СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В статье рассматривается актуальная проблема, развития речи слабослышащих учащихся. Сформулированы основные этапы работы со словарным словом на уроках русского языка в системе начального обучения.
Словарная работа – одна из актуальных тем в системе специального обучения слабослышащих детей.
Количественная недостаточность лексического запаса у слабослышащих учащихся, своеобразное использование слов является следствием их ограниченного опыта, обусловленного неполным восприятием речи окружающих на слух, что препятствует нормальному словесному общению.
Словарная работа в школе слабослышащих по своему содержанию и характеру значительно отличается от соответствующей работы над лексикой в массовой школе, что обусловлено особенностями речевого развития. Словарная работа в массовой школе направлена на обогащение и уточнение словаря учащегося, его активизацию, борьбу за чистоту речи.
В школе слабослышащих в этом плане ставится более широкая и принципиально иная задача, формирование и расширение лексического запаса речи слабослышащего учащегося, т.е., создание базы, основы для словесного общения. И чтобы она успешно решалась, словарная работа должна проводиться в системе, на каждом уроке русского языка должно вводиться новое слово, и закрепляться ранее изученные слова.
Овладевая словарем дети, познают предметы и явления действительности; анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присущие им признаки и действия.
В словарной работе учащимся приходится иметь дело с различной по функциям, понятийному содержанию и строению лексикой. Познавая разными способами значения слов, уточняя и расширяя их в зависимости от контекста, сопоставляя изменения значений с изменениями в морфемном составе, с изменениями грамматических форм, учащиеся развивают способность осознанного, аналитико-синтетического подхода к слову, приобретают умения правильно пользоваться словом для выражения мысли.
В словарной работе совершенствуется способность к слухо-зрительному восприятию речи, уточняется звуко-буквенный состав слов, развиваются и укрепляются навыки произношения, чтения и письма. [5,с. 116]
Первичную работу над словарными словами в начальной школе я провожу
следующим образом:
1. Предъявление слова.
а) чтение слова (на последующих уроках знакомые словарные слова за экраном);
б) рассматривание предметной картинки («Картинный словарь» набор картинок).
2. Работа над словом. Учащиеся проговаривают словарное слово хором, затем по одному. Делят слово на слоги, ставят ударение. Вместе с учителем, определяют «трудное» место в слове. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.
3. Запись слова. После определения ударного и безударного слога, записывают «словарное» слово в тетрадь, указывают, сколько слогов в слове. Далее проводят частичный звукобуквенный анализ слова, выделяя красным цветом гласные буквы, синим - согласные твердые и зелёным - согласные мягкие. Указывают сколько слогов в слове. Учащиеся при работе со словарными словами учатся находить орфограмму, совершенствуют свою орфографическую зоркость.
4. Заключительный этап. Ввод слова в обиходную речь, с ним составляют словосочетание или предложение (устно и письменно).
В своей работе использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов, а так же диктую слова по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных, предметов или явлений природы. Например, «Животные»: лисица, медведь, корова, собака. По теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, ребята, товарищ, ученик. «Учебные вещи»: карандаш, класс, календарь, коллектив, тетрадь.
Словарные диктанты можно рассматривать как обучающий, так и как контролирующий вид работы над трудными словами. C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.
Картинный диктант.
Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово, с названием изображением на картинке предмета.
Варианты заданий:
Выборочный диктант. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию.
Например:
Газета, костер, около, сеялка, семена, телефон
Аккуратно, аллея, космонавт, одиннадцать, пассажир, экскурсия, шоссе
Железо, корабль, победа, библиотека, адрес.
Зрительный диктант, необходимо чередовать зрительно-слуховым диктантом. Задания могут быть не только в виде пропущенных букв, но и слов (например при записи антонимов и синонимов).
Например:
(о,ё)Ж_лтый, (о,ё) ч_рный, (д,т) огоро_, (г,к) четвер_.
л_пата топтыгин
маш_на люди
м_дведь заступ
наро_ автомобиль
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.
Например:
Криком все она мешает,
Знают все, что вор она
А зовется…(ворона)
Диктант с использованием пословиц и поговорок.
Варианты заданий:
1.Куда …(ворона) летит, туда и глядит
2.Слово – не …(воробей), вылетит, не поймаешь.
3.…(Москва) – мать городов русских.
Диктант по памяти. Учитель проводит с учащимися работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям дается возможность проверить написанное. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью интерактивной доски.
Варианты заданий:
На пруду к_ток хороший,
Лёд сверкает, как стекло.
На к_ток бежит Алёша,
И в моро_ ему тепло.
Горох, морковь, капуста, огурец, помидор, урожай, овощи
Лексический диктант.
Например:
Домашнее животное, используемое человеком для охраны (собака).
Страна, в которой человек родился и гражданином которой является (родина).
Огородное растение, овощ, томат (помидор).
Этимологический диктант, содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.
Например:
Это слово производное от слова платъ – «кусок материи» (платок)
Исходное значение этого слова «семья», далее - «место рождения» (родина)
Первичное значение слова «чисто» (хорошо).
Комбинированный диктант.
Хороший эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы.
Например:
Яблоко, трамвай, морковь, метро, погода, ракета, восток.
Трамвайные билеты, новые самолеты, интересные газеты, раскаленное железо.
Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, к овладению богатствами родного языка. Чтобы эта работа для учащихся была интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ.
Библиографический список
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
2. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1989.
5. Комаров К.В. «Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей» – М., 2005.
6. Красильникова О.А., Киреева Г.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников. С-П., 2005.
7. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
8. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
9. Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. 1 класс. – М., 2008.
© 2015, Замосковцева Татьяна Геннадьевна 1487