформы для обучения

11. Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.

Выбор и разработка методов оценки результатов и эффективности учебных материалов зависит от темы, содержания курса, целевой аудитории, интересов автора курса и т. п. Возможно все – от классического опроса с помощи видеосвязи до творческих заданий.

12. Выработка решения для дальнейшего совершенствования учебного контента.

Здесь необходима оценка учебного курса самим автором: что получилось, где выявлены пробелы и недочеты. Крайне важна и обратная связь, оценка слушателей курса: в чем они видят недостатки, какой учебный материал лучше представить в другом виде.

Последовательное решение задач в ходе цифрового дизайна урока позволит эффективно реализовать все остальные составляющие урока.

17.03.2022 18:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!