СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Как учить в школе ХХI века, чтобы детям было интересно на уроках русского языка и литературы? Как выстроить образовательную цепочку, чтобы в условиях сокращения часов на изучение предмета и введенным итоговым сочинением в декабре и сочинением-рассуждением на ЕГЭ, помочь учащимся самореализоваться не только в учебной деятельности и успеваемости, но и в более широком смысле этого понятия.
Что я вкладываю в понятие самореализации? В толковании этого термина опираюсь на определение психолога Д.А.Леонтьева: «Самореализация – это процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы».
Я это понимаю, как осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий в сотрудничестве с другими людьми.
Сегодня учитель должен быть мотиватором, навигатором для школьника. Сейчас важно не запоминание, которому учили несколько лет назад,а понимание того, что происходит вокруг, потребность влиться в сегодняшнюю систему мира, самореализоваться в нем.
Внеурочная деятельность создает дополнительные условия для самореализации учащихся, дает возможность овладеть самым главным знанием – знанием о себе самом, полученном на основе собственной деятельности, в ходе которой формируются практические навыки поиска и обработки информации, ее использования в предметной области, в отношениях с другими людьми. Это позволяет осуществить компетентностный подход в организации внеурочной деятельности обучающихся, что отвечает современным требованиям к образованию и делает сотрудничество актуальным.
Такое сотрудничество привлекательно как для учащихся, так и для учителя. Учащиеся получают возможность реализовать себя в различных направлениях, развить творческие способности и коммуникативные навыки, приобрести социальный опыт, повысить учебную мотивацию. Учитель получает эмоциональный заряд, стимул к работе.
Меняются отношения: учитель-ученик становятся равными субъектами образовательного процесса.
Основные цели и задачи я вижу в следующем:
- самореализация учащихся в процессе творчества;
- выявление одаренных детей в области литературы и языка;
- популяризация знаний по русскому языку и литературе;
Ученики встречаются с писателями, участвуют в презентации новых книг, посещают экскурсии, театральные постановки и, самое главное, начинают писать творческие работы на конкурсы, участвовать в Международных чтениях по произведениям классиков.
Внеурочная работа способствует раскрытию творческих, предметных, коммуникативных, организаторских способностей.
О развитии предметных компетенций, творческих способностей можно судить по достижениям ребят в творческих конкурсах, конференциях различного уровня, предметных олимпиадах.
Условия успешности тиражирования своего опыта вижу прежде всего: в заинтересованности самого учителя работать во внеурочное время, в новой модели взаимодействия «учитель-ученик» и в содействии со стороны администрации, родителей, общественности.
А как вы считаете,коллеги,нужна ли нам в школе внеурочная деятельность?
© 2023, Семенова Ирина Георгиевна 49