СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая технология на уроках и внеурочной деятельности младших школьников как средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Игровая технология

на уроках и внеурочной деятельности младших школьников

как средство оптимизации

коррекционно – развивающего процесса

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр.

Игровые технологии в период школьного обучения

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Цель использования технологии:

Воспитание познавательных процессов и активизация деятельности учащихся, развитие любознательности и формирование позитивного отношения к учёбе

Описание порядка использования (применения)

технологии/методики в практической профессиональной деятельности

  • Применение игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на уроке, во внеклассной работе. (Деловые игры - имитационные, ролевые)
  • Проведение классных и общешкольных мероприятий по различной тематике

Результат использования технологии:

  • Активизация и интенсификация учебного процесса;
  • Развитие свободного творчества и самостоятельной деятельности учащихся.
  • Удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции.
  • Формирование позитивного отношения к учёбе

У игры как у вида деятельности выделяют следующие функции:

  • развлекательная функция является основной функцией игры (доставить довольствие, развлечь, воодушевить на создание нового, пробудить интерес);
  • игротерапевтическая функция - преодоление трудностей в игре, для дальнейшего их разрешения в других видах деятельности;
  • коммуникативная функция – это освоение диалектики общения, развитие социальных качеств;
  • функция самореализации в игре как основа для становления будущей личности;
  • диагностическая функция - обнаружение отклонений детей от нормативного поведения, познание самого себя в процессе игры;
  • функция социализации: активное включение в систему современных общественных отношений, освоение и усвоение норм человеческого общения и взаимодействия;
  • функция коррекции: позитивные изменения в структуре личностных показателей;
  • функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всего мирового сообщества социально-культурных ценностей;

Игру от других видов деятельности отличают следующие черты:

  • творческий подход в значительной мере в своей основе предполагает импровизацию, достаточно активный характер такой деятельности («поле для творчества»);
  • свободная развивающая деятельность, предпринимается по собственному желанию ребенка, ради получения удовольствия именно от процесса деятельности, а не только от её результата;
  • наличие прямых или косвенных правил, которые отражают содержание игры, временную и логическую последовательность ее развития;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, конкуренция, состязательность, соперничество («эмоциональное напряжение», чувственная природа игры).

Структура игры:

  • Планирование предстоящих действий,
  • Целеполагание,
  • Реализация определённых целей,
  • Анализ полученных результатов, в которых происходит реализация и раскрытие личностью себя как субъекта деятельности.

Структура игры как процесса деятельности:

  • игровые действия выступают как средство реализации данных ролей;
  • роли, принятые на себя участниками игры;
  • игровое употребление предметов (происходит замещение реальных вещей условными, игровыми);
  • содержание (сюжет) — область действительности, которая условно воспроизводится в игре;
  • реальные отношения между участниками игры.

Игра как метод обучения применяется:

  • как элемент (иногда весьма существенной) более обширной технологии;
  • в качестве занятия (урока) или его части (объяснения, введения, закрепления, контроля, упражнения);

в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия, а также раздела учебного предмета;

Группы игр по характеру организации педагогического процесса:

  • творческие, репродуктивные, продуктивные;
  • развивающие, воспитательные, познавательные;
  • коммуникативные, профориентационные, психотехнические, диагностические;
  • обобщающие, тренировочные, обучающие и др.

На основе характера игровой методики выделяют следующую типологию игр:

  • сюжетные,
  • предметные,
  • деловые,
  • ролевые,
  • игры-драматизации,
  • имитационные

Игровая среда в значительной мере определяет особенность игровой технологии. Следовательно, различают игры с предметами и без них; уличные, настольные, комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

«Игровая технология», кроме выше названных критериев, обязательно должна соответствовать требованиям, обоснованным психологически. Это необходимые требования обучающего процесса использования игровых ситуаций в детском саду, создание возможности детям взятия на себя роли действующего персонажа в данной игровой ситуации. Такая организация совместной деятельности педагога и детей является средством, которое воссоздаёт некоторые элементы игры, способствует более лёгкому преодолению разрыва, возникающего при переходе приоритета от игровой деятельности к учебной.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает широкую группу приемов и методов организации педагогического процесса. Проявляется в форме различных педагогических игр. В отличие от всех остальных игр педагогическая игра обладает одним существенным отличием: это четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Они могут быть выделены в явном виде, обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

От предметной игры необходимо переходить к сюжетно-ролевой и дидактической. От занятий всего лишь один шаг к прообразу будущих школьных уроков. Но, если в детском саду только «играть», а в школе сразу исключительно «учить», то слишком значительным станет различие между дошкольным периодом детства и начальной школой.

Игре сопутствует занятие. В это понятие вкладывается следующий смысл: занятие, как «занимательное дело», формы работы с детьми (эксперимент, ситуация, проект и т. д.).

На современном этапе образования большую актуальность приобретает информатизация образовательного процесса. Занятия, а в будущем образовательные проекты в детском саду имеют собственную специфику: эмоциональность, яркость, привлечение большого иллюстративного материала, использование звуко- и видеозаписей. Это обеспечивает нам компьютерная техника и ее мультимедийные возможности. При этом компьютер не заменяет воспитателя, а только дополняет его. Оптимальное сочетание живой речи и мониторных картинок крайне важно, так как дети в современную эпоху проводят значительное время за экранами мониторов. Гаджеты заменили им живое общение с родителями, сверстниками, воспитателями, учителями. Задача воспитателей: устранить данную проблему, восполнить реальное общение.

Но хочется подчеркнуть значимость современных компьютерных технологий, их уникальных возможностей в развитии как интеллектуальных, так и художественно-творческих способностей детей. Они позволяют ребёнку выразить себя, наиболее полно раскрыть свои способности в рамках образовательных программ. Информатизация обучения обеспечивает полноценное становление и развитие личности ребёнка, взаимосвязь содержания и образовательной работы, воспитание детей с огромным уровнем знаний, умений и навыков. Этот уровень станет в школе опорой для дальнейшего образования.

Игровая технология

Игровая технология строится в виде целостного образования, охватывающего определенную часть учебного процесса и объединенного общим сюжетом, содержанием, персонажем. В нее последовательно включаются:

  • группы игр на обобщение предметов по определенным существенным признакам;
  • игры и упражнения, формирующие навык выделения основных, характерных признаков предметов, сравнения и сопоставления их;
  • группы игр, воспитывающие способность владеть собой, умение быстрой реакции на слово, смекалку, фонематический слух и др.
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников происходит развитие умения отличать нереальные явления от реальных;

При этом развитие игрового сюжета происходит параллельно основному содержанию обучения. Игровой сюжет помогает освоить ряд учебных элементов и активизировать учебный процесс.

18.02.2021 14:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!