СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды словарной работы на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся – это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь его применять на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приемы:

  • Метод языкового анализа, который включает приемы звуко-буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;
  • Приемы зрительного запоминания- это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику;
  • Использование таблиц, карточек, перфокарт;
  • Выделение орфограмм цветным мелом или стержнем на доске и в тетрадях;
  • Различные виды слуховых диктантов;
  • Составление словосочетаний и предложений с трудными словами, включая их в письменные и устные творческие работы;
  • Занимательные формы работы(загадки, ребусы, игры, шарады, кроссворды) ученики решают их или сами составляют.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время. Одной из основных образовательных задач школьного курса русского языка является обучение орфографии, т.к. орфографическая грамотность – показатель культуры письменной речи. По общему признанию ученых, соблюдение единых норм орфографии помогает письменному общению и облегчает его. В качестве основных орфографических умений и навыков выделяют следующие: 1) нахождение в словах орфограмм; 2) написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; 3) обоснование орфограмм; 4) нахождение и исправление орфографических ошибок. В числе перечисленных орфографических умений важнейшим является нахождение орфограмм в словах на «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. В учебниках русского языка «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Словарные слова разделяю на несколько групп:

а) школьные принадлежности;

б)прилагательные, глагол, наречие,

в) растения, животные, птицы и т.д.

г) слова на правила: парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные.

Д) вежливые слова.

Е) устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места;

Постоянное обращение к словарю способствует созданию навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. Словарь является постоянным спутником ученика в повседневной работе на уроках.

Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим его школьникам освоение этих слов, учащиеся моего класса не являются исключением, они так же допускают много ошибок при написании словарных, поэтому тема методической разработки мной выбрана не случайно.

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Поэтому я на ряду с традиционными приемами работы со словарными словами использую новые более сложные упражнения направленные на активизацию словесно -логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания

Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:

  1. Толкование слова;
  2. К истокам слова;
  3. Однокоренные слова;
  4. Сочетаемость слов;
  5. Синонимы, антонимы;
  6. Когда так говорят – фразеологизмы;
  7. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты.
  8. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту - т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы. В начальной школе учащиеся должны знакомиться со следующими словарями:

  1. разгадывание слова с непроверяемыми буквами.- по наборам рисунков и по их первым б“Словарь русского языка” С. И. Ожегова;
  2. “Орфографический словарик” П. А. Грушникова;
  3. “Словарик синонимов и антонимов” М. Р. Львова;
  4. Фразеологический словарик “Учусь понимать образные выражения” Г. М. Ставской;
  5. Толковый словарь “Что это? Кто это?” в 2-х частях А. А. Бондаренко, И. В. Гурковой;
  6. “Школьный словообразовательный словарь русского языка” А. Н. Тихонова и др.
04.10.2018 15:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!