СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация: В данной статье актуализируется проблема поиска современных образовательных технологий в повышении мотивации школьников с нарушением слуха к обучению. Раскрываются практические возможности использования информационно-коммуникативных технологий на базе компьютера в стимулировании учебной мотивации и познавательной активности детей с нарушениями слуха в начальной школе в процессе коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: информационные технологии; дети младшего школьного возраста с нарушениями слуха; повышение мотивации к обучению с использованием компьютера.
В последнее десятилетие среди значимых для социально-экономической сферы Российской Федерации проблем отмечается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых существенный процент составляют обучающиеся с нарушениями слуха.
Особые образовательные потребности младших школьников с нарушениями слуха обусловлены трудностями или невозможностью восприятия слуховой информации, что, в свою очередь, осложняет процесс овладения ими собственной речью, нарушает становление экспрессивной и импрессивной сторон речи и приводит к отклонениям в формировании всей познавательной сферы личности. Следовательно, одной из приоритетных задач современной образовательной системы, закрепленной, в частности, в «Законе об образовании» и ФГОС НОО, становится организация таких условий обучения, в которых обучающиеся с нарушениями слуха могли бы получать качественное и конкурентоспособное образование.
Все это обусловливает актуальность проблемы поиска успешных педагогических технологий обучения младших школьников с нарушениями слуха, которая может быть решена за счет реформирования педагогической системы специального образования путем пересмотра существующих методов обучения с учетом достижений технического прогресса и модернизации способов коррекционного воздействия, в том числе, благодаря активному внедрению информационно-коммуникационных технологий, которые открывают новые возможности в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в современной отечественной педагогике под информационно-коммуникационными технологиями обучения понимается «направление педагогических технологий, использующее специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией, в том числе, при программированном или имитационном обучении, при использовании мультимедиа, гипертекста и т.д.» [3, с.6].
Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников с нарушениями слуха качественно раскрываются в работах Б.И. Айзенберга, О.П. Белоножко, Т.И. Галишниковой, В.И. Голод, Т.К. Королевской, О.А. Красильниковой, О.И. Кукушкиной, С.В. Сацевич, Н.В. Старченко, Г.Д. Швейковской и других, что позволяет заявить об эффективности использования ИКТ при решении компенсаторных, коррекционных, дидактических и коммуникативных задач, организации учебно-познавательной деятельности слабослышащих и глухих обучающихся в начальной школе.
Необходимо отметить, что специфика психического развития младших школьников с нарушениями слуха ярко проявляется в сложностях становления внутренних мотивов учебной деятельности. Например, Е.Г. Речицкая на основе эмпирического исследования выявила, что в мотивационной сфере как глухих, так и слабослышащих младших школьников на протяжении всего этапа начального обучения, в отличие от их нормотипических сверстников, преобладает мотив получения положительных отметок и мотив престижа, что выдвигает дополнительные требования к методам организации учебно-познавательной деятельности таких обучающихся [4].
И.Б. Ахпашева отмечает, что основными психолого-педагогическими условиями актуализации учебных мотивов младших школьников с нарушениями слуха выступают: занимательность учебных задач; поэтапное формирование способов действий с обязательным включением практических заданий для применения формирующих теоретических знаний; качественный поэтапный контроль способов выполнения деятельности и возвращение на предыдущие этапы формирования навыка при необходимости; включение словесной речи как средства общения и средства решения мыслительных задач на базе развивающейся словесной речи [1]. На наш взгляд, все эти условия могут быть реализованы в процессе применения компьютерных технологий, возможности которых позволяют эффективно решать каждую из коррекционно-развивающих задач обучения младших школьников с нарушениями слуха.
Анализ современной практики показывает, что для улучшения мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушениями слуха компьютерные технологии используются в следующих аспектах: педагогическая функция (автоматизированная выдача учебных задач и теоретического материала, система тренажеров для отработки и контроля формируемых навыков, самостоятельное обучение, подготовка домашней работы); экспертная функция (поиск информации по запросу обучающегося); партнерская функция (осуществление поддержки в процессе формирования универсальных учебных действий, чаще благодаря интерактивности); инструментальная (доступ к вычислительным, информационным и коммуникационным ресурсам по желанию педагога или обучающегося, например, в процессе реализации принципа наглядности). В зависимости от поставленных учителем целей и задач урока роль и степень включенности взаимодействия с компьютером каждого из детей может значительно варьироваться.
