СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в школе слабослышащих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается актуальная проблема, развития речи слабослышащих учащихся. Сформулированы основные этапы работы со словарным словом на уроках русского языка в системе начального обучения.

Словарная работа – одна из актуальных тем в системе специального обучения слабослышащих детей.

Количественная недостаточность лексического запаса у слабослышащих учащихся, своеобразное использование слов является следствием их ограниченного опыта, обусловленного неполным восприятием речи окружающих на слух, что препятствует нормальному словесному общению.

Словарная работа в школе слабослышащих по своему содержанию и характеру значительно отличается от соответствующей работы над лексикой в массовой школе, что обусловлено особенностями речевого развития. Словарная работа в массовой школе направлена на обогащение и уточнение словаря учащегося, его активизацию, борьбу за чистоту речи.

В школе слабослышащих в этом плане ставится более широкая и принципиально иная задача, формирование и расширение лексического запаса речи слабослышащего учащегося, т.е., создание базы, основы для словесного общения. И чтобы она успешно решалась, словарная работа должна проводиться в системе, на каждом уроке русского языка должно вводиться новое слово, и закрепляться ранее изученные слова.

Овладевая словарем дети, познают предметы и явления действительности; анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присущие им признаки и действия.

В словарной работе учащимся приходится иметь дело с различной по функциям, понятийному содержанию и строению лексикой. Познавая разными способами значения слов, уточняя и расширяя их в зависимости от контекста, сопоставляя изменения значений с изменениями в морфемном составе, с изменениями грамматических форм, учащиеся развивают способность осознанного, аналитико-синтетического подхода к слову, приобретают умения правильно пользоваться словом для выражения мысли.

В словарной работе совершенствуется способность к слухо-зрительному восприятию речи, уточняется звуко-буквенный состав слов, развиваются и укрепляются навыки произношения, чтения и письма. [5,с. 116]

Первичную работу над словарными словами в начальной школе я провожу

следующим образом:

1. Предъявление слова.

а) чтение слова (на последующих уроках знакомые словарные слова за экраном);

б) рассматривание предметной картинки («Картинный словарь» набор картинок).

2. Работа над словом. Учащиеся проговаривают словарное слово хором, затем по одному. Делят слово на слоги, ставят ударение. Вместе с учителем, определяют «трудное» место в слове. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

3. Запись слова. После определения ударного и безударного слога, записывают «словарное» слово в тетрадь, указывают, сколько слогов в слове. Далее проводят частичный звукобуквенный анализ слова, выделяя красным цветом гласные буквы, синим - согласные твердые и зелёным - согласные мягкие. Указывают сколько слогов в слове. Учащиеся при работе со словарными словами учатся находить орфограмму, совершенствуют свою орфографическую зоркость.

4. Заключительный этап. Ввод слова в обиходную речь, с ним составляют словосочетание или предложение (устно и письменно).

В своей работе использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов, а так же диктую слова по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных, предметов или явлений природы. Например, «Животные»: лисица, медведь, корова, собака. По теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, ребята, товарищ, ученик. «Учебные вещи»: карандаш, класс, календарь, коллектив, тетрадь.

Словарные диктанты можно рассматривать как обучающий, так и как контролирующий вид работы над трудными словами. C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.

Картинный диктант.

Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово, с названием изображением на картинке предмета.

Варианты заданий:

  • Выделите в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме.
  • Разделите на слоги, поставьте знак ударения.

Выборочный диктант. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию.

Например:

  • Запишите только имена существительные.

Газета, костер, около, сеялка, семена, телефон

  • Запишите слова с удвоенными согласными.

Аккуратно, аллея, космонавт, одиннадцать, пассажир, экскурсия, шоссе

  • Запишите слова 2 склонения.

Железо, корабль, победа, библиотека, адрес.

Зрительный диктант, необходимо чередовать зрительно-слуховым диктантом. Задания могут быть не только в виде пропущенных букв, но и слов (например при записи антонимов и синонимов).

Например:

  • Раскройте скобки вставьте пропущенные буквы.

(о,ё)Ж_лтый, (о,ё) ч_рный, (д,т) огоро_, (г,к) четвер_.

  • К словам из левого столбика, подберите слово-синоним из правого

л_пата топтыгин

маш_на люди

м_дведь заступ

наро_ автомобиль

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.

Например:

  • Птица серая большая,

Криком все она мешает,

Знают все, что вор она

А зовется…(ворона)

  • Зимой беленький, летом серенький…(заяц)

Диктант с использованием пословиц и поговорок.

Варианты заданий:

  • Запишите только словарные слова.
  • Учитель читает (или выписывает) пословицы без словарных слов. Записать недостающее слово.

1.Куда …(ворона) летит, туда и глядит

2.Слово – не …(воробей), вылетит, не поймаешь.

3.…(Москва) – мать городов русских.

Диктант по памяти. Учитель проводит с учащимися работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям дается возможность проверить написанное. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью интерактивной доски.

Варианты заданий:

  • Запишите по памяти

На пруду к_ток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На к_ток бежит Алёша,

И в моро_ ему тепло.

  • Запишите словарные слова по теме «Овощи»

Горох, морковь, капуста, огурец, помидор, урожай, овощи

Лексический диктант.

Например:

  • Замените предложение, одним словом.

Домашнее животное, используемое человеком для охраны (собака).

Страна, в которой человек родился и гражданином которой является (родина).

Огородное растение, овощ, томат (помидор).

Этимологический диктант, содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

Например:

  • Узнай и напиши слова по их происхождению.

Это слово производное от слова платъ – «кусок материи» (платок)

Исходное значение этого слова «семья», далее - «место рождения» (родина)

Первичное значение слова «чисто» (хорошо).

Комбинированный диктант.

Хороший эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы.

Например:

  • Найдите и запишите сущест­вительные мужского, женского и среднего рода в три столбика. Выделите окончания.

Яблоко, трамвай, морковь, метро, погода, ракета, восток.

  • Запишите существительные в единственном числе. Укажите род существительных.

Трамвайные билеты, новые самолеты, интересные газеты, раскаленное железо.

  • Просклоняй слово «прекрасный».

Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, к овладению богатствами родного языка. Чтобы эта работа для учащихся была интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ.

Библиографический список

1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.

2. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.

3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1989.

5. Комаров К.В. «Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей» – М., 2005.

6. Красильникова О.А., Киреева Г.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников. С-П., 2005.

7. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.

8. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

9. Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. 1 класс. – М., 2008.

03.05.2015 12:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!