СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологий в процессе обучения и реализация принципа здоровьесбережения в учебном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В решении задачи сохраненья здоровья детей могут помочь здоровье сберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Выделяют несколько принципов здоровье сберегающей технологии (по Н. К. Смирнову «Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе»):

Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.

Создание здоровье сберегающего пространства класса.

Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.

Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.

Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.

Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь здоровье сберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для этого использую на уроках элементы здоровье сбережения такие как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6) правильная рабочая поза.

Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.

В начале урока очень важно детей мотивировать на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала.

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:

- температуру и свежесть воздуха: время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице;

- рациональность освещения класса и доски;

- исключить монотонные звуковые раздражители.

Практически на каждом уроке стараюсь проводить физкультминутки. Для эффективного обучения использую тренажер для глаз для коррекции зрения учащихся. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение. При изучении курса «Биология 9 класс» в классе, практически во всех разделах, при изучении систем органов рассматриваются вопросы затрагивающие здоровье человека. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, акцентируется внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится викторина "Знаешь ли ты витамины?"

Как соотносится термин "витамины" с функциями веществ, которые он обозначает?

Что такое гиповитаминозы, авитаминозы, гипервитаминозы?

Как классифицируют витамины?

Охарактеризуйте авитаминозы витаминов А, В, С, D и предложите способы их лечения.

Расскажите о роли витамина С и его взаимосвязи с витамином РР и каротином (витамином А).

Как взаимосвязана кулинарная обработка плодов, овощей и сохранность витаминов в них?

Какие витаминные препараты вы знаете и как их применять?

Почему в весеннее время важно употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов?

Какие продукты служат источником провитамина А?

С недостатком в пище, какого витамина связано замедление роста человека?

Какие продукты служат источником витамина С?

Всегда ли прием витаминов полезен для здоровья?

Откуда произошло слово "витамины"?

С помощью, каких опытов русский врач Н.И.Лунин открыл витамины? (на мышах)

Кто впервые предложил термин "витамин"? (К.Функ в 1912 г.)

"Его называют скорбут или язвенный рот". О каком витамине идет речь? (С)

При недостатках, какого витамина происходит воспаление нервов, боли в мышцах и суставах, судорога и паралич нижних конечностей? (В 1)

При недостатках, какого витамина происходит расстройство зрения (фотофобия), боязнь большого света, трещины в углах рта? (В2)

При недостатках, какого витамина происходит нарушение аккомодации, ослабление памяти и язык приобретает вид лакированного? (РР)

При недостатках, какого витамина слабеет сумеречное зрение, а в дальнейшем происходит полная потеря зрения? (А)

При недостатках, какого витамина развивается рахит? (D)

Где образуется этот витамин при действии солнечных лучей? (В коже)

Витамин А - жирорастворимый или водорастворимый? (жирорастворимый)

При изучении тема "Кожа" используется такой метод как блиц-опрос:

Сколько раз в день нужно умывать лицо? (2 раза: утром и вечером)

Кожа становится сальной, угреватой, если человек ест много жирной, мучной, острой пищи, особенно на ночь. (Правда, так как жиры в этом случае не используются для получения энергии, а откладываются в подкожной клетчатке.)

Реализацию направления здоровье сбережения я организую при проведении учебных занятий по темам: «Гигиена сердечно – сосудистой системы», «Гигиена дыхания», «Желудочно-кишечные заболевания, их профилактика».

Использование новых форм и методов организации урока можно реализовать при проведении нестандартных учебных занятий таких как:

- урок – исследование, урок – проект, урок – игра.

- урок - исследование «Выявление плоскостопия»,

- урок - проект «СПИД - глобальная проблема человечества»,

- обобщающий урок с элементами игры по теме: «Нервная и гуморальная регуляция», «Вирусы. чума 20 века», «Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний», «Проблемы безопасного и рационального питания», «Лекарственные растения».

Категория: Биология
12.12.2020 21:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!