Педагогами-практиками и некоторыми исследователями, например, Н.В. Старченко [5] и Г.Д. Швейковской [6], подчеркивается, что использование максимальных возможностей ИКТ не только для решения задач поиска информации и демонстрации, но и для её адаптации в зависимости от образовательных возможностей конкретного обучающегося позволяет значительно индивидуализировать и дифференцировать учебно-познавательную деятельность младших школьников с нарушениями слуха, что гарантированно приводит к увеличению заинтересованности и внимательности детей, т.е. положительно влияет на их учебную мотивацию.
Важно подчеркнуть, что при обучении младших школьников с нарушениями слуха в связи с особенностями функционирования их познавательной сферы и неустойчивостью учебной мотивации, что обычно выражается в познавательной пассивности, недопустимо использовать лекционные формы обучения, а приоритет должен отдаваться наглядно-практическим средствам, что позволяет воплощать компенсаторный принцип организации учебной деятельности таких обучающихся. Компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для реализации принципов наглядности, реалистичности и мультисенсорности: иллюстрации, инфографика, анимация, текст, видео, схемы, музыкальное сопровождение, субтитры и т.д. позволяют доступно для обучающихся визуализировать не только текстовую, но и звуковую информацию, используя, по возможности, остаточный слух младших школьников с ОВЗ, что повышает продуктивность их учебной деятельности и глубину усвоения материала.
Помимо интегративной функции в процессе социальной адаптации детей с нарушениями слуха, ИКТ также увеличивают потенциал каждого обучающегося за счет обеспечения доступности информации и вероятности реализовать индивидуальный подход в процессе коррекционно-развивающей работы с учетом интересов ребенка и особенностей сформированности его волевой сферы, что приводит к необходимости создания специальных компьютерных средств для глухих и слабослышащих обучающихся.
В частности, для решения наиболее сложных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха уже разработаны несколько компьютерных программ, показавших свою эффективность в улучшении у них навыков связной устной речи, в расширении словарного запаса и повышении грамотности, например, «Видимая речь», «Дактильный букварь», «Мир за твоим окном» и другие. Некоторые программы предоставляют вариант перевода устной речи в субтитры или на язык жестов; позволяют осуществлять синхронный перевод устной речи в письменную; транслировать речь преподавателя на слуховой аппарат обучающегося в зависимости от его образовательных потребностей. Даже самые простые программы позволяют использовать различные инструменты для работы с текстом: выделение, цвет, использование разных шрифтов, анимации и т.д., например, при создании компьютерных презентаций.
Другие программы позволяют организовать обратную визуальную связь, например, показать на экране компьютера громкость, тон или высоту голоса при произнесении фразы учеником с нарушениями слуха без использования дополнительной аппаратуры. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по обучению младших школьников с нарушениями слуха речевой деятельности.
Широкое распространение также получили электронные и мультимедиа-тренажеры, позволяющие за счет использования принципа геймификации, повысить мотивацию младших школьников с нарушениями слуха к выполнению упражнений, требующих длительного сосредоточения и познавательной активности, например, в процессе обучения математике и русскому языку, развития речи с использованием слухо-речевых игр. Кроме того, электронные тренажеры, по мнению А.Ю. Котовой, повышают познавательную и речевую активность обучающихся с нарушениями слуха и при решении сложных задач по обучению произношению звуков, построению алгоритма речевого высказывания и воспроизведению ритмико-интонационной структуры [3]. Это достигается благодаря новизне и привлекательности индивидуальной работы с компьютером; получению постоянной и своевременной поддерживающей связи от него, фиксирующей успехи обучающегося, что поддерживает его самооценку и стимулирует к исправлению ошибок; объему дидактических материалов; сохранению работоспособности детей; постоянному доступу к эталонам произношения и к наглядному отображению достигнутых учебных успехов. Преимуществом таких тренажеров также является возможность учета индивидуального уровня развития ребенка, что позволяет ему предлагать разноуровневые задачи в его зоне ближайшего развития и учитывать предыдущие достижения перед переходом на новый уровень сложности, что плодотворно влияет на продуктивность учебной деятельности за счет поддержания высокой мотивации.
Таким образом, роль современных образовательных технологий в повышении мотивации младших школьников с нарушениями слуха к обучению заключается в реализации принципов наглядности, компенсаторности, индивидуального подхода, мультисенсорности, реалистичности, геймификации, обратной связи. Компьютерные технологии являются мощным стимулом: повышения эффективности и расширения возможностей организации учебно-познавательной деятельности глухих и слабослышащих обучающихся; проявления особой эмоциональной реакции у детей (удивление, недоумение, восторг и радость); вызывания положительного эмоционального настроя и повышения мотивации к познавательной деятельности; формирования самостоятельности и инициативы в процессе обучения.
Список литературы:
© 2022, Семёнова Светлана Николаевна 